Формирование культурно-досуговой музыкальной компетентности обучающихся объединения «ОРНИ «РЕЗОНАНС».

Формирование культурно-досуговой музыкальной компетентности обучающихся является одним из основных направлений образовательного процесса объединения.

Почему же необходимо уделять особое внимание этому вопросу?

Во-первых, большинство школьников не имеют устойчивых художественных предпочтений, искусство для них – главным образом развлечение; во-вторых, многие жалуются на скуку из-за неумения организовать свой досуг.

Есть еще несколько важных моментов, о которых следует помнить:

1.Сейчас лидирующая роль музыки, как самого «юношеского» искусства общепризнанна. Музыку можно слушать или исполнять как индивидуально, так и группой. Создавая общее настроение, музыка является важным средством межличностной коммуникации.

2.Массовая культура уникальна как искусство манипуляции элементарными «дочеловеческими» реакциями и импульсами («драйвами») масс молодежи с использованием новейших достижений техники. Можно даже поучиться как мастерски, профессионально преподносятся низкопробные псевдо-культурные поделки от музыки.

3.Формирование культурно – досуговой музыкальной компетентности обучающихся позволяет избежать «всеядности», так как ребенок с развитым музыкальным вкусом всегда может отличить настоящее произведение искусства от произведения в стиле китча.

4. Формирование культурно-досуговой музыкальной компетентности способствует активизации обучающихся. Дети становятся не только грамотными слушателями, но и активными участниками в организации и проведении культурно – массовых мероприятий. Своим примером они оказывают непосредственное влияние на формирование культурных предпочтений своих сверстников.

О сути компетентностного подхода в образовательном процессе объединения ОРНИ «Резонанс».

В России происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность обучающихся». То есть делается ставка на компетентностный подход в образовании. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение разрешать проблемы.

В объединении ОРНИ «РЕЗОНАНС» компетентностный подход осуществляется по следующим направлениям:

а) формирование профильных предметных компетенций обучающихся I года обучения.

На данном этапе обучающиеся осваивают допрофессиональную подготовку. Они развивают свои музыкальные способности музыкальный слух (мелодический, гармонический), ритм, а так же изучают элементарные понятия музыкальной грамоты (нотный стан, нотные ключи, знаки альтерации, различные интервалы, размеры такта, длительности нот и т.д.) В итоге дети становятся компетентными в выполнении такого музыкального вида деятельности, как концертное выступление в составе оркестра.

Формирование профильных предметных компетенций является фундаментом развитияключевых;

б) формирование ключевых компетенций обучающихся II года обучения.

· Коммуникация – система коммуникационных форм взаимодействия общества и индивида.

Задачи:

1.Создание педагогом условий для успешного освоения обучающимися социальных ролей.

2.Самоутверждение.

3.Проявление толерантности и гуманизма.

В объединении ОРНИ «РЕЗОНАНС» введена в практику социальная роль ассистента – репетитора. Ассистентом – репетитором назначается обучающийся II года обучения – индивид.

Деятельность:

1.Помощь обучающимся I года обучения в разучивании учебного репертуара.

2.Помощь в организации и проведении экзамена по музыкальной грамоте обучающихся I года обучения.

3.Участие в концертных выступлениях и конкурсах.

4.Участие в мастер-классах и открытых уроках.

Критерии эффективности: культура общения, воспитанность, способность сдерживать негативные эмоции, позитивное отношение к жизни, правильная письменная и устная речь, способность к самообразованию, свободное ориентирование на предметном уровне.

· Здоровьесбережение. Под этой ключевойкомпетенциейавтор подразумевает способность обучающегося овладевать культурой здорового образа жизни.

Задачи:

1.Создание педагогом условий для успешного освоения обучающимися норм здорового образа жизни (участие в тренингах по здоровому образу жизни), экологической безопасности, безопасности жизнедеятельности.

2.Освоение сберегающего здоровье метода постановки рук музыканта (метод А.А. Александрова), позволяющего предотвратить «переигрывание» рук.

3.Использование в учебном процессе здоровье сберегающих технологий, методик и приёмов.

Деятельность: организация активного досуга обучающихся, проведение мероприятий по профилактике негативных проявлений внутри объединения, проведение мероприятий по правовому и экологическому просвещению и т. д.

Критерии эффективности: соблюдение норм техники безопасности жизнедеятельности (инструктаж по технике безопасности), отсутствие вредных привычек, создание благоприятного психологического климата в объединении.

· Социум – пространство усвоения и последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта.

Задачи:

1. Создание педагогом условий для социальной активности обучающихся (проявление личной инициативы в организации мероприятия в классе, школе или активное участие в таковом, концертные выступления, участие в конкурсах, в «домашних» концертах и т. д.).

2. Активизация способности обучающихся к согласованию своих творческих идей и планов (поступление в музыкальную школу, областной колледж культуры, организация своей вокально-инструментальной группы или участие в роли участника ансамбля).

Деятельность: участие в проекте «Социализация музыкальных компетенций обучающихся ОРНИ «Резонанс» в социуме образовательных учреждений», других социально значимых проектах и целевых программах МОУДОД «ЦДО детей», помощь в организации мероприятий, требующих разрешения возникших проблем, максимальное приближение предмета деятельности к наиболее близкому для ребёнка социуму. Таковыми являются семья, класс, школа.

Критерии эффективности: сформированные информационные, коммуникативные и предметные компетенции, оценочное отношение к себе, к миру, к деятельности и к людям.

· Творчество.На основе развития творческих способностей обучающихся формируются предметные компетенции – фундамент развития ключевых и общих компетенций.

Задачи:

1.Создание условий для успешного развития критического и креативного мышления обучающихся (применение педагогом метода проблемного обучения, метода проектов).

2.Развитие мотивации к осуществлению самостоятельной предметной деятельности (практика социальной роли ассистента-репетитора, сочинение музыкальных произведений, песен с перспективой введения лучших сочинений обучающихся в учебно-концертный репертуар ОРНИ «Резонанс»).

3.Применение знаний, умений и навыков в любой сфере деятельности (например, использование метода анализа, освоение учебного материала при помощи логического вида памяти, выполнение творческих заданий) и т. д.

Однако следует помнить, что эти задачи могут быть успешно решены, если педагог создаст особые условия, в которых обучающиеся смогут самостоятельно, но, всё-таки, под незаметным и корректным руководством педагога найти решение задачи.

Деятельность: организация самостоятельной работы обучающихся с информационными ресурсами (поиск музыкальных обучающих программ через интернет, выполнение учебных заданий в нотных редакторах «Guitar Pro 6», «Sibelius 6.2., поиск репертуара для самостоятельного разучивания) и т. д.

Критерии эффективности: индивидуальность, сформированная интеллектуальная сфера, профессиональное самоопределение обучающихся.

3. Выводы и предложения по практическому использованию основных положений выступления:

1.Компетентностный подход в деле воспитания и образования детей стал необходимостью в повседневном воспитании и образовательном процессе. Используя его, можно эффективно дать детям новый материал, привлечь ребят к исследовательской, творческой, социальной деятельности.

2.Формирование ключевых компетенций обучающихсявозможно только на основе сформированных предметных компетенций.

3.Обучающийся, обладающий музыкальными компетенциями, овладевает знаниями и умениями в комплексе. Он может их использовать для решения конкретных жизненных задач и проблемных ситуаций.

4.Формирования культурно-досуговой музыкальной компетентности – основа метапредметных результатов деятельности обучающихся бъединения «Оркестр русских народных инструментов «РЕЗОНАНС».

5.Компетентностный подход – реальная возможность повысить качество

образования.

Новизна идеи в применении компетентностного подхода педагогом объединения ОРНИ «Резонанс» заключается в осуществлении процесса реализации метапредметных действий обучающихся через участие их в образовательном процессе в качестве ассистентов-репетиторов и через культурно-досуговую деятельность в социуме.

Положительные результаты формирования музыкальной компетентности обучающихся нашли своё практическое подтверждение в успешной реализации в течение нескольких лет проекта «Социализация музыкальных компетенций обучающихся ОРНИ «Резонанс» в социуме образовательных учреждений».

«Роль экологического лагеря «Сумэ» в воспитании учащихся»

Антонова М.А., Семенова А.П.

МБОУ «Бердигестяхская средняя общеобразовательная

школа» Республика Саха (Якутия)

ГУ Природный парк (Аан Айылгы) «Сиинэ» эколого-просветительскую деятельность осуществляет в рамках договора о творческом и рабочем сотрудничестве между парком и МОУ «БСОШ им. С.П. Данилова». По инициативе заслуженного учителя России Андреевой Л.Н., начиная с 2001 года, на базе парка организовано 17 эколого-педагогических лагерей учащихся, 2 лагеря учителей школы и один лагерь для молодых учителей улуса, где был обеспечен полноценный отдых, учеба и занятость более 440 человек.

Вот уже двенадцать лет подряд лагерь работает с самыми разными детьми. Мы стараемся охватить лагерем детей малоимущих, многодетных семей, детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию, трудновоспитуемых подростков. А также есть дети, которые ежегодно ездят на лагерь. Каждый ребенок, который хоть один раз, стал участником лагеря, становится другом парка на всю жизнь. Основной упор делается на всестороннее развитие личности.

Дети всегда ищут общения с взрослыми и со своими сверстниками. Для этого в лагере создается благоприятное условие. Из детей назначается вождь вождей. Все 25 человек делим на три племени, у которых свои вожди. Проводятся мероприятия, соревнования, конкурсы для племен. Проводя эти мероприятия, мы воспитатели видим, как племена сплачиваются, всегда у них развита взаимопомощь, сострадание, чувство юмора, задор. За время работы лагеря мы никогда не видели ребенка, который бы, не участвовал в жизни лагеря. Трудновоспитуемые охотно присоединяются к жизни лагеря. Потому что во- первых, работает самоуправление в лагере, т.е. вожди управляют племенем, во вторых, наш лагерь работает в красивейшем уголке нашей республики. В такой красивой природе, дружелюбной атмосфере дети быстро раскрываются. В третьих, условие лагеря экстремальное. Пешие туры по 40-50 км, трехдневные сплавы по реке Матта, туристические десанты на скалы, золотые пески, экстремальная игра «Последний герой». Современным детям всегда интересен экстрим.

Вождей выбирают сами дети тайным голосованием. Вождями как правило выбираются мальчики. Они так радуются назначению. Потому что вечером каждого дня проводим совет старейшин, куда входят вожди. За круглым столом каждый вечер вожди отчитываются, как провели день, рассказывают о своих подопечных. С нашей же стороны педагогические советы, разъяснительные работы, дружеская беседа и горячая кружка чая. В этом Совете с вождями и работниками лагеря налаживается дружеская связь, они чувствуют нашу поддержку, любовь, в конце лагеря становятся добрее, увереннее, рассудительнее, в них открывается характер лидера, начинают думать, анализировать, прежде чем сделать поступок.

В обязанности племен входит проведение, участие в мероприятиях, дежурство по кухне. В лагере проводится рейтинговый конкурс племен. Ежедневно выставляются баллы каждому участнику. В конце сезона вручается номинация и специальный приз «Лучший из племен».

Вот уже двенадцать лет мы для себя делаем мониторинг развития личности в лагере. И по итогам этого мониторинга можно проследить такую тенденцию. Те дети, которые участвуют с 5 класса становятся активными, рассудительными, творческими, добрыми, любознательными. Без них не проводится ни одно школьное мероприятие. Есть еще такая тенденция, те дети, которые один раз стали участниками лагеря стремятся хорошо учиться, работают над собой (самовоспитание, самообразование), что бы на следующий год поехать с нами на Синюю. Ведь действительно в наш лагерь ежегодно подают заявление около 120 родителей на 25 мест. Конечно, из- за воспитательных целей на конкурсной основе отбираются дети. Вне конкурса проходят только дети малоимущих, дети которые попали в трудную жизненную ситуацию, и дети, состоящие на учете КДН.

Направления деятельности нашего лагеря:

-Экологическое воспитание и образование. Мы в тесном контакте работаем с инспекторами природного парка "Синяя". Инспектора ведут экологические лекции, приобщают детей к дикой природе, обучают детей выживать в трудных ситуациях в лесу, а также без них не проводится ни один туристический десант.

-Исследовательская деятельность учащихся. Под руководством научных сотрудников Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова дети проводят исследование воды, флоры и фауны природного парка. Так наши дети ежегодно становятся дипломантами республиканской НПК "Шаг в будущее".

-Гражданско-патриотическое воспитание учащихся проводится воспитателями лагеря. Так наш лагерь является обладателем гранта Министерства по молодежной политике с проектом "С тобой мое сердце, родной мой алаас". Наша школа носит имя народного поэта Якутии С.П. Данилова. Ежегодно в лагере проводится вечер поэзии посвященный творчеству поэта, проба пера, Даниловские чтения, экскурсии по родным местам поэта.

- Трудовое воспитание учащихся. Силами детей под руководством инспекторов Природного парка ежегодно проводятся трудовые десанты по очистке леса парка от валежников, а также территории Природного парка.

Мы видим большую роль нашего лагеря в воспитании детей. Многие воспитанники лагеря выбрали профессию эколога, учителя, журналиста. Ведется тесная связь с бывшими воспитанниками лагеря. Многие студенты в летнее время с охотой работают вожатыми в лагере. Тем самым мы добились преемственности поколений.

В этом году наш лагерь стал обладателем Гранта Главы улуса по проекту "Мобильный экологический отряд быстрого реагирования", обладателем номинации "Лучший экологический лагерь".

Лагерь пользуется большим уважением среди родителей, местного населения и учащихся. Мы надеемся, что огромный опыт, полученный детьми в лагере поможет им в дальнейшей жизни, найти свой путь.

«Правовое воспитание в школе»

Голишникова Татьяна Васильевна

МОУ «средняя общеобразовательная

школа №10» г.Саратова

Введение.

Формирование демократического государства и гражданского общества в России, изменения, происходящие во всех сферах жизни российского общества, требуют адекватных изменений и в сфере образования. В настоящее время гражданско-правовое образование становится не только стратегическим направлением гуманитарного образования, но и всей системы в целом.

Основными целями гражданско-правового образования являются:

- создание благоприятных условий, способствующих формированию личности гражданина России;

- развитие у учащихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;

- формирование уважительного отношения к праву как социальной ценности, выработка установки на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;

- формирование социально-активного поведения личности, проявляющегося в осознанном правомерном поведении эффективной реализации своих прав и свобод, умелой и цивилизованной защите их, ответственном отношении к обязанностям гражданина РФ, способности в любых ситуациях действовать юридически грамотно.

Построение правового государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Поэтому воспитание правосознания у школьников становится одной из задач школы и воспитателей

Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения людей юридическими лицами и гражданами конкретного государства.

Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.

Только в условиях сочетания правовых и нравственных норм и правил поведения народ становится законопослушным, дисциплинированным и исполнительным.

Актуальность правового просвещения очевидна - она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики. И сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем. Наша задача помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в демократическом обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми.

Современная школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Школа становится местом, где ученик реально находит применение своим возможностям и инициативности. Одной из важнейших задач перед нами на данном этапе является предупреждение совершения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, правовое информирование и правовая культура школьников.

Одним из приоритетных направлений учебно-воспитательной работы школы является гражданско-патриотическое воспитание детей. Просветительская работа по данному направлению осуществляется в ходе правового лектория, тематических классных часов, правовых кружков, профилактической работы, родительских собраний, ролевых игр.

Наши рекомендации