Публикации рубрики - Лингвистика. Страница: 46

На этой странице собрано около (~) 945 публикаций, конспектов, лекций и других учебных материалов по направлению: Лингвистика. Для удобства навигации можете воспользоваться навигацией внизу страницы.

Вопрос. Основные периоды истории лингвистики и их общая характеристика.

История языкознания, как и история любой науки, предполагает обязательное выделение отдельных этапов, периодов становления и развития. Один период в развитии любой науки отличается от другого рядом моментов, положений,

Методы лингвистического исследования

Лингвистические методы не представляет собой единого набора принципов и способов исследования и описания языковых сущностей. Скорее это некоторое «меню» взаимодополняющих и/или взаимоисключающих методов, используемых в

Лингвистические универсалии.

(от лат. universalis — общий, всеобщий) языковые универсалии — свойства, присущие всем языкам или большинству из них. Теория языковых универсалий рассматривает и определяет: 1) общие свойства всех челове­че­ских языков в отличие от

Отношения между единицами лексической системы

Каждая единица лексической системы входит в два вила отношений: парадигматические и синтаксические. Парадигматические отношения - это отношения между лексическими единицами, объединенные в сознании говорящих определенным

Системные отношения в грамматике.

Язык - это система специфических взаимосвязанных и взаимозависимых языковых знаков, объединенных функцией формирования мыслей, их хранения и обмена мыслями между людьми. Системный подход является ведущим во многих сферах

Парадигматика и синтагматика.

Любое слово можно рассматривать или в системе языка, или в речевом потоке. Отношения между языковыми единицами одного уровня могут быть: - синтагматические -ассоциативные (по Ф.Соссюру) или парадигматические. (по Луи Ельмслеву).

Синтаксический уровень. Предложение

Синтаксический уровень языка характеризуется набором своих единиц, к которым относятся словосочетание и предложение. «Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, и

Слово как центральная единица лексико-семантического уровня языка

Лексико-семантический уровень языка охватывает два, тесно связанных между собой раздела языкознания – лексикологию (от греч. lexikos – «относящийся к слову» и logos – «учение») и семасиологию. Слово – это основная

Вопрос. Уровни языка и единицы языка. Постулаты лингвистических исследований.

Для характеристики устройства системы языка в работах по языкознанию широко используется понятие «уровня». С помощью этого термина характеризуют различные подсистемы, а также и различные этапы и фазы исследований языка.

Лингвистика текста. Общая характеристика лингвистического понятия «текст». Подходы к изучению текста

Текст как спец объект исследования появился давно, еще в античности риторы изучали способы построения выразительной речи. Однако со временем теоретики языка перенесли внимание на отдельные единицы, слова, так, становление

Система и структура языка. Свойства системы. Язык и речь. Языковой знак.

Язык имеет двунаправленный характер. Так, с помощью языка мы осмысливаем воспринимаемую действительность. И вместе с тем он направлен на внутренний, духовный мир человека. Следовательно, в языке тесно взаимодействует две сферы:

Структура коммуникативного акта. Модели коммуникации.

Процесс коммуникации может быть разделен на отдельные фрагменты, единицы коммуникации – коммуникативные акты. В коммуникативных актах задействованы участники коммуникации – коммуниканты (отправитель и получатель),

Формы и типы речевой коммуникации

Различают устную и письменную формы речевой коммуникации. Для каждой формы характерен ряд признаков, на основе которых определяются типы речевой коммуникации. К таким признакам относятся следующие: 1) условия общения: • прямое,

Теория речевой коммуникации. Компоненты коммуникации. Психосоциальные основы.

Коммуникацией называют передачу информации как в животном мире (употребляя в этом случае термин биокоммуникация), так и в человеческом обществе, а также от одного технического устройства (например, компьютера) другому. Передача

Идеи и методы современной психолингвистики.

Термин «психолингвистика» вошел в научный оборот с 1954 г. после опубликования в США коллективной монографии под редакцией Ч. Осгуда и Т. Сибеока под этим названием, хотя само психологическое направление в языкознании возникло,

Вопрос. Язык и мышление. Механизмы порождения и восприятия речи.

Взаимосвязь языка и мышления относится к самым сложным, самым актуальным проблемам не только языкознания, но и логики, психологии, философии. Эта сложность проблемы обусловлена, прежде всего, сложностью и противоречивостью

Язык и сознание. Задачи нейролингвистики.

Язык — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Термин «язык», понимаемый в широком смысле, может применяться к произвольным знаковым системам, хотя чаще он используется для более

Происхождение языка. Язык, народ, раса. Национальный язык и диалекты. Литературный язык. Норма.

Существует несколько традиционных гипотез происхождения языка. Звукоподражательная гипотеза. Согласно этой гипотезе, язык возник вследствие подражания человека различным звукам природы, крикам животных, звукам производимых

Место общего языкознания в современной лингвистике. Языкознание в системе наук. Объект, предмет, методология общего языкознания.

Социальная дифференциация языка. Идеи и методы социолингвистики.Социальная лингвистика — научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии и изучающая широкий комплекс