III. Методико-педагогическое обоснование темы

По проблеме творческого развития учащихся есть также и педагогические исследования. Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах И.Я.Лернера, В.А.Сухомлинского, А.Н.Окунева. И.Я.Лернер выделил следующие элементы творческих способностей:

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;

- видение новых (скрытых) функций известных объектов;

- видение всех взаимосвязей структуры объекта;

- видение альтернативных и вариативных способов решения задачи;

- комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа;

- построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных.

Согласно исследованиям , обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее самому. Это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами; способностей переноса знаний и действий в нестандартную ситуацию или создания нового способа действий.

Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости.

Особенностью творческой деятельности школьников является то, что в результате этой деятельности они создают новые для себя ценности, важные для формирования личности как общественного субъекта. Обучение творчеству детей главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных обществом.

Способности выступают и как предпосылки усвоения знаний, умений и навыков, и как результат, и критерий уровня обучаемости. Применительно к ситуации школьного обучения творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности, лежащих в основе развития творческих способностей – памяти, внимания, мышления, воображения;

- задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;

- система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглости мысли (количество идей, возникающих за единицу времени); гибкости ума (способность переключаться с одной мысли на другую); оригинальности (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых; любознательности (чувствительность к проблемам в окружающем мире); умения выдвигать и разрабатывать гипотезы.

IV. Описание системы работы

1.Курс предпрофильной подготовки «Основные направления в дизайне».

Урок «Школьный предмет – основа моей будущей профессии. Дизайн-проект интерьера жилого пространства. Знакомство с видами мебели»

Курс предпрофильной подготовки «Современные направления в дизайне» развивает пространственно-образное мышление, художественный вкус, аналитическое мышление, творческие и конструкторские способности, коммуникабельность, глазомер. Знакомство с основами профессии дизайнера происходит на данном уроке посредством приобщения учащихся к выполнению проектной работы по оформлению интерьера. Умение правильно организовать жилое пространство, подобрать соответствующую потребностям и вкусам мебель, грамотно поместить ее в интерьере комнаты, квартиры, графически осуществить свои идеи и задумки на чертеже, оценить результаты проектирования в денежном эквиваленте – все эти навыки пригодятся учащимся в дальнейшей жизни, выберут ли они профессию дизайнера, или нет. Опыт и знания, приобретенные учащимися на этом уроке, повысит самооценку ребенка, помогут ему вместе с другими членами семьи преобразовывать и качественно улучшать свое жилище, свою квартиру.

Структура урока:

1. Ознакомление с темой урока, постановка его целей - 1 мин.

2. Повторение ранее изученного материала с использованием информационных технологий - 2 мин.

3. Объяснение новой темы - 6 мин.

4. Постановка задач 1-ой части практической работы по проектированию интерьера. Выдача учащимся Приложения № 1, карточек-заданий (Приложений № 2) - 2 мин.

5. Самостоятельная работа учащихся по выполнению 1-ой части практической работы – 15 мин.

Динамическая пауза - 1 мин.

6. Постановка задачи 2-ой части практической работы по проектированию интерьера. Выдача Приложений № 3, 4,5 - 1 мин.

7. Самостоятельная работа учащихся по выполнению 2-ой части практической работы -

8 мин.

8. Сравнительный анализ готовых дизайн-проектов - 3 мин.

9. Завершение урока - 1 мин.

V. Заключение

Предпрофильная подготовка предоставляет возможность для развития творческих возможностей девятиклассников:

- воспитание активной творческой личности происходит на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учеников;

- заметно повышается интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков;

-происходит переосмысление своего педагогического опыта с позиций развития творческих способностей учащихся.

Литература.

1. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству. М: Научное творчество, 1969.

2. Бернштейн С.М. Психология научного творчества. // «Вопросы психологии», № 3 1965г.

3. Бехтерев В.Л. Объективная психология. – М., 1991.

4. Богоявленская. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.

5. Брумлинский А.В. Воображение и творчество. // Проблемы научного и технического творчества. Материал к симпозиуму. – М., 1967.

6. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.

7. Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. – М., 1991.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.- М., 1983.

9. Грузенберг С.О. Гений и творчество, Л., 1924.

10. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001.

11. Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодёжи. – ВФ., 1971, №7

12. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // «Народное творчество» под редакцией С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, - М., 1969.

13. Лернер И.Я. Проблемное обучение, - М.: Знание, 1974.

14. Лук А. Н. Психология творчества – М., 1978.

15. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! / Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение,1988.

16. Основные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б.Богоявленской. М: Молодая гвардия, 1997.

17. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика. 1976.

18. Российская педагогическая энциклопедия. 2 т. – М., 1999.

«Создание ситуации успеха на уроках русского языка и

Литературы»

Остер Наталья Рафаиловна

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №3» г.Вольска Саратовская обл.

«Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь».Справедливость этих слов особенно очевидна в наше время, когда не приходится говорить о «завершении образования», учиться приходится всю жизнь, и наша задача – дать ученикам инструмент, с помощью которого они смогут это сделать.

Новые стандарты образования как раз и содержат мысль, что надо не просто учить русскому языку или физике, а надо вооружать учеников общеучебными умениями и навыками, позволяющими сделать процесс учения непрерывным. Чтобы учение стало потребностью, оно должно быть успешным. Создание ситуации успеха является одной из составляющих системно-деятельностного подхода в обучении. Ощущение успеха у школьника создается не похвалой учителя, а осознанием результативности собственных действий. Эти положительные результаты деятельности ученика должны обеспечиваться всей системой деятельности учителя. Посмотрим, как реализуются некоторые подходы к созданию ситуации успеха на уроках русского языка и литературы.

На уроках мы часто повторяем: «Думай! Думай!» Вот ученик и думает: «А или О? И или Е?» А часто и вовсе не думает. Чтобы взобраться на горную вершину, альпинист ищет опору на склоне. Если мысль ученика висит в пустоте, ни на какие вершины знаний он не поднимется. Задача учителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы дать ученику такие опоры, по которым он мог бы «карабкаться» сам. Опоры в обучении – очень широкое понятие. Рассмотрим их частный случай – опорные схемы – на простом примере.

Одна из самых распространенных ошибок - правописание Е – И в падежных окончаниях существительных. Правило в учебнике 5 класса звучит так: «В падежных окончаниях имен существительных буква И пишется в родительном падеже существительных 1-го склонения и в родительном, дательном, предложном падежах существительных третьего склонения. Буква Е пишется в дательном и предложном падежах 1-го склонения и в предложном падеже 2-го склонения. Кроме того, окончание И пишется в родительном, дательном, предложном падежах существительных 2-го склонения на –ие, -ий и существительных 1-го склонения на –ия».

А вот как выглядит схема-алгоритм к этому кошмарному правилу:

Наши рекомендации