Просторечные и диалектные черты в произношении

В нелитературном произношении часто встречаются ошибки, многие из которых связаны с влиянием просторечия или народных говоров. Наиболее типичные из них следующие:

1. Вставка лишних звуков (гласных и согласных):инци[н]дент, преце[н]дент, беспреце[н]дентный, компроме[н]тировать, конста[н]тировать, дерма[н]тин, конкурент[н]оспособный, юрис[т]консульт, интриган[т], интриган[т]ка, с[т]упинатор, я[в]ства, [к]лейкопластырь, [в]заимообразный, э[к]скалатор, (фотографировать) [в] анфас, о[б]смотреться, светопре[д]ставление, на[д]смехаться, по[д]скользнуться, по[д]черк, по[д]дорожник, милост[л]ивый, заклейм[л]ённый, гре[б]сти, про[д]чий, ч[е]резвычайный, ч[е]резмерный, пер[е]спектива, пер[е]турбация, меб[е]лированные (комнаты), буду[ю]щий, жажду[ю]щий, ж[е]вачка, пирож[е]ное, пел[е]мени, руб[е]ль, выт[е]ру, дико[о]браз, ради[в]о, кака[в]о.

2. Пропуск звуков:компосировать (правильно: компостировать), флюрография (правильно: флюорография), протвень, протьвень (правильно: противень), индивидум (правильно: индивидуум), конъюктура (правильно: конъюнктура), времяпровождение (правильно: времяпрепровождение), тролебус (правильно: троллейбус).

3. Замена звуков:дивиденты (правильно: дивиденды), легитивный (правильно: легитимный), (купить) сервелада (правильно: сервелата), у почтампа, (правильно: у почтамта), трудоболик (правильно: трудоголик), полуумный (правильно: полоумный), комфорка (правильно: конфорка), битон (правильно: бидон), кардонка (правильно: картонка), конфорт (правильно: комфорт), конпетенция (правильно: компетенция), асвальт (правильно: асфальт), лаболатория (правильно: лаборатория), займ (правильно: заем), фольклёр (правильно: фольклор), мукулатура (правильно: макулатура), (медицинский) полюс (правильно: полис), кружовник (правильно: крыжовник), транвай (правильно: трамвай), ветелинар (правильно: ветеринар), колидор (правильно: коридор), легулярный (правильно:регулярный), обожгёшь (правильно: обожжёшь), предрекёшь (правильно: предречёшь), нет крыжек (правильно: крышек), кетчук (правильно: кетчуп), сгинается (правильно: сгибается), бонба (правильно: бомба), банминтон (правильно: бадминтон), омман (правильно: обман), менный (правильно: медный).

4. Перестановка звуков:скурпулезный (правильно: скрупулезный), друшлак (правильно: дуршлаг), нервопатолог (правильно: невропатолог), экибана (правильно: икебана), полувер (правильно: пуловер), тубарет (правильно: табурет), белютень (правильно: бюллетень).

5.Опрощение(слово звучит не так, как правильно, а как проще его выговорить): брансбойт (правильно: брандспойт), Азебаржан, Азейбаржан, Азербайжан (правильно: Азербайджан), грейфрукт, грифрут (правильно: грейпфрут).

6.Отвердение конечных губных согласных: се[м], се[м]десят, голу[п], насы[п]те, пригото[ф]те. Эти слова следует произносить с мягким губным согласным: се[м’], се[м’]десят, голу[п’], насы[п’]те, пригото[ф’]те.

7.Произношение ударного гласного [о] вместо [а] в глагольных формах(влияние южнорусского произношения): пл[о]тит, запл[о]чено, недопл[о]тит, од[о]лживать. Правильно: пл[а]тит, запл[а]чено, недопл[а]тит, од[а]лживать. Наблюдается и обратное явление:произношение ударного гласного [а] вместо [о]: уполном[а]чивать, приур[а]чивать, отср[а]чивать. Правильно: уполном[о]чивать, приур[о]чивать, отср[о]чивать.

Акцентологические нормы

Акцентологические нормы - это нормы постановки ударения. Ударение – выделение слога в слове различными средствами: интенсивностью (например, в чешском языке), длительностью (например, в новогреческом), движением тона (во вьетнамском и других тональных языках). Ударение в русском языке – это динамическое (силовое) выделение одного из слогов в слове, т. е. ударный гласный в слоге выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона.

Русское ударение имеет ряд особенностей.

1. Оно разноместное(свободное), то есть не прикреплено к определенному слогу в слове: оно может падать и на первый слог (воля, город), и на второй (свобода, природа), и на третий (молоко, молодой). Оно не связано также с какой-либо морфемой слова, то есть может падать на корень, приставку, суффикс или окончание (вырезать – резать – вырезной).

В других языках ударение зачастую прикреплено во всех словах к определенному слогу. Например, во французском и турецком языках оно всегда падает на последний слог. Ср. французские слова: одеколон, эскимо, пломбир, туалет, пальто, комбинезон, салют, дебют, Париж.

2. Ударение в русском языке подвижное, то есть при образовании разных грамматических форм слова оно может переноситься с одного слога на другой, с одной морфемы – на другую и даже выходить за пределы орфографического слова (падать на предлог): вода – воду – водой – по воду, дерево – деревья, низок – низка – нижайший, понять – понял – поняла.

Силовое ударение в русском языке не просто акустико-физиологическое явление, оно выполняет несколько важных функций:

1. Выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию.

2. Участвует в ритмической организации не только поэтической, но и прозаической речи, устраняя её монотонность.

3. Играет роль важного различительного средства:

а) с помощью места ударения можно различать значение слов (мука – мука, атлас – атлас, погруженный на платформу – погружённый в задумчивость);

б подвижность ударения позволяет разграничивать грамматические формы слов: анализ крови (род. п.) – обнаружено в крови (предл. п.), руки не подаст (род п. ед. ч.) – чистые руки (имен. п. мн. ч.);

в) подвижность ударения помогает отличать разные части речи: пропасть (сущ.) – пропасть (глагол), грузите (наст. вр. изъяв. накл.) – грузите (повел. накл.), пальто мало (прил.) – спал мало (наречие), молча (наречие) – молча (деепричастие);

г) с помощью ударения можно различать функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов: рапорт – рапорт (у моряков), лавровый лист – семейство лавровых (в бот.), по стенам (нейтр.) – по стенам (высок., устар.).

Постановка ударения исторически и морфологически обусловлена, подчиняется сложным правилам. В современном русском языке вариативность ударения распространена достаточно широко: сейчас имеется более 5000 общеупотребительных слов, у которых зафиксированы колебания в ударении.

Наши рекомендации