VI. Упражнение в письме буквы под счет.
Учитель иллюстрирует и объясняет на доске технологию начертания буквы под счет. Учащиеся упражняются в квазиписьме буквы под счет по таблице-самоучителю (тетрадь № 1, с. 31). При этом учащиеся должны понимать, что те отрезки движения руки, которые имеют направление сверху вниз «на себя», пишутся с нажимом на основной счет (раз – два – три). Все остальные отрезки линий в букве в направлении «от себя» (влево, вправо, вверх) должны производиться при расслабленном состоянии мышц руки под неосновной счет (и – и – и). В результате учащиеся овладевают умением чередовать напряжение мышц руки с расслаблением, что является необходимым условием для выработки навыка.
Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц руки в процессе имитации написания буквы «а» под счет по тетради № 1 (с. 31). Также первоклассники упражняются в письме элементов под счет, выполняя в воздухе «пустые» движения ручкой и чередуя соответственно счету напряжение и расслабление мышц руки.
ПЫЛЕСОС
Пылесос, пылесос,
Ты куда суешь свой нос?
– Я жужжу, я жужжу,
Я порядок навожу.
На первую строчку – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в положении «ладони вперед». На вторую – то же, но ладони обращены друг к другу. На третью – другие движения всеми пальцами (соприкосновение кончиками пальцев).
VII. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов и буквы «а» по алгоритму.
– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.
VIII. Выполнение речеязыкового задания.
– Рассмотрите рисунки. Какая птица здесь изображена? (Аист.)
– Произнесите это слово медленно, выделяя последовательно звуки. На каком месте в слове находится звук [а]?
– Перекодируйте звук [а] в слове «аист» в печатную и письменную буквы. (Начало буквы показано точкой со штрихом.)
– Какой фрукт изображен на другом рисунке? (Айва.)
– Произнесите слово «айва». Соотнесите слово с заданной моделью слова.
– На каком месте в слове «айва» отмечен звук [а]?
– Запишите печатную и письменную буквы «а».
– Составьте предложения об аисте.
Учащиеся моделируют предложения с помощью фишек.
IX. Рисование узора-бордюра.
Учащиеся упражняются в начертании овала и на его основе рисуют ягоду. Линию с закруглением завершают, рисуя цветок.
X. Итог урока.
Урок 14
Письмо заглавной буквы «А»
Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ заглавной буквы «А»; научить писать ее по алгоритму; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; закреплять умение соблюдать правильную позу при письме; продолжить формирование умений делить слово на слоги и выделять голосом ударный звук в слове; развивать логическое мышление и основные мыслительные операции.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А – а – а…)
– Как девочка укачивает куклу? (Аа – аа – ааа…)
– Сегодня на уроке научимся писать заглавную букву «А», которая нужна для обозначения гласного звука [а].
– Назовите имена людей, клички животных, в которых звук [а] был бы в начале слова. (Аня, Андрей, Артем.)
– С какой буквы надо писать имена людей и клички животных? (С заглавной буквы.)
– Показать в тетради обозначение звука [а].
III. Формирование зрительного образа заглавной буквы «А» в памяти учащихся.
Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «а»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.
– Сравните заглавные печатную и письменную буквы «А».
– Чем они похожи? Чем отличаются?
На магнитной доске учитель конструирует заглавную букву «А».
– Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «А». (Полоска в форме прямой линии; полоска в форме плавной линии; полоска в форме прямой линии с петлей с закруглением с другой стороны.)
Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, то учитель раздвигает элементы и помогает детям назвать их, а затем вновь соединяет.
– Покажите и назовите зрительные элементы буквы «А» на рисунке в тетради.
Учащиеся обводят в кружок только те элементы, из которых состоит заглавная буква «А».
Далее учащиеся выполняют конструирование заглавной буквы «А». В индивидуальные пакеты помимо шаблонов № 14, № 47, № 30, необходимых для конструирования этой буквы, следует включить шаблоны № 44 и № 9 для дифференцировки размера и шаблон № 29 – чтобы отличить форму полоски в виде прямой линии с петлей.
– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 1, с. 32.)