Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи // Журнал «Логопед», 2007 №3 - с.26-32

Детально изучая доречевое и раннее речевое развитие в рамках этой проблематики, лаборатория логопедии тесно сотрудничает с лабораторией психологии детской речи Института психологии РАН под руководством доктора психологических наук, академика РАО Т.Н. Ушаковой, кафедрой детской речи РГПУ им. А.И. Герцена под руководством С.Н. Цейтлин, Институтом лингвистических проблем РАН (СПб).

Первые результаты, полученные пока только в Москве и Санкт-Петербурге, выявили интересные факты и закономерности.

Было установлено, что доминирующее влияние на процесс развития речи ребенка старше 1 года 6 мес. оказывает период «лексического взрыва» («vocabulary spurt») — короткого временного периода в раннем возрасте, когда происходит стремительный переход слов из пассивного в активный словарный запас.

Различия в темпах усвоения начального детского лексикона у девочек и мальчиков определяются прежде всего некоторым временным сдвигом: у девочек этот процесс начинается на несколько месяцев раньше. По данным исследования, проведенного в Институте коррекционной педагогики РАО, девочки, как правило, начинают «больше говорить» в возрасте старше 1 года 8 мес., мальчики после 1 года 10 мес. Лексический взрыв протекает у мальчиков несколько позже, чем у девочек, однако в онтогенезе разрыв не превышает 2—2,5 мес.

Эти данные несколько расходятся с данными А.Н. Гвоздева о речевом развитии его сына, который произнес свою первую фразу в 1 год 8 мес. Однако в целом они не противоречат «Схеме нормального речевого развития», составленной Н.С. Жуковой по материалам научной книги «Вопросы изучения детской речи» (А.Н. Гвоздев, 1961).

Успехи девочек в лексическом развитии в период от 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес. достигаются за счет хорошего накопления глаголов в активном словарном запасе. Именно с этим связано и некоторое опережение в появлении коротких двухсловных высказываний девочек по сравнению с мальчиками. Однако родители девочек чаще всего не воспринимают фразы типа «Аля п(р)ыг» как предложение, что связано с отсутствием какого-либо грамматического оформления данного высказывания.

В онтогенезе артикуляционные возможности и формирующиеся фонематические способности детей проходят чрезвычайно серьезную проверку в период лексического взрыва, когда необходимо активизировать в произношении значительное число cлов с достаточно развернутой слоговой структурой и широким репертуаром используемых звуков. Именно в возрасте около 1 года 9 мес. заметны максимальные различия в активном словарном запасе девочек и мальчиков, у которых лексический взрыв еще впереди. Приведем некоторые наиболее яркие примеры рече детей 1 года 6 мес. — 1 года 9 мес.

Обычно развитие грамматики детской речи строится через описание по частям речи - усвоение существительных, глаголов, местоимений (A.H. Гвоздев, С.Н. Цейтлин). Объясняется это тем, чтo в лингвистике, начиная с работы В.В. Виноградова «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1961), принято подобным образом описывать грамматические феномены. Ребенок не постигает отдельно существительные, прилагательные и глаголы, происходит становление всей системы языка, но не в целом, а изначально отдельными фрагментами. Однако среди первых слов все-таки больше лексем, употребляемых в речи как существительные.

В активном словаре ребенка до периода лексического взрыва содержится не более десяти глаголов, причем это даже не собственно глаголы, а лепетные субституты глаголов (бам, прыг, бух), скорее, это просто предикаты, формирующие структуру высказывания, но не требующие грамматического оформления. Грамматически они действуют примерно так же, как наречия («зая бух», «мяч прыг»).

Ситуация качественно меняется после лексического взрыва. Это подтверждается данными большинства исследователей детской речи (С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева, И.Г. Овчинникова). Все они сходятся в том, что мальчики при овладении начальным детским лексиконом отдают предпочтение накоплению и активизации глагольного словаря. Эти сведения подтвердил и наш материал.

После лексического взрыва число глаголов в речи отдельных детей может доходить до 80 слов, в среднем у мальчиков в возрасте до 2 лет оно достигает 50, у девочек — 25—28 при общем объеме активного словаря в пределах 300—400 слов.

Изучение речевой продукции детей в период до и после лексического взрыва позволило уточнить некоторые возрастные границы этого явления и его гендерные особенности. У большинства девочек период раннего речевого развития до лексического взрыва ограничивался временными пределами от 12 до 20 мес., т.е. лексический взрыв приходился примерно на возраст 1 года 8 мес. У мальчиков с нормальным речевым развитием аналогичный период сдвигался ближе к концу второго года жизни: от 12 до 22 мес., и лексический взрыв начинался преимущественно к 1 году 10 мес. При этом наиболее значимым и заметным разрыв между активным словарным запасом в лексической группе «глаголы» у мальчиков и девочек был заметен в конце второго года жизни (рис. 2).

У детей с нормальным развитием речи к концу второго года объем активного словаря может различаться в несколько раз. Однако с помощью даже небольшого запаса слов уже возможно построение распространенных высказываний из нескольких слов. А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова и другие исследователи неоднократно подчеркивали, что именно усвоение глагольной лексики является «пусковым» механизмом для развития фразовой речи.

По нашим данным, в начальном детском лексиконе наблюдается стандартная зависимость между ростом глагольного словаря и успешностью накопления слов в таких морфологических группах, как существительные и прилагательные, а именно: при численных значениях глаголов менее десяти все лексическое развитие задерживается. При этом звуковой состав первых глаголов таков, что их фонетическая и слоговая основа близка к лепетным паттернам, и по мере усвоения всех лепетных вариантов (бай-бай, бух, куп-куп) дальнейшее лексическое развитие становится возможным только при достаточно совершенных для раннего возраста имитационных возможностях ребенка.


Третий период: от трех до семи лет.

Это период раз­вития морфологической системы языка, характеризующий­ся усвоением типов склонений и спряжений. В это время качественно и количественно увеличивается словарь, дохо­дя до 4000 различных слов, которые легко включаются во фразу. Ребенок свободно строит сложные грамматические конструкции. К концу этого периода заканчивает свое формирование фонетическая система речи. Эгоцентрическая речь свертывается, обеззвучивается и переходит во внутренний план. От ситуативной речи ребенок переходит к кон­текстной форме речи.

Активная речь ребенка интенсивно развивается, он упот­ребляет сложносочиненные и сложноподчиненные предложе­ния, в которых использует предлоги по, до, вместо. При употреблении ребенком существительных по-прежнему может доминировать использование окончания -ов, иногда при сло­воизменении сохраняется неподвижное ударение. Дети до­вольно часто нарушают чередование в основах (например, пень — на пене). При использовании приставок в детской речи отмечаются многочисленные неологизмы. Употреб­ляя прилагательные, дети нарушают согласования в сред­нем роде (красная ведро), в то же время происходит усво­ение ими сравнительных степеней прилагательных. Ак­тивное использование числительных ведет к ошибкам в согласовании в роде, числе и падеже: пять пуговицев, пять яблоков.

Следует отметить, что в этот период звуковая сторона речи практически усвоена. Дети начинают оценивать свое и чужое произношение.

В каждом возрастном периоде наряду с определяющими сторонами речевого развития выделяются такие, которые играют важную роль не столько в данном конкретном перио­де, сколько в последующем речевом развитии ребенка. К ним относятся начало развития понимания слов взрослого в конце первого — начале второго полугодия первого года жизни, овладение активным словарем в последней четверти перво­го года жизни, усвоение грамматических форм в конце вто­рого года жизни и др.

Большое значение для развития речи ребенка имеет со­циальная ситуация и его ближайшее окружение, воспита­тельное воздействие взрослых, а также собственная актив­ность в различных видах деятельности.

Обучение детей на занятиях предполагает формирование основ грамотной речи, понятной и самому ребенку, и окру­жающим его сверстникам, и взрослым. При этом именно взрослый создает ситуацию общения, в которой усвоенные навыки и формируемые способности закрепляются и совер­шенствуются.

Индивидуальный уровень речевого развития у всех вос­питанников дошкольного учреждения разный. Но посто­янное внимание взрослых к речевой деятельности детей, акцентирование достижений каждого ребенка, отслежива­ние позитивной динамики ведет к постепенному выравни­ванию речевых возможностей детей. Успех каждого ребен­ка должен быть отмечен радостью окружающих его лю­дей, в том числе и сверстников. Этот успех необходимо закрепить в специально созданных ситуациях, в которых ребенок еще и еще раз мог бы продемонстрировать свою состоятельность.

Родители должны стать активными участниками форми­рования у детей речевых функций, знать об основных эта­пах развития речи, о тех моментах, которые нуждаются в закреплении в процессе общения с ребенком дома, о бли­жайших перспективах развития ребенка, отражающих ак­туальный уровень его языковых способностей.

Наши рекомендации