Семинар 3. Функции языка; язык и речь.

Термины:

Функции языка: коммуникативная, когнитивная, экспрессивная, регулятивная, фатическая и др.; метаязык; лингвистическая относительность (гипотеза Сэпира-Уорфа); филогенез, онтогенез; речевая деятельность, речевая ситуация.

Вопросы к семинару:

1. Назовите ведущие функции языка и дайте их определение.

2. Перечислите известные Вам частные языковые функции. Как они соотносятся с ведущими функциями? По каким основаниям их выделяют? Какие из них приложимы к языку животных?

3. Прокомментируйте высказывание известного русского психолога Л.С. Выготского: в языке осуществляется “единство общения и обобщения”.

4. Ответьте на вопрос: специфика мышления определяет специфику языка либо наоборот (в филогенезе и онтогенезе)?.

5. Текст для читающего и текст для лингвиста: прокомментируйте различия.

Темы сообщений (для самостоятельной подготовки):

1. Эдвард Сэпир.

2. Общественные функции языка (Лингвистическая Энциклопедия; Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика. - М., 1977; Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. - Л., 1975).

Задания и упражнения:

1. Определите, какие функции языка реализуются в следующих высказываниях:

Боровое (вывеска на железнодорожной станции);

Переучет (табличка на дверях магазина);

Здравствуйте, меня зовут Сергей Александрович;

Равносторонний прямоугольник называется квадратом;

Я в среду не приду на тренировку, не смогу. - Надо, Федя, надо;

По-русски это тоже называется “принтер”;

Чтоб ты провалился, пьянчуга проклятый;

Я изучил науку расставанья В простоволосых жалобах ночных (О.Мандельштам).

2. Какие языковые функции реализуются в следующем диалоге из повести В.Войновича “Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина”?

Помолчали. Потом Чонкин посмотрел на небо и сказал:

- Сегодня, видать по всему, будет вёдро.

- Будет вёдро, если не будет дождя, - сказал Лёша.

- Без туч дождя не бывает, - заметил Чонкин. - А бывает так, что и тучи есть, а дождя всё равно нету.

- Бывает и так, - согласился Лёша. На этом они и расстались.

3. Прокомментируйте следующий диалог двух персонажей романа М.Твена “Приключения Гекльберри Финна”:

- А вот если подойдет к тебе человек и спросит: “Парле ву франсэ?” - ты что подумаешь?

- Ничего не подумаю, возьму и тресну его по башке.

Какие языковые функции “не срабатывают” в данном случае?

Семинар 4. Система и структура языка; языковые единицы и уровни.

Термины:

Система, структура; асимметрия языкового знака; функциональная система; иерархия уровней; знаковый / незнаковый уровень, знаки и фигуры; фон / фонема, морф / морфема, алло-эмическая система понятий; парадигма и синтагма; нулевой знак.

Вопросы к семинару:

1. Что имел в виду Фердинанд де Соссюр, говоря, что язык есть форма, а не субстанция?

2. Что такое “двойное членение” в языке?

3. Прокомментируйте определение языка как “системы систем”.

4. Назовите основные единицы языка и соответствующие языковые уровни. По каким принципам они выделяются?

5. Назовите известные Вам незнаковые уровни языка и перечислите их единицы.

6. Какие “промежуточные” единицы и уровни Вы сможете назвать? Как Вы видите в контексте уровневого представления такие термины, как “слог”, “основа слова”, “словосочетание”?

Темы сообщений (для самостоятельной подготовки):

1. Фердинанд де Соссюр.

2. А.А. Реформатский.

Задания и упражнения:

1. Даны написания: “Без гаду ниделя”, “биз дома”, “бизь дела”, “бис фкусу”, “бись тибя”, “биш шума”, “биж жира”, “бищ щасьтья”. Охарактеризуйте их:

а) с точки зрения системы письма,

б) с точки зрения алло-эмической системы терминов,

в) с точки зрения фонетических позиций и процессов.

Приведите аналогичные примеры.

2. Приведите примеры слов, с которыми вступают в парадигматические и синтагматические отношения русские слова дом, книга, линия.

3. Какими способами можно разделить на части слова нога, лисичка? Почему? В чем разница между этими способами?

4. Выберите из следующего ряда примеров формы, в которых присутствует нулевое окончание: опять, прочь, встань, впредь, беж, рожь, настежь, том, там, всем, совсем, рук, руках, рукав, встаньте, брысь, рысь, здесь.

5. На примере русских корней дом-, рук-/руч-, ход- покажите различие между значащей единицей языка и именующей единицей.

Наши рекомендации