IV. Аналитическая беседа по произведению «Белый пудель»

Вопросы:

1. Что заставило Сережу и старика Ладыжкина скитаться по стране? Каким образом они добывали себе средства к жизни? Как проходил день этих людей?

2. Почему дедушка Ладыжкин с отчаянием бросил монету на дорогу в пыль? Что так расстроило старого человека?

3. Вспомните дачу «Дружба». Расскажите о ее обитателях. Что необычного было в этом мирке? Какие чувства родились в вашей душе после прочтения этого эпизода?

4. Объясните причину, по которой Ладыжкин отказался продать Артошу? или предать?

5. Что заставило Сережу принять решение выкрасть пса? Можно ли это назвать поступком? Что можно назвать поступком? Как это характеризует Сережу?

6. Представьте, что вы вместо Сережи находитесь в чужом, незнакомом саду. Какие чувства вы испытываете?

V. Чтение понравившихся эпизодов.

Вопрос: Объясните, почему именно этот эпизод вас заинтересовал?

VI. Составление характеристик героев рассказа.

VII. Устное рисование портретов главных героев (включая Арто).

Домашнее задание: прочитать сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка».

Индивидуальное задание: чтение в лицах сцены встречи Степана и Хозяйки.

Урок 47. С. ЕСЕНИН. СТИХОТВОРЕНИЯ

«Я ПОКИНУЛ РОДИМЫЙ ДОМ...», «НИЗКИЙ ДОМ

С ГОЛУБЫМИ СТАВНЯМИ...»

Цели деятельности учителя: ознакомить с творчеством поэта; совершенствовать навыки выразительного чтения и умение анализировать лирическое произведение.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении).

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков; осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Ход урока

I. Организационный этап урока. Постановка целей.

II. Основной этап урока. Особенности поэзии Сергея Есенина[22]

1. Страницы биографии. Слово учителя.

Русская литература знает много поэтических имен. Есть у нас поэты талантливые, известные, выдающиеся, а есть великие. Чем же выделяются великие поэты? Как правило, их стихи не возможно не узнать, нельзя перепутать со стихами других поэтов.

У каждого великого поэта есть, как говорят, своей голос. Голос Пушкина звучен и полнокровен, голос Лермонтова проникнут звездным ощущением загадочности мира, голос Некрасова звучит как народная песня, голос Блока окружает нас предчувствием тайны.

Сегодня мы с вами будем читать стихи Сергея Есенина. Послушайте несколько стихотворений и попробуйте понять, какая особенность их объединяет.

Мини-концерт.

Учитель читает детям (желательно наизусть) несколько стихотворений Есенина (не вошедших в учебник), Цель — дать детям возможность почувствовать музыкальность, напевность, задушевность, лиричность есенинских строк. (Термины, характеризующие отличительные черты поэтики Есенина, следует написать на доске.)

Работа с учебником.

Коллективное чтение вступительной статьи учебника, с. 51-52. Необходимо привлечь внимание детей к дате переезда поэта в Москву (четвертый абзац, с. 51: «После окончания школы поэт отправился в Москву»). Это позволит сделать логический переход к стихотворению «Я покинул родимый дом...».

4. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом...» (учебник, с. 52-53).

— Давайте вчитаемся в это стихотворение поглубже. Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год. Сколько лет было в этом году Есенину? Сколько лет прошло после его отъезда из родных мест? (В 1918 году Есенину было 23 года. 6 лет прошло с тех пор, как он уехал из Константинова.)

— Какие события за это время произошли в России?

На этот вопрос детям ответить, вероятно, будет трудно. Учитель может написать несколько дат и рассказать о значимости происходивших событий.

1914 год — начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

1917 год — отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

1918 год — международная интервенция, попытка захвата территории России войсками стран-участников Первой мировой войны.

— Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

— Есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый? Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый? («Родной» — прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет «родимый» отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи.)

— Поэт пишет, что он «оставил Русь». Значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь поэт имеет в виду? (В 1918 г. поэт не уезжал из России. Русь для него это древняя рязанская земля. Кстати, Рязань упоминается в летописи раньше Москвы, под 1095 годом.)

— Почему поэт называет Русь голубой? Какой образ возникает благодаря этому эпитету? (Образ голубых небес над просторами полей.)

— Что мы представляем, когда читаем эти строки? (Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом. Перед нами сложная метафора:

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Яркая, праздничная метафора: отражение луны в воде пруда сравнивается с золотой лягушкой (словно бы лягушкой царевной), которая «распласталась на тихой воде».)

— Почему вода названа тихой?

— Использует ли поэт звукопись?

Обратим внимание детей на звукопись во второй строфе: в ней всего три раза используется звук [р] и один — [к]. Зато сонорные звуки звучат очень часто: [л] и [л’] в сумме — девять раз, [н] — пять раз. Эта особенность создает мягкость, гибкость, мелодичность звучания. Перечитаем строфу вслух, чтобы убедиться в этом. По контрасту в третьей строфе идет резкое усиление жесткости с помощью [р].

— Какое время года мы видим, читая первую и вторую строфы?

— Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создает перед нами образ пурги? (Первая мировая война, две революции, иностранная интервенция — события огромного масштаба будоражили Россию. Эти события, как пурга, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением. И в то же время он верит, что его «голубая Русь», его родина словно под охраной удивительных сил.)

5. Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями...» (учебник, с. 53-54).

— Каким годом датировано это стихотворение?

— Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом...»?

— Что же звучит в душе поэта, какая музыка? (Поэт говорит о любви к родине, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит ее еще больше.)

— Сравните настроение стихотворений «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями». (Стихотворение «Я покинул родимый дом...» кажется более ярким, праздничным, чем второе — «Низкий дом с голубыми ставнями…».)

— Сравним несколько строк:

«Я покинул родимый дом...» «Низкий дом с голубыми ставнями...»
Голубую оставил Русь... Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес...
Старый клен на одной ноге... Только видели березы да цветы, Да ракитник, кривой и безлистый...
Долго петь и звенеть пурге... Да разбойные слышали свисты, От которых легко умереть..
И я знаю, есть радость в нем... Нежность грустную русской души...

— Найдите эпитеты в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...». Как они окрашены? («Сереньким ситцем» «северныхбедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытыххлебов не видали», «ракитник, кривой и безлистый». Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бледные тона.)

— Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся? («Голубая Русь — «голубые ставни»: романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу. «Родимый дом» — «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» — «то уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, — «родимая выть».)

— Какие строки из этого стихотворения сразу подсказывают нам, что перед нами поэзия Есенина?

— Какие особенности композиции стихотворения вы заметили? (Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками. Перед нами кольцевая композиция. Поэт в финале возвращает нас к тому, с чего начиналось стихотворение, показывая свою верность главной идее: любви к родной земле.)

Наши рекомендации