Усвоение служебных слов для выражения синтаксических связей.

Грамматические процессы. Ребенок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы. Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. Происходит дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются многие служебные слова. Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок, но часто на месте одних приставок употребляются другие (искрасил, растемнело). III период - период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет).

При употреблении существительных дети начи­нают использовать падежные окончания множественного числа: -ов, -ами, -ах. Отмечается влияние окончания -ов на другие виды склонения: чашков, яблоков, карандашов. Фик­сируется появление суффиксов увеличительности, принад­лежности. В глаголах используются приставки, иногда не­верно: скрали вместо украли. В речевых высказываниях детей постепенно устанавливается согласование прилагатель­ных с существительными. При употреблении притяжатель­ных местоимений возможно смешение рода.

Синтаксис. В речи детей появляются сложноподчиненные пред­ложения с союзами чтобы, если и др., а также предлоги через, для.

Лексика. В период от двух до трех лет у ребенка резко увеличива­ется словарный запас, который доходит до 1000 слов и бо­лее. Слоговая структура становится стабильной, появляются новые группы звуков. Заметно развивается и коммуникатив­ная функция речи. Ребенок часто обращается к окружаю­щим с многочисленными вопросами, что свидетельствует о развитии познавательной деятельности. Речь в этот период становится одним из средств познания окружающего мира. Развивается самокоммуникация, возникает эгоцентрическая речь — одна из предпосылок формирования внутренней ре­чи: ребенок начинает сопровождать свою деятельность ре­чью, но в данный период она является только ситуативной. Регулирующая речевая функция продолжает укрепляться.

Понимание речи. Понимание речи переходит на качественно иной уровень (ребенок легко понимает смысл небольшого текста), начи­нает активно развиваться фонематический слух.

Фонетика. В условиях нормального развития к концу третьего года жизни детей закрепляется произношение звуков [ч], [ш], [ж], [щ], [ц], заканчивается усвоение стечения согласных. Сло­говая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

По данным С.Н. Цейтлин [Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. – М.: Владос, 2000] первыми в речи малыша появляются глаголы, обозначающие конкретное наблюдаемое ребенком действие. Они употребляются в формах настоящего времени.

В работах С.Л. Рубинштейн [48] это получило название ситуативности речи ребенка на начальных ее этапах - ребенок говорит о том, что происходит здесь и сейчас.

Исследования В.В. Гербовой [Гербова В.В. Дошкольное воспитание. – № 10. – 1969.] показали, что дети 2-3 лет используют глаголы чаще, чем другие части речи. У детей до 2,5 лет они составили 37% от числа всех слов, у детей второго полугодия третьего года - 28,5%. Наиболее распространены глаголы, отражающие взаимоотношение ребенка с окружающими - 25,1%. На втором месте - глаголы, связанные с событиями, доставившими ребенку радость - 10,1%, либо огорчение - 4,1%. Далее идут глаголы, связанные с процессом одевания -- 8,7% и глаголы, связанные с удовлетворением потребности в сне 2,2% и в еде - 2,8%.

По мере развития речи ребенка, его лексика не только обогащается но и систематизируется, т.е. упорядочивается. Слова, как бы группируются в семантических полях.

А.И. Лаврентьева, наблюдая лексико-семантические системы у детей от 1г.4мес. до 4 лет, выделяет четыре этапа развития системной организации детского словаря.

1 Этап. Словарь представляет собой набор отдельных слов (от 20 до50), набор лексем является неупорядоченным.

2 Этап. Словарный запас начинает быстро увеличиваться. Это
ситуационный этап.

3 Этап. Ребенок начинает осознавать сходство определенных элементов
ситуации и объединяет лексемы в тематические группы, что вызывает
развитие лексической антонимии.

4 Этап. Возникают синонимии, системная организация словаря ребенка
приближается по своему строению к лексико-семантической системе
взрослых.

Темпы освоения ребенком, как языковых средств, так и функций речи достаточно высоки, каждый год характеризуется новыми приобретениями. Развитие речи осуществляется в значительной мере благодаря речевому подражанию, но у одних рост словаря совершается равномерно, а у других -скачкообразно. У большинства детей в определенные периоды жизни, связанные со значительной активизацией основных движений (ползанье, ходьба), может наблюдаться приостановка, и даже задержка развития речи, вследствие возникновения конкурентных отношений между разными видами деятельности, разными анализаторными системами [Г.М. Лямина].

По данным Г.М. Ляминой [Ляминой Г.М. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста. – М., 1982] речевой слух ребенка достаточно совершенен уже в раннем возрасте, к полутора годам дети правильно воспроизводят число слогов в двухсложных словах, а к двум - в 75% случаев в слове из трех слогов все три слога. Дети легко воспринимают ритм слова, ударение, интонационную окраску. К концу второго года дети усваивают сходно произносимые звуки группами, а на третьем году, слыша образец, пытаются исправить свое произношение. Дети неплохо различают сходнозвучащие слова: «шар -- шарф - шкаф», могут уловить ошибочное произнесение звука, который сами еще не произносят правильно. Но говорить о полном совершенстве речи еще рано, так как в жизни ребенок слышит преимущественно фразы, связную речь, а воспринять ее на слух сложнее, чем отдельные слова.

К году активный словарь ребенка составляет 10-12 слов, к двум годам -200-300, а к трем годам 1200-1500 слов, большой словарный запас до 4000-4500 слов, приобретается детьми к концу дошкольного возраста [Г.М. Лямина].

По данным А.Н. Гвоздева [31], в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, по 0,9% предлогов, междометий и частиц.

Показателем уровня сформированности грамматического строя речи считается употребление сложных грамматических форм. В 2 года 3 месяца -3 года дети усваивают служебные слова и сложные бессоюзные предложения, которые постепенно становятся союзными. Однако, многие появившиеся высказывания, остаются недостаточно освоенными не только на четвертом, но и на пятом году жизни.

На пятом году сохраняется и совершенствуется восприимчивость к освоению всех сторон родного языка.

Обогащается лексика и формы ее использования. Если в процессе наблюдения и рассматривания картин обращать внимание детей на красоту явлений природы, то уже в 4-6 лет они начинают осваивать соответствующий словарь и способы характеристики, хотя пока они говорят в основном о цвете и размере объектов. Но третья часть даваемых ими определений носит развернутый характер, т.е. с перечислением 2-3 признаков, элементами сравнения, объяснения. Меняется морфологический состав высказываний, за счет более частого использования глаголов, прилагательных и наречий. Это благоприятствует распространению простых предложений и превращению их в сложные.


Громова О.Е.

Наши рекомендации