Лексические средства связи предложений в тексте

· Всп Вспомните признаки текста.

· Постарайтесь объяснить значение словосочетания средства связи. Используйте предложенную ниже конструкцию.

Средства связи — это …, которые служат для ….

№ 131. Обс.1) Прочитайте тексты, обратите внимание на то, как связаны предложения в первом тексте. Что в нём подчёркнуто?

2) Обратите внимание на синонимы и слова тематических групп во втором тексте. В каких предложениях текста они есть? Выпишите их.

3) Что повторяется в предложениях третьего текста? Есть ли в нём антонимы? Выпишите их.

I. Развитие промышленности и сельского хозяйства, жизнь в городе и деревне невозможны без использования очень большого количества воды.Воду используют при производстве многих изделий, для бытовых нужд, для питья и приготовлении еды. Когда вода загрязняется, её удаляют из домов и предприятий по канализации. Воды, загрязнённые бытовыми и промышленными отходами, называются сточными.

II. Способы общения дельфинов друг с другом уникальны. Это могут быть жесты (прыжки, повороты, движение хвоста, головы, плавников) и звуки. Средствами их общения может быть и свист, и писк, и хрюканье, и кваканье, и чмоканье, и многие другие вариации звуковых волн. Из всего этого многообразия основным является свист. У него несколько десятков тональностей, которые выражают различные сигналы: приветствие, тревогу, опасность, боль.

III. Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. В заревой час до восхода солнца низко над самой землёй пылает утренняя звезда. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли. Горят первые звёзды, а заря ещё долго догорает над далями и туманами.

№132. 1) Работа в парах. Прочитайте правило о способах связи предложений с помощью лексических средств. Составьте список примеров к каждому способу связи слова из текстов предыдущего задания.

1. Предложения в тексте могут связываться при помощи повторения одного и того же слова. Например: …

2. Предложения в тексте могут сцепляться с помощью синонимов. Например: …

3. Средством связи предложений в тексте могут служить также и антонимы: …

4. Предложения могут объединяться в текст с помощью слов одной тематической группы. Например:…

2) Напишите правило о лексических средствах связи предложений, дополнив его примерами, выбранными после обсуждения.

№ 1) Просмотрите текст с пропущенными словами. Постарайтесь сформулировать тему текста, придумать заголовок к нему.

2) Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова. Являются ли они средствами связи предложений? Как вы определите этот способ?

Любой город можно сравнить с маленькой страной. Он живет своей жизнью, не похожей на жизнь других ___. У каждого ___ есть своя история, народные традиции, свой неповторимый колорит, характер, который создается на протяжении всего его развития.

Индивидуальные черты ___ проявляется в планировке архитектуры, в расположении улиц в ландшафте и окружающей природе, в говоре и манере горожан, в ритме движения транспорта и пешеходов, и во многом другом. Особый облик ___ придают культурно-исторические памятники: старинная архитектура с национальным колоритом, культовые постройки (храмы, церкви, монастыри), кремль как начало начал ___, библиотеки, скверы, фонтаны, набережные, парки отдыха, театры, памятники и памятные доски, на которых запечатлены имена знаменитых жителей этого ___ и т. п.

Жители любят свой ____, гордятся его историей, современным обликом и с удовольствием рассказывают о нём всем приезжим.

3) Вспомните типы речи. Есть ли в этом тексте часть, к которой можно задать вопрос каков предмет? Отвечает ли этот текст в целом на вопрос почему? Как вы определите тип этого текста?

4) Подберите синонимы к данным словам. Найдите их в тексте или придумайте свои варианты.

неповторимый, национальный, житель, облик

№133. 1) Напишите подробное и полное изложение текста из задания № … . Предварительно составьте его план и придумайте заголовок, отражающий его тему. Вам надо сохранить в изложении тип речи исходного текста и использовать его языковые средства.

** 2) Напишите изложение текста, дополнив его информацией о своём родном (хорошо знакомом вам) городе. Вам нужно объяснить, почему вы любите этот город. Придумайте заголовок, отражающий основную мысль вашего текста.

Аудио № 134. 1) Рассмотрите фотографию, прочитайте подпись. Знаете ли вы этот музей? Что можно о нём сказать по его названию? Прослушайте текст один раз.

2) Определите ситуацию общения (по схеме со с. 14). К какому стилю речи вы отнесёте этот текст – книжному или разговорному?

3) Дополните высказывания информацией из текста.

1. Политехнический музей был создан ….

2. Политехнический музей хранит около …. коллекций.

3. В цокольном этаже музея расположена ….

4. На втором этаже расположена экспозиция ….

4) Выберите фамилию архитектора Политехнического музея из двух предложенных ниже.

а) Растрелли б) Монигетти

5) Экскурсовод, рассказывая об экспозиции «Велосюжеты», употребил следующие названия одного вида транспорта. Какого? Как вы объясните название экспозиции?

деревянный бегунок, «паук», машины с равновеликими колесами

**6) Прочитайте список названий отраслей промышленности. Отметьте два названия, которые не прозвучали в тексте. Затем прослушайте текст во второй раз и проверьте свои ответы.

7) Работа в парах. Каждый из вас должен отметить в списке слова, которые вы ещё никогда не слышали. Сравните ваши результаты. Кто из вас знает больше слов и может объяснить значение новых слов однокласснику? Расскажите, где вам уже встречались эти слова раньше.

8) Объясните значения слов, если надо, найдите толкования к ним в словаре.

архитектор, экспозиция, коллекция

9) Письменно ответьте на вопросы. У вас получится краткое описание Политехнического музея.

1. Чему посвящен московский Политехнический музей?

2. Когда он был создан?

3. По чьему проекту построен музей?

4. Сколько коллекций хранится в музее?

5. Какие области техники представлены в музее?

**10) Дополните краткую информацию о музее описанием одной из его экспозиций, упомянутой в прослушанном вами тексте. Для этого можете прослушать текст ещё раз.

**11) Спишите предложение, раскрывая скобки. Послушайте текст ещё раз и постарайтесь объяснить значение подчёркнутого слова. О каком транспортном средстве идёт речь? Какие его модификации вы знаете?

Трансп(о,а)ртное сре(д,т)ство, знакомое б(о,а)льшинству из вас ещё с ра(н,нн)его де(д,т)ства, пр(е,и)дстанет (з,с)десь перед вами в самых разных модификациях.

12) Работа в парах. Разыграйте диалог. Представьте, что один из вас побывал на экскурсии в Политехническом музее, а второй ещё не был. Задача второго — расспросить о музее, выяснить, стоит ли в него идти. Задача первого — уговорить собеседника пойти в музей.

№ 135. Прочитайте. Найдите абзац с вопросами. Есть ли ответ на вопросы в этом абзаце? Какова тема и основная мысль текста?

Как бы вы определили тип этого текста. Относится ли он к книжному (научному) стилю?

Нет на свете предметов безымянных, каждую вещь, каждое действие мы можем назвать. Ветер, дующий в Новороссийске, жабу агу, живущую в Южной Америке, новый металл и новый приём заброски мяча в баскетбольную корзину. А рыб, птиц, камней, деревьев, действий, веществ, видов пищи, грамматических правил на свете — великое множество.

Как «делаются» слова? Кто их автор, создатель, творец? Главный языкотворец, «мастеровой» слова — народ. Это он создал такие «изначальные» слова, как земля, огонь, вода, деревья, солнце…

Русский язык — один из самых богатых языков мира. Двести тысяч русских слов собрал в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль. А ведь словарь этот составлен полтора века назад.

И русский язык — великий, необъятный, «живой, как жизнь» — продолжает непрерывно развиваться. Расширяется его лексический состав. Слова рождают другие слова, и поток их всё нарастает, чтобы успеть назвать предметы, действия, явления безудержного взлёта научной мысли и технических достижений. (По Э. Вартаньяну)

3) В каких предложениях текста используются однородные члены? Есть ли среди них синонимы? Тематические группы?

4) Какими лексическими средствами связываются предложения в каждом абзаце? А сами абзацы?

**5) Напишите свободное изложение первого и последнего абзацев текста, замените примеры, которые иллюстрируют микротему абзаца, своими собственными. Прочитайте ваше изложение: какой тип речи вы создали? Относится ли он к тому же стилю, что и авторский текст?

РАЗДЕЛ 5 КУЛЬТУРА В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (2 часа)

Наши рекомендации