Шумер и древневавилонское царство 2 страница

Юный преемник Эхнатона Тутанхамон вернулся в Фивы. Роскошь его погребения была призвана показать истинность старых религиозных устоев. Инкрустированные саркофаги Тутанхамона из литого золота с перегородчатой эмалью, воспроизводящие прекрасный лик юного царя, поражают мастерством обработки материала, совершенством пластики.

В XIV-XI веках до н.э. завоевательные войны способствовали новому притоку богатств в Египет. Помимо храма в Карнаке были созданы заупокойные вырубленные в скалах храмы. Таков храм Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия), целиком вырубленный в скалах. Его фасад представлял собой гигантский пилон, перед которым возвышались 20-метровые статуи сидящих фараонов, наделенные портретными чертами Рамсеса II. Стены храмов по-прежнему покрывались рельефами и росписями. Рельеф из Мемфиса "Плакальщики" (XIV в. до н.э. в ГМИИ им. А.С.Пуш­кина, Москва) пронизан беспокойным ритмом, выраженным в гибких движениях рук, то простертых вперед, то вскинутых кверху.

Последний расцвет древнеегипетского искусства в период объединения под властью саисских фараонов (VII в. до н.э.) характеризуется появлением холодного изысканного стиля. Живопись изобилует яркими красками. Бронзовые статуэтки, покрытые чеканными узорами инкрустацией золотом, нарядны, но лишены внутреннего тепла амарнских портретов. С завоеваниями Александра Македонского в 332 году до н.э. начался эллинистический период.

В 30 году до н.э. Египет стал провинцией Римской империи. Египетское искусство испытало в эпоху эллинизма и римского владычества сильное влияние греческой и римской культур.
В 1887 году в Египте в области Фаюмского оазиса были найдены превосходно сохранившиеся портреты, прикрепленные к лицам мумий, получившие название "фаюмских портретов". Они были написаны на доске или холсте в традициях эллинистической живописи красками, растертыми на воске (техника энкаустики). Расплавленные краски наносились на тонкие деревянные дощечки кистью или металлическим стержнем. Мазки накладывались разнообразно, поэтому мастерам удавалось передать фактуру предметов: поверхность ткани, пряди волос, блеск глаз, нежность или грубость кожи. Сохранилось более 400 таких портретов. Одна из лучших в мире коллекций фаюмских портретов хранится в России, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1. Храмовые ансамбли Карнака и Луксора.

2. Заупокойный храм царицы Хатшепсут.

3. Роспись гробницы Нахта в Фивах.

4. Скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой пластике.*

5. Изображение фараона в кругу семьи.

6. Портрет Нефертити в высокой короне из раскрашенного известняка.

7. Портрет Нефертити из кристаллического золотистого песчаника.

8. Саркофаг Тутанхамона.*

9. Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле.

10. Рельеф из Мемфиса "Плакальщики".

11. Фаюмский портрет.

ТЕРМИНЫ

обелиск (греч. obeliskos) – возникшее в Древнем Египте мемориальное сооружение в виде граненого (обычно квадратного в сечении), суживающегося кверху каменного столба с заостренной пирамидальной верхушкой

гипостиль (от греч. hypostylos – поддерживаемый колоннами) – в архитектуре Древнего Востока (Египет, Иран) большой зал храма или дворца с многочисленными, тесно поставленными колоннами

капитель (от позднелат. capitellum – головка) – венчающая часть колонны, столба или пилястры

композиция (от лат. compositio – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому

колорит (итал. colorito, от лат. color – цвет) – система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Одно из важнейших средств эмоциональной выразительности – может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (преимущественно синие, зеленые, фиолетовые), спокойным и напряженным, ярким и блеклым, основанным на локальных цветах и на использовании тональных отношений, рефлекса, валера

Атон –в древнеегипетской мифологии бог Солнца. Изображался в виде солнечного диска

саркофаг (греч. sarkophagos, букв. – пожиратель мяса) – гроб, небольшая гробница из дерева, камня и других материалов, нередко украшенная росписью, скульптурой

эмаль(от франц. email; др.-рус. – финифть) – прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом. Художественная эмаль применяется для украшения предметов, исполнения миниатюрных портретов и т.д. Различаются эмали: выемчатая (заполняющая углубления в металле), перегородчатая (заполняющая промежутки между металлическими ленточками, напаянными ребром на поверхность металла), эмаль по скани, прозрачная эмаль
(с просвечиванием сквозь слой эмали украшенной рельефом или гравировкой поверхности металла) и расписная (живопись цветной эмалью, а также огнеупорными красками по эмалевой поверхности). Знамениты византийские, грузинские, русские, японские эмали, в Западной Европе – французские (лиможские) и др.

пластика (греч. plastike) – 1) то же, что скульптура; в узком смысле – лепка скульптуры из пластичных, вязких материалов; 2) пластичность, выразительность объемной формы; в широком смысле – эмоциональная художественная выразительность, гармония, изящество; 3) в танце – плавность, изящество движений

ИСКУССТВО ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ

ШУМЕР И ДРЕВНЕВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО

Месопотамия, в переводе с греческого "Междуречье", по праву может быть названа колыбелью культуры и цивилизации. В долинах рек Тигра и Евфрата, в прибрежных районах Средиземного моря и в Малой Азии на протяжении трех тысячелетий создавались, возвышались и гибли тесно взаимосвязанные государства: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия.

Каноничность и условность искусства Месопотамии определялась религиозными культами и обожествлением власти царя. Главенствующую роль играла монументальная архитектура. Из-за отсутствия камня применяли кирпич-сырец, часто употреблялись цветные изразцы, что придавало зданиям более звучный, яркий колорит.

Менее совершенная, по сравнению с египетской, пластика отличалась большой эмоциональностью. В 4–3-м тысячелетиях до н.э. распространение получили круглая скульптура и глиптика – резные цилиндрические печати-амулеты, покрытые тонкими рельефами. В скульптуре применялась яркая расцветка, часто вводившаяся в виде инкрустаций.

Остатки храмов Древнего Междуречья 4–3 тысячелетий до н.э. свидетельствуют о том, что эти сооружения возводились из сырцового кирпича. Они положили начало длительной архитектурной традиции. Своеобразные культовые ступенчатые башни зиккураты, мощные, квадратные в плане, напоминали ступенчатую пирамиду, однако более сложную и тяжелую по своим формам. Их ступени соединялись лестницами, по краю стены шел ведущий к храму пандус. Их стены окрашивались в черный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета.

Скульптуры и рельефы несколько грубы и тяжеловесны. На протяжении веков постепенно выкристаллизовался более зрелый стиль искусства. В монументальной скульптуре, посвященной изображению правителей и божеств, проявляется интерес к разработке черт лица, эмоциональности. Таковы многочисленные портреты правителя Гудеа из Лагаша (XXII в. до н.э., Париж, Лувр) с его характерным овалом массивного лица, жестким подбородком, исполненным внутренней силы.

Бурная торговля, миграции и войны сыграли важную роль в истории Междуречья. Победа Саргона Аккадского над шумерскими правителями (ок. 2300 г. до н.э.) имела важные последствия. Положение Саргона Аккадского как верховного владыки объединенного государства означало не только новое содержание и новую форму царской власти, но и новые требования к изобразительному искусству. Изображения древних шумерских богов и новых, семитских, становятся все более реалистическими. Постепенно статуи молящихся (донаторов) появляются все реже, широкое распространение получают статуи царей. Одно из лучших произведений этого времени – победная стела царя Нарам-Суэна, внука Саргона, наглядно отражает новую идею государственной власти. Древнее шумерское представление о светской власти как власти, данной богами, умерло. Нарам-Суэн одновременно изображен как царь, идущий во главе своего войска, и как божество. Символом этой двойной власти, светской и духовной, становится украшенная рогами корона.

Во время правления Хаммурапи (ок. 1792–1749 гг. до н.э.) власть вавилонского царя постепенно распространилась на всю Месопотамию. Хаммурапи ввел новый свод законов, существенно укреплявший позиции царской власти. Интересна памятная стела, изображающая Хаммурапи, принимающего законы от бога Солнца, который как бы освящает их высшей властью. После смерти Хаммурапи его огромное царство за короткое время распалось.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1. Зиккурат в Уре.

2. Гглиптика.

3. Портрет правителя Гудеа из Лагаша (XXII в. до н.э., Париж, Лувр).

4. Статуэтки донаторов.

5. Победная стела царя Нарам-Суэна.

6. Памятная стела, изображающая Хаммурапи.*

ТЕРМИНЫ

изразцы (кафель) – керамические плитки для облицовки стен, печей и т.д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованными (терракотовые). С обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке

глиптика (греч. glyptike, от glypho – вырезаю) – искусство резьбы на драгоценных или полудрагоценных камнях

зиккурат (аккадск.) – в архитектуре Древней Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3–7 ярусов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пандусами

донатор (лат. donator, букв. – даритель) – в искусстве (преимущественно средневековом и ренессансном) – изображение строителя храма (в этом значении то же, что ктитор) или заказчика произведения живописи или скульптуры

стела –вертикально стоящий каменный столб или плита (надгробная, мемориальная) с надписью, рельефным или живописным изображением

АССИРИЯ

В 1 тысячелетии до н.э. в искусстве Передней Азии произошли большие перемены, связанные с возвышением Ассирии. Около 800 года до н.э. Ассирия стала огромной империей. Искусство и архитектура Ассирии были действенными инструментами пропаганды военной мощи.

Столицы Ассирийского царства – Нимруд, основанный Ашшурнарцирапалом II, Хорсабад, основанный Саргоном II, и Ниневия, основанная Ашшурбанапалом, – застраивались царскими дворцами, отличавшимися особой пышностью и великолепием. Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад), сооруженный в VIII веке до н.э., дает представление о размахе архитектурных замыслов того времени. Для храма использовалась традиционная форма зиккурата. Дворец, обнесенный стенами, как и весь город, возвышался на искусственно возведенной насыпи (высотой 14 м). Он делился на три части, включая парадные, жилые и религиозные помещения, группирующиеся вокруг открытых внутренних дворов. Ступенчатый полихромный семиярусный зиккурат, символ единения земных и небесных миров, высился рядом с башнями и покоями царя. По сторонам огромных ворот располагались фигуры крылатых быков – "шеду". Порожденные фантазией их создателей, они воплощали могущество сил природы и были призваны охранять царя. Помещения дворца были украшены многоцветными росписями и рельефами на военные сюжеты: сцены сражений, осад, сбора дани. Рельефы восхваляли физическую силу ассирийских воинов, могущество Ассирийского царства. Эти рельефы являются одним из первых примеров повествовательного искусства и обнаруживают стремление ассирийских художников к реалистической манере изображения.

Наиболее совершенные рельефы украшали дворец Ашшурбанипала (669-635 гг. до н.э.) в Ниневии. Мчащиеся галопом кони, как и фигуры всадников, полны напряжения и силы. Сцены гибели газелей, диких лошадей и львов полны драматизма.

В 612 году до н.э. завоеванная Вавилоном и Мидией Ассирия пала, однако ее искусство оказало влияние на другие страны древнего мира.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1. Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине.*

2. "Шеду".

3. Рельефы дворца Ашшурбанипала (669-635 до н.э.) в Ниневии.

ТЕРМИНЫ

Алад (Шеду) – в шумеро-аккадской мифологии демон, добрый дух-хранитель каждого человека

НОВЫЙ ВАВИЛОН

В 612 году до н.э. Ассирия под натиском своих врагов, объединившихся во главе с Вавилоном, пала. Навуходоносор, сын царя Вавилона, укрепил и расширил завоевания отца и создал Нововавилонское царство.

Слава о новом дворце Навуходоносора в Вавилоне с его зиккуратом (Вавилонская башня) и висячими садами благодаря Ветхому завету дошла до нас как символ неслыханного материального богатства. Вавилоняне были купцами, а не воинами. Навуходоносор взял за образец грандиозные по масштабам дворцы Ассирийских царей, но не демонстрировал военную силу. Его истинной целью стало возрождение культуры Древнего Вавилона. Это нашло отражение в изразцовых украшениях на воротах Иштар: священный бык шумеров мирно уживается здесь с драконом, символом вавилонского бога Мардука. Из-за отсутствия местного камня архитекторы Междуречья использовали кирпич, украшая его поверхность плитками, покрытыми глазурью. Густой синевой облицовывающих изразцов виднелись издалека ворота Иштар. От "ворот Иштар" начиналась священная дорога процессий. Она вела к главному храму Вавилона – Эсагиле, посвященному богу Мардуку, рядом с которым высился огромный девяностометровый зиккурат – Этеменанки (знаменитая Вавилонская башня).

Расцвет вавилонского искусства длился сравнительно недолго. В 538 году Вавилон был завоеван и присоединен к Иранскому государству Ахеменидов, вобравшему в свою культуру достижения многих народов.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1. Вавилонская башня.

2. Ворота Иштар.*

ТЕРМИНЫ

Ветхий завет, БИБЛИЯ (от греч. biblia, букв. – книги) – собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Признаваемая тем и другим часть Библии, первая по времени создания, получила у христиан название Ветхий завет, другая часть, прибавленная христианами и признаваемая только ими, называется Новый завет

висячие сады, СЕМИРАМИДА (ассирийск. Шаммурамат) – царица Ассирии в конце IX в. до н.э., вела завоевательные войны (главным образом, в Мидии). С именем Семирамиды традиция ошибочно связывает сооружение "висячих садов" в Вавилоне – одно из семи чудес света (созданы в VI в. до н.э.)

Иштар– в аккадской мифологии богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера. Соответствует шумерской Инанне

Глазурь (нем. Glasur, от Glas – стекло) – стекловидное защитно-декоративное покрытие на керамике, закрепленное обжигом (прозрачное или непрозрачное, бесцветное или окрашенное)

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО

Крит

Материальные свидетельства существования Крита времен царя Миноса, а также Микен, были обнаружены только
в ХIХ веке археологами, следовавшими указаниям литературных источников. Гомер обессмертил Микенское царство в своих поэмах "Илиада" и "Одиссея". Имеются греческие источники более позднего времени, где повествуется о легендарном критском царе Миносе. Центром царской власти на Крите был Кносский дворец. Его сложнейший план, из которого, возможно, возник греческий миф о лабиринте, построенном Дедалом, – говорит о немалых достижениях цивилизации.

Глиняные таблички с двумя разными типами силлабического алфавита (линейные А и В) свидетельствуют о распространении письменности. "А" еще не расшифровано полностью, что ограничивает наши знания о минойской культуре. Считается, что изделия, подобные статуэтке богини со священными змеями или ритону в виде головы быка из музея Гераклиона, были связаны с культовыми обрядами.

Около 1450 года до н.э. минойская цивилизация неожиданно рухнула. Вероятно, минойское царство было завоевано каким-то более воинственным народом, вторгшимся на территорию Греции, наиболее важным центром которой были Микены. Эта
гипотеза подтверждается наличием в Кноссе табличек с линейным письмом "В", которые оказались при расшифровке греческой формы написанием.

Микены

Жителями Микен были, вероятно, ахейцы. Теснимые другими племенами, они осели на юге Балканского полуострова около 2000 года до н.э. и впитали элементы местной культуры. Вскоре Микены подчинили себе другие близлежащие и относительно независимые города-государства, включая Афины. На первых этапах развития микенская культура во многом обязана минойской культуре, но в дальнейшем в ней проявляются уже свои характерные особенности. Своеобразны погребальные сооружения и, прежде всего, царские купольные гробницы, так называемые tholos (толосы), где были обнаружены предметы, назначение которых до сих пор остается неразгаданным. Дворцовые постройки Микен, по сути, были крепостями, что отражало воинственный дух этого города-государства.

Войны за господство, включая изнурительную Троянскую войну, охватившую все Восточное Средиземноморье, смели в ХII веке до н.э. микенскую цивилизацию. В Греции на смену микенцам, как главной объединяющей силе, пришли дорийцы – воинственное племя с севера. Они и подготовили будущий расцвет греческих городов-государств. Погребальная маска из цельного золота, найденная в так называемых гробницах Атридов, принадлежала царю, которого некоторые исследователи отождествляют с Агамемноном. Его обессмертил Гомер в своей "Илиаде". Львиные ворота в Микенах (ок. 1250 г. до н.э.) – это крепостные ворота, ведущие в акрополь-цитадель. Они подчеркивают воинственный характер микенской культуры.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1. Кносский дворец.

2. Богиня со священными змеями.

3. Ритон в виде головы быка.

4. Толос.

5. Погребальная маска.

6. Львиные ворота в Микенах.

ТЕРМИНЫ

ритон (греч. rhyton, от rheo – теку) – сосуд для питья (из глины, металла или рога) в виде рога животного. Часто завершался скульптурой и украшался рельефами

толос (фолос) (греч. tholos) – монументальное, круглое в плане здание (гробница, храм) в эгейской культуре и античном мире

РАННЕАРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
(ИСКУССТВО ГОМЕРОВСКОЙ ГРЕЦИИ)
(XII-VIII вв. до н.э.)

Древнейший период развития греческого искусства носит название гомеровского, по имени Гомера, легендарного автора эпических поэм "Илиада" и "Одиссея". Греческое общество этого периода сохраняло еще родовой строй. Именно в эту пору сложились основы греческой мифологии и народной эпической поэзии, отразившие жизнь народа, его духовные стремления, героические подвиги.

Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура храмов, сохранившихся в развалинах, представляет собой переработку типа микенского мегарона. Из литературных источников известно о существовании примитивной греческой скульптуры культового назначения, так называемых ксоанов – идолов, грубо обработанных, из дерева или камня. В большом количестве найдены статуэтки из глины, бронзы или кости, мало расчлененные, но разнообразные по формам, красочные, исполненные наивной радости: "Пахарь" (терракота из Беотии, VIII в. до н.э., Париж, Лувр), "Конь" (бронза из Олимпии, VIII в. до н.э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей).

С развитием ремесел расцветают прикладные искусства, в частности, керамика и вместе с ней вазопись. В последней четко проступают самобытные местные особенности. Наиболее яркое представление о самых ранних произведениях
декоративного искусства Греции дают вазы, украшенные геометрическим орнаментом. Их формы отличаются благородством, четким решением композиции, строгостью силуэта, подчеркнутого росписью. Обычно расположенный поясами, орнамент наносился темно-коричневым лаком по желтому фону глиняного сосуда, покрывая его верхнюю часть, а иногда заполняя всю поверхность. Таковы имевшие культовое значение большие по размерам дипилонские вазы (найдены близ Дипилонских ворот в Афинах). Кроме геометрического орнамента, в их декорировке встречаются растительные орнаменты, а также сюжетные, схематизированные композиции. Важное место занимает мотив плетенки-меандра, который сохраняется на протяжении всего развития греческого искусства. Конструктивность декоративного решения, высокое чувство ритма, единство в расположении орнамента и многофигурных сцен определяют художественное совершенство ваз геометрического стиля.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1. Мегарон.

2. Дипилонские вазы.

ТЕРМИНЫ

мегарон(греч. megaron, букв. – большой зал) – тип древнейшего греческого жилища (3–2-е тыс. до н.э.): прямоугольный зал (иногда разделенный 1–2 продольными рядами столбов) с очагом и входным портиком

меандр – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции

геометрический стиль в искусстве – ранняя (IX-VIII вв. до н.э.) стадия развития древнегреческого искусства: геометрический орнамент, геометризованные фигуры людей и животных в вазописи, схематичные бронзовые статуэтки

ИСКУССТВО АРХАИКИ
(VIII – нач. V в. до н.э.)

В период архаики формируются греческие города-государства, развиваются научное мышление, поэзия, литература, зарождаются философия и театр, греческое искусство вступает на путь своего первого расцвета.

В этот период происходит сложение системы архитектурных ордеров, которая легла в основу всей античной архитектуры. Еще в глубокой древности был создан тип здания, воплотившего в дальнейшем мир идей и чувств свободных граждан города-государства. Храм, посвященный богам или обожествленным героям, – центр важнейших событий общественной жизни, хранилище общественной казны и художественных
сокровищ, – воплощал идею единства, величие города-государства. Греки считали храм жилищем божества и первоначально уподобляли его главному помещению царского дворца – мегарону.

Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый "храм в антах", состоявший из небольшого помещения – наоса, открытого на восток, имевший двускатную кровлю, покрытую керамической или мраморной черепицей. На его фасаде между антами, т.е. выступами боковых стен, были помещены две колонны. Он использовался лишь для небольших сооружений (например, сокровищниц в Дельфах). Более совершенным типом храма был простиль, на переднем фасаде которого размещены четыре колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасады, где был вход в сокровищницу. Классическим типом греческого храма стал периптер ("оперенный") – храм, имевший прямоугольную форму в плане и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. Его художественный строй получил торжественную строгую простоту и законченность. Основные элементы храма органически связаны с конструкцией здания.

В результате длительной эволюции в Древней Греции сложилась ясная и цельная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера, что означает порядок, строй. Выразительность ордера основана на пропорциональности, строгом математическом расчете и гармоническом соотношении частей, образующих единое целое. В эпоху архаики греческий ордер сложился в двух вариантах – дорическом и ионическом, что соответствовало двум местным направлениям в искусстве. Дорический ордер был связан с областями материковой Греции, ионический – с культурой Островной и Малоазийской Греции. Дорический ордер, по мнению греков, воплощал идею мужественности, гармонию силу и строгости. Ионический ордер был легок, строен и наряден. Не случайно иногда в дорическом ордере колонны заменялись или дополнялись мужскими фигурами (атлантами), в ионическом ордере – женскими (кариатидами). Ионические храмы этого времени (храм Артемиды в Эфесе) были роскошнее по отделке, больше по размерам. Как дорические, так и ионические храмы в период архаики, строившиеся часто из известняка, раскрашивались в основном красной и синей красками. Раскраска треугольного поля фронтона, фона метоп, триглифов, а также скульптуры придавала храму более праздничный вид, подчеркивая архитектонику его частей.

Вплоть до середины VI века до н.э. создавались статуи богов, мало расчлененные, строго фронтальные, словно застывшие в торжественном покое. Таковы статуи "Артемида" с острова Делос (Афины, Национальный музей) и "Гера" с острова Самос (Париж, Лувр), еще напоминающие "ксоаны" гомеровской эпохи. Высшие достижения архаической скульптуры относятся к разработке образа человека в статуях героев, а позже воинов – куросов. Совершенство человека раскрывалось через целомудренное изображение здоровой наготы, прославляющей природное начало. Статуи куросов служили надгробиями, ставились в честь победителей состязаний. Выдвижение в качестве героя наряду с богами также и человека – атлета и воина – свидетельствовало об общественно-воспитательном значении скульпуры. К середине VI века до н.э. в статуях куросов точнее вырисовываются строение тела, моделировка форм, лицо оживляется улыбкой. Эта так называемая "архаическая улыбка" носит условный характер, иногда придает куросам несколько манерный облик ("Аполлон Тенейский", середина VI в. до н.э., Мюнхен, Глиптотека).

Со второй половины VI века до н.э. в скульптуре начали более последовательно выступать реалистические представления об образе человека. Крупным экономическим центром становятся Афины, главный город Аттики. Произведения аттической школы отмечены тонким чувством пластики и высокой человечности.

Одним из достижений архаического искусства были найденные в Акрополе статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. Их стройные фигуры правильны по пропорциям, нежные лица оживлены ясными, чуть удивленными улыбками. Тщательно сделанные складки одежды и пряди волос словно струятся в плавном и разнообразном ритме ("Девушка в пеплосе", 540-530 гг. до н.э., Афины, Музей Акрополя).

Период архаики был временем развития художественных ремесел, особенно керамики. Само слово керамика произошло от названия одного из предместий Афин – Керамик, славившегося в VI и V веках до н.э. своими гончарами. Греческие вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам. Большие амфоры предназначались для хранения вина и масла, гидрии с тремя ручками – для перенесения воды, стройные узкие лекифы – для благовоний, из широкого килика пили вино. По сравнению с гомеровским периодом формы ваз стали строже и красивее. Размещение росписей на вазах и их композиционный строй тесно связаны с пластической формой. Развитие вазовых росписей шло от схематичных, декоративных изображений к композиции сюжетного характера. Смелые реалистические искания художников-вазописцев опережали развитие других видов искусства.

Наибольшее распространение в период архаики получила так называемая чернофигурная вазопись. Рисунок орнамента или фигуры заливался черным лаком и хорошо выделялся на фоне обожженной глины. Иногда для большей выразительности черные силуэты процарапывались или покрывались тонкими белыми линиями, подчеркивающими отдельные детали. Прославленным живописцем середины VI века до н.э. был Эксекий. Его роспись на килике с изображением Диониса в ладье (после 540 г. до н.э.) отличается поэтичностью, тонким чувством ритма и совершенством композиции, органически связанной с назначением и формой сосуда.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1. Типы храмов: "храм в антах", простиль, амфипростиль, периптер.

2. Атлант.

3. Кариатида.

4. Храм Артемиды в Эфесе.

5. Курос.

6. "Девушка в пеплосе", 540-530 гг. до н.э., Афины, Музей Акрополя.

7. Чернофигурная вазопись.

ТЕРМИНЫ

ордер архитектурный – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции; основные ордера получили название от племен и областей: дорический, ионический, коринфский. Разновидность дорического ордера – тосканский, коринфского и ионического – композитный

Наши рекомендации