Карион Истомин – один из первых русских просветителей. «Лицевой букварь» Истомина – памятник русской литературы XVII в.

Карион Истомин – первый детский писатель. Иеромонах, он долгое время служил справщиком Печатного двора, исправляя и подготавливая к печати книги, писал приветствия, эпитафии, трактаты, детские книги. В книгах, написанных царевичей и оставшихся, в рукописи, кроме букваря, Истомин серьёзно ставит вопросы воспитания и просвещения детей. Карион Истомин издал три детские книги: по-царски роскош­ный «Лицевой букварь» (1694), «Букварь языка словенска» (1696) и «Служба и житие Иоанна Воина» (1695; эта повесть есть прообраз будущей биографической повести для детей). Добавившиеся к ним рукописные «Грамматика малая» и пособие по истории составили первый на Руси комплект учебных книг (кроме того, ему приписывают и первый учебник арифметики).«Лицевой букварь» -Букварь вышедший в свет в июне 1696 г. тиражом в 25 экз., предназначался для малолетнего царевича Алексея. По своему составу он близок к Букварю 1679 г., составленному СимеономПолоцким, но по объему больше. В начале Букваря 1696 г.— стихотворное «Предисловие к юношам учитися хотящим», принадлежащее Полоцкому; но у Кариона имя царя Федора Алексеевича заменено именем Петра. Учебная часть содержит азбуки, двухбуквенные и трехбуквенные слоги, трехбуквенные слова, названия букв, сокращения, надстрочные знаки, знаки препинания и цифры. Далее идут молитвы и заимствованные из Букваря 1679 г. «Приветства». Отличительная особенность Букваря — большое число стихотворений (26). Большинство их посвящено праздникам Пасхи, Рождества, Успения; одно стихотворение посвящено Петру, два — царевичу Алексею. За стихами — три поучения отцов церкви: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. За этими поучениями — стихотворение «О учении приветство»— род акростиха, где в начале и конце приведено имя составителя «Карион иеромонах Истомин». Последние две статьи — стихотворное «Увещание» и «Стословец» патриарха Геннадия — заимствованы из Букваря 1679 г. В книге 3 гравюры с 2 досок: поучающий Христос (2 оттиска) и Рождество.

8. Детская литература XVII – XVIII вв. Симеон Полоцкий – писатель, просветитель, педагог. Просветительская деятельность Н.И. Новикова.

В XVII—XVIII веках началось знакомство с шедеврами европейской культуры - сказками Шарля Пьерро, романами «Дон Кихот» Сервантеса, «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта.В 1719 году появляется первая часть романа Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо, ставшая одной из лучших в мире детских книг. Переход от средневекового типа культуры к новому типу, осу­ществлявшийся в XVII-XVIII веках, вел к признанию в ребенке личности и к появлению в начале XIX столетия такой литерату­ры для детей, которая способна доставить ребенку не только пользу, но и наслаждение.Начало XVIII века — время правления Петра I — новый этап развития детской литературы. Царь большое внимание уделял воспитанию детей, которое невозможно без литературы. Детская литература в данный период носила воспитательный и образовательный характер. Появляются буквари, азбуки и другая учебная литература. Для легкого чтения детей распространено множество произведений различных видов и жанров, в основном переводные: басни, баллады, легенды, повести, сказки, романы. Например, сентиментальный роман «История Елизаветы, королевы английской», историческая повесть «Гистория об Александре, российском дворянине», басни Эзопа.Симеон Полоцкий -поэт, переводчик, драматург и богослов. Уроженец Полоцка. Учился в Киево-Могилянской академии. Первые стихотворения написал в годы учебы. В 1664 навсегда переехал в Москву, где развернул широкую просветительскую деятельность — преподавал в Богоявленской и Заиконоспасской братских школах, открыл в Кремле типографию, свободную от церковной цензуры, в которой в большом количестве издавал свои книги стихов, учебную и богословскую литературу. Позднее занимался воспитанием и образованием царских детей. Для царских детей СимеонПолоцкий написал несколько сочинений: «Вертоград Многоцветный» (сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения»), «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книга кратких вопросов и ответов катехизических» и ряд других. Одной из главных в своей деятельности СимеонПолоцкий считал проповедническую. Им было написано более 200 проповедей, которые составили сборники «Вечеря душевная» (1681 г.) и «Обед душевный» (1683 г.), изданные уже после смерти их автора.Новиков-воспитывался в Московском университете, где формировалось его мировоззрение а затем развернулась просветительская деятельность. Он стремился помочь домашним учителям правильно поставить обучение детей и издал много учебной литературы: азбук, букварей, учебников по различным предметам. Новиков был создателем, редактором первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума». В своих сатирических журналах «Трутень», «Живописец» и других изданиях Новиков помещал статьи на педагогические темы, привлекая общественное внимание к вопросам воспитания. Новиков призывал к нравственному совершенствованию людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными.Цель воспитания, по его мнению, заключается в формировании активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам. Новиков решительно выступал против физических наказаний. Очень важно воспитывать у детей любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину, с ранних лет приучать детей к полезному труду.





Наши рекомендации