Тема 6. Живопись Флоренции второй половины 15 века.

Общий характер развития живописи и скульптуры. Натуралистические тенденции в живописи Флоренции – от принципа подражания к принципу подобия. Иллюзионистические эффекты в произведениях Доменико Гирландайо (1449-1492) - фреска «Тайная вечеря» (1480, трапезная монастыря Оньисанти, Флоренция), создание иллюзии льющегося из окна реального света - фреска «Рождество Марии» (фресковый цикл в церкви Санта-Мария Новелла, Флоренция, ок.1486-1490), «портретное» пространство - капелла Сасетти в церкви Санта Тринита во Флоренции (ок.1482-1485, церковь Санта-Тринита, Флоренция), «Портрет старика с внуком» (1480-е гг., Париж, Лувр). Анатомический натурализм Антонио Поллайоло (1431-1498): гравюра на меди «Битва» (ок.1470-1475, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), «Мученичество св. Себастьяна» (ок.1475, Лондон, Национальная галерея), «Геркулес и Антей» (ок.1460-1470, Флоренция, Уффици). Готизирующая тенденция в живописи Флоренции - Филиппино Липпи (1457-1504), компромиссный характер творчества мастера, соединявшего новую изобразительную систему с элементами готического стиля (корректирующая роль готики): «Видение св. Бернарда» (ок.1480, Флоренция, Бадия), «Поклонение волхвов» (1496, Флоренция Уффици), росписи капеллы Строцци церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, ок.1502) и др.

Боттичелли (1445-1510) - флорентийский неоплатонизм и проблема создания нового стиля. Обновление стиля за счет обращения к готической традиции. Стиль Боттичелли как тонкий, органический сплав готики и новой изобразительной системы. Отход от флорентийского «relievo». Удлиненные пропорции фигур. Доминирующая роль линии, ее двуединая, одновременно пластическая и динамическая природа. Пространственные построения мастера - соотношение глубинного пространства и снятой глубины. Отход от трактовки пространства как места действия, его образно-смысловая функция. Многообразие композиционных решений, соединение ренессансного и традиционного композиционных принципов (закрыто-открытый тип композиции). Античная тема в творчестве Боттичелли, смысловая многозначность: «Весна» (ок.1482, Флоренция, Уффици), «Рождение Венеры» (ок.1485, Флоренция, Уффици), «Венера и Марс» (ок.1485, Лондон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (ок.1482, Флоренция, Уффици). Аллегорические композиции Боттичелли: «Клевета» (1490-е гг., Флоренция, Уффици), «Покинутая» (1485-1490, Рим, Собрание Паллавичини). Религиозная живопись: «Поклонение волхвов» (ок. 1475, Флоренция, Уффици), «Мадонна дель Магнификат» (ок.1485, Флоренция, Уффици), «Мадонна с гранатом» (1487, Флоренция, Уффици), «Алтарь св. Варнавы» (ок. 1488, Флоренция Уффици), «Благовещение» (ок.1489-1490, Флоренция, Уффици). Тречентистский характер поздних работ Боттичелли, сознательный возврат к наивности примитивов: «Рождество» (1500, Лондон, Национальная галерея), «Сцены из жизни св. Зиновия» (после1500, находятся в разных музеях). Фрески Боттичелли в Сикстинской капелле в Риме (1481-1482).

Тема 7.- Искусство Средней Италии вне Флоренции.

Ведущая роль умбрийской школы. Ее значение в подготовке классического стиля. Главные центры – Перуджа, Урбино, Орвьето, Кортона. Пьеро делла Франческа (1410/1420-1482) - классические тенденции в искусстве Раннего Возрождения. Соотношение в искусстве Пьеро видимого, реального и абсолютного, вневременного. Отсутствие действия, имперсональность образов, тенденция к идеальной форме, ее геометризации. Роль в формировании стиля мастера местной традиции алтарного образа. Влияние нидерландской живописи. Трактаты Пьеро делла Франческа. Произведения мастера: алтарный образ: «Крещение Христа» (ок.1440-1445, Лондон, Национальная галерея), «Бичевание Христа» (ок.1458-1460, Урбино, Национальная галерея области Марки), фреска «Воскресение Христа» (ок.1459, Сансеполькро, Городской музей), фресковый цикл в церкви Сан-Франческо в Ареццо (ок.1452-1460), урбинский диптих «Парный портрет Федерико да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца» (1465, Флоренция Уффици), «Рождество» (ок.1470, Лондон, Национальная галерея) и др.

Пьетро Перуджино (1445/1452-1523), созерцательность его искусства. Отсутствие ярка выраженной эволюции. Алтарный образ в творчестве Перуджино – не столько сакрализация, сколько мифологизация пространства, пейзаж как образ исполненного гармонии мира. «Голицынский триптих» (ок.1480, Вашингтон, Национальная галерея искусств), «Видение св. Бернарда» (1491-1494, Мюнхен, Старая пинакотека) и др. Монументальные работы Перуджино - фрески в Сикстинской капелле в Ватикане (1481-1482), «Распятие» (ок.1496, Флоренция, монастырь Санта-Мария Маддалена деи Пацци) и др. Умбрийские «экспериментаторы»: Мелоццо да Форли(1438-1494) и его увлечение перспективой: росписи в церкви Санти-Апостоли в Риме (ок.1481-1483, сохранилось 16 фрагментов), «Основание Ватиканской библиотеки» (ок.1480-1481, Рим, Ватиканские музеи); Лука Синьорелли (ок.1445-1523) – пластика обнаженного тела как основная проблема его творчества: «Бичевание Христа» (ок.1475-1480, Милан, пинакотека Брера), «Мадонна Смирения» (ок.1490, Флоренция, Уффици), фресковый цикл «Страшный суд» (1499, Орвьето, собор, капелла Мадонны ди Сан-Брицио). Пинтуриккьо (1454-1513, эклектичность его стиля, мастер декоративной живописи: фрески в библиотеке Пикколомини (1502-1507, Сиена, собор), росписи в апартаментах Борджиа (1492-1496, Рим, Ватиканский дворец).

Тема 8. Искусство Северной Италии.

Искусство Северной Италии. Падуя и Феррара. Роль готической традиции. Перелом в развитии искусства в сер. XV века. Распространение гуманизма (падуанский университет). Увлечение античностью. Роль работавших в Северной Италии флорентийских художников в становлении нового искусства. Андреа Мантенья (1431-1506). Истоки стиля мастера. Мантенья и готическая традиция. Мантенья и античность. Скульптурное восприятие формы, статуарность – основа стиля мастера. Структурность, «построенность» мира Мантеньи. Архитектурно-живописный ансамбль Камера дельи Спози. Основные тенденции в творчестве позднего Мантеньи. Произведения мастера: росписи капеллы Оветари церкви Эримитани (1448-1454/1456, Падуи), алтарь Сан-Дзено (ок.1457-1460, Верона, церковь Сан-Дзено), «Моление о чаше» (ок. 1455, Лондон, Национальная галерея), «Св. Себастьян» (ок. 1459, Вена, Музей истории искусств), Камера дельи Спози (ок.1464-1475, Мантуя, Палаццо Дукале), «Мадонна в скалах» (ок. 1489, Флоренция Уффици), «Триумф Цезаря» (ок.1484-начало1500-х гг., Хемптон Корт, Королевский дворец), «Мертвый Христос» (ок.1485, Милан, Брера), «Мадонна с Младенцем Христом и херувимами» (1485, Милан, Пинакотека Брера), «Св. Себастьян» (1490, Венеция, Палаццо Ка д Оро), «Парнас» (1497, Париж, Лувр) и др.

Искусство Феррары. Старейший двор Италии. Сплав разнородных тенденций: приверженность традиции и гуманистические идеи, утонченность придворной культуры и мистика. Расцвет феррарской школы во второй половине XV века. Сочетание в живописи Феррары готической традиции и новых художественных принципов. Влияние Мантеньи, Пьеро делла Франческа. Козимо Тура (ок.1429- 1495) как создатель феррарской школы живописи, восприятие ренессансных художественных принципов сквозь призму средневекового иррационализма. Спиритуалистический характер образов. Створки органа собора в Ферраре - «Благовещение» и «Битва св. Георгия» (ок.1469, Феррара, Музей собора), «Венера на троне» (1460- гг., Лондон, Национальная галерея), «Пьета» (ок.1472, Венеция, Музей Коррер). Франческо Косса (ок.1435/1436- 1478), сближение с придворными кругами и актуализация позднеготического идеала, усложненность пространственных построений, ирреальный характер пейзажей в религиозных композициях. Фрески палаццо Скифанойя (ок. 1470-1471, Феррара, Палаццо Скифанойя), «Благовещение» (начало 1470-х гг., Дрезден, Картинная галерея), «Полиптих Гриффони» (1473, Милан, Пинакотека Брера). Эрколе деи Роберти (ок. 1450-1496), тенденция к преодолению готической манеры. Пределла «Полиптиха Гриффони» (ок.1470, Рим, Пинакотека Ватикана), «Мадонна на троне» (1480, Милан, Пинакотека Брера), «Иоанн Креститель» (Берлин, Государственные Музеи, Картинная галерея).

Искусство Венеции XV века. Соединение в культуре Венеции разнородных тенденций. Позднее сложение культуры Возрождения. Венецианская архитектура XV века. Два этапа развития: венецианская готика и последняя четверть XV века – архитектура Раннего Возрождения. Преемственная связь ренессансной архитектуры с готической традицией. Обращение к ордерной системе и декоративно-пластическое использование ордера. Крупнейшие мастера – Пьетро Ломбардо (ок.1435-1515), Мауро Кодуччи (ок. 1440-1504). Светская архитектура: палаццо Дарио (1480, Пьтро Ломбардо), Палаццо Вендрамин-Калерджи (1481-1490, Мауро Кодуччи, завершил строительство Пьетро Ломбардо) - соединение флорентийских принципов композиции (поэтажный ордер) с традиционной композиционной схемой венецианского фасада, вытеснение стены окнами, напоминающими лоджии. Скуола Гранде ди Сан Марко (1485-1491, Пьетро Ломбардо и Мауро Кодуччи) - венецианский тип здания, сочетание ренессансных по характеру деталей с венецианскими мотивами: полукруглые завершения, облицовка, декоративное использование ордерных форм. Культовая архитектура: церковь Санта-Мария деи Мираколи (1481-1489, Пьетро Ломбардо) - первое сооружение венецианского Возрождения. Церковь Сан-Дзаккария (1483-1500, Мауро Кодуччи) - пластическое решение фасада (черта стиля Кодуччи).

Венецианская живопись. Воздействие византийской и готической традиций. Становление ренессансной венецианской школы живописи. Цветовое видение мира. Антонелло да Мессина (1430-1479), значение его творчества для развития венецианской живописной школы: «Св. Себастьян» (1475-1476, Дрезден, Картинная галерея) «Св. Иероним в келье» (1474, Лондон, Национальная галерея), «Мужской портрет» (ок.1473, Рим, Галерея Боргезе) и др. Семейство Беллини. Якопо Беллини (ок.1400-1470), связь с византийской иконописной традицией и новые тенденции в его творчестве (увлечение перспективой) - «Мадонна с херувимами» (ок.1450, Венеция, Академия), Луврский и Лондонский альбомы рисунков. Джентиле Беллини (1429-1507) – влияние позднеготической традиции, родоначальник ведуты и венецианской жанрово-исторической картины: цикл картин для скуола ди Сан-Джованни Эванджелиста (1496-1500, Венеция, Академия). ДжованниБеллини (1430-1516), один из основоположников Высокого Возрождения. Созерцательность искусства Беллини, бессобытийность, гармоническое единение человека и природы. Обращение к типу композиции с парапетом на первом плане и создание на ее основе картины нового типа с ее принципом «открытости» зрителю и обособленности от него. Картина с обращенной в пейзаж террасой, классический тип венецианской композиции, как производное композиционной схемы с парапетом. Реализация принципа «открытости и обособленности» в большом алтарном образе. Джованни Беллини и некоторые особенности венецианского колоризма. «Греческая Мадонна» (Милан, Галерея Брера), «Пьета» (Милан, Галерея Брера), «Мадонна на лугу» (ок.1505, Лондон, Национальная галерея), «Алтарь Сан-Джоббе» (ок.1480, Венеция, Академия), «Триптих из Фрари» (1488, Венеция, церковь Санта-Мария деи Фрари), «Алтарь Сан-Дзаккария» (1505, Венеция, церковь Сан-Дзаккария), «Озерная Мадонна» (1490-1500, Флоренция, Уффици). Витторе Карпаччо (ок.1456-1526), мастер многофигурной повествовательной картины. Сценический характер композиции: изображение события как совершающегося во времени, присутствие зрителя в картине и создание эффекта соприсутствия реального зрителя. Цикл картин для скуола ди Сан-Орсола «Житие св. Урсулы» (1490-е гг., Венеция, Академия), цикл картин «Житие св. Георгия, св. Иеронима и св. Трифона» (1502-1507, Венеция, скуола ди Сан-Джорджо).

Наши рекомендации