Уроки 1-2. Тема: Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

Цели: ознакомить детей с жизнью и творчеством Е.Л. Швар­ца; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; учить делить текст на части, выделять главное, составлять план; от­рабатывать навыки выразительного чтения; учить анализиро­вать характер и поступки героев; развивать память, речь, мыш­ление.

Ход урока 1 I. Организационный момент

П. Речевая разминка

— Прочитайте загадки, отгадайте.

Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, Не догонишь его.

(Время.)

Мы ходим ночью, ходим днем, Но никуда мы не уйдем. Мы бьем исправно каждый час, А вы, друзья, не бейте нас.

(Часы.)

— Прочитайте загадки скороговоркой.

III. Вводная беседа о новомразделе

— Неслучайно наш урок я начала этими загадками. Вспом­ните отгадки и подумайте, как эти два слова могут быть связаны друг с другом.

(Слушаются ответы детей.)

—Прочитайте название раздела, который мы с вами начнем изучать. («Делу время — потехе час».)

—Как вы понимаете его смысл?

— О чем должны быть произведения в данном разделе? Как
вы считаете?

IV. Ознакомление с жизнью и творчеством Е.Л. Шварца

1. Вводная беседа.

—Прочитайте имя писателя, чью сказку мы будем читать.

—Что вы о нем знаете?

2. Рассказ учителя о писателе.

Евгений Львович Шварц вырос в маленьком провинциаль­ном южном городе Майкопе. Отец будущего писателя, земс­кий врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошел со страниц чеховского рассказа», — говорили о нем друзья его сына. Под стать мужу была и жена, в которой все тоже было «прелестно-чеховское». И отец и мать обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях.

Воспитанию детей уделялось много внимания. Мать читала им вслух. Поначалу, конечно, сказки. И Женя ужасно боялся, что все плохо кончится. «Если я, к примеру, отказывался есть котлету, мама начинала рассказывать сказку, все герои кото­рой попадали в безвыходное положение: «Доедай, а то все уто­нут». И я доедал».

В Майкопе на рубеже веков было много интеллигенции. Прекрасная библиотека, театр. Здесь юный Шварц завел дру­зей, которые остались его друзьями на всю жизнь. Здесь твер­до решил стать «романистом». Так маленький Женя ответил на вопрос мамы: «Кем ты хочешь быть?», забыв слово «писа­тель». Здесь начал сочинять стихи — «безобразные, похожие на ископаемых чудищ». Здесь пришла первая любовь. «Город моей души» — так назвал Майкоп Шварц. А в конце жизни в очерке «Детство» написал: «Все, что было потом, развивало или при­глушало то, что зародилось в... майкопские годы».

V. Физкультминутка

VI. Знакомство со сказкой

1. Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.

2. Беседа после чтения.

— Ваши впечатления от прочитанного?

VII. Итог урока

—Какой раздел начали изучать?

—С творчеством какого писателя познакомились на уроке?

—Какое произведение читали?

Домашнее задание:перечитать сказку; найти толкование непо­нятных слов и выражений.

Уроки 1-2. Тема: Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени» - student2.ru Дополнительный материал Евгений Львович Шварц (1896—1958)

Родился 21 октября 1896 г. в Казани в семье врача. Отрочески годы провел в Майкопе. Учился на юридическом факультете Московского университета (1914-1916 гг.). В печати впервые выступил 1923 г.; сотрудничал в детских юмористических журналах «Еж» i «Чиж». С 1926 г. вел дневники. В конце 20-30-х годов работал в Ленинграде заведующим детской редакцией Госиздата и издательств «Радуга», готовил радиопередачи. Некоторое время бы секретарем К.И. Чуковского. Тонким пониманием детской психологии, юмором живым ощущением поэзии ранней поры жизни отмечены повеет] Шварца «Приключения Шуры и Маруси», «Чужая девочка» (об 1937 г.), «Первоклассница» (1948 г.).

Эксцентрический вымысел, остроумная игра со словом проявились в первых пьесах Шварца («Ундервуд», поставлена в 1929 г., из дана в 1930 г.; «Клад», поставлена в 1933 г., издана в 1934 г.; сатири ческая комедия «Приключения Гогенштауфена», 1934 г.). Писатель использовал сюжеты народных сказок, а также сказок Х.К. Андерсе на для создания собственного художественного мира (пьесы: «Гольи король», 1934 г., опубликована в 1960 г.; «Красная шапочка», 1937 г. «Снежная королева», 1938 г.; «Тень», 1940 г.). В годы Великой Отече ственной войны Шварц создал антифашистскую пьесу-памфлет «Дра кон» (1944 г., поставлена в 1962 г. режиссером Н.П. Акимовым в Ле нинградском театре комедии). В послевоенные годы в его драматур гии усилилось внимание к психологическим и бытовы» подробностям жизни современного человека (пьесы «Обыкновенно! чудо», 1956 г.; «Повесть о молодых супругах», 1958 г.). По сценариям Шварца сняты фильмы «Золушка» (1947 г.), «Дон Кихот», (1957 г. по роману М. де Сервантеса) и др. Умер Е.Л. Шварц 15 января 1958 г в Ленинграде.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

1. Отработка навыков разных видов чтения.

Учебник

— Учитель у меня в портфеле!

—Кто? Быть не может! Неужели?

—Взгляни, пожалуйста! Он тут, Его учебником зовут.

(В. Берестов.)

—Прочитайте стихотворение самостоятельно.

—Прочитайте, разделяя на слоги.

—Прочитайте орфографически.

—Прочитайте орфоэпически.

—Приготовьтесь читать выразительно.

2. Беседа по содержанию стихотворения.

— Как вы поняли смысл стихотворения?
(Слушаются ответы детей.)

— Как вы думаете, от кого зависит, как учится школьник —
от учителя или от него самого?

(Показать учащимся, что каким бы талантливым не был учи­тель, он не сможет научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает.)

Наши рекомендации