Дети называют образовавшиеся в ходе смешивания цвета.

Учитель: Картины, выполненные красками, называются живописью.

Посмотрите работы художников, которые в своих работах изображали цветы.

Просмотр работ: В. Ван Гог «Подсолнухи», П. Кончаловский «Сирень», И. Грабарь «Хризантемы

Учитель: Скажите, что вы видели на картинах художников?

Дети: Цветы.

Учитель: А как мы с вами назовём три основные краски?

Дети: (дают ответ) цвета.

Физминутка:

Учитель: Назовите, какого цвета астры, которые стоят на столе.

Дети: дают ответ, перечисляют цвета

«А этот цветок с прямыми его лепестками

С давних времен называют звездой,

Так и его вы б назвали и сами,

В нем лепестки разбежались лучами

От серцевинки совей золотой.

Учитель: Астры смотрят на нас, покачивают своими разноцветными головками, поворачиваются к солнышку, уклоняются от ветра и дождя. Они живут на клумбах садов парков. Им хорошо среди травы и листьев. Сегодня мы научимся рисовать яркие, нарядные астры.

Издалека видны их красочные головки: красные, жёлтые, сиреневые, розовые.

Вы уже познакомились с основными красками, которые помогут вам создать всю палитру красок необходимых для создания букета цветов.

А скажите, головки цветов, которые «смотрят на нас», какой геометрической форму?

Дети: Круглые.

Учитель: Чем они похожи друг на друга?

Дети: У них есть лепестки, листочки.

Учитель: Давайте нарисуем цветок с фиолетовыми лепестками. Но у нас нет фиолетовой краски? Это не беда! Кто знает, как получит фиолетовый цвет? (Ответы детей). Рисуем цветок с фиолетовыми лепестками, смешивая красную и синюю краски непосредственно на листке. Можно показать, что оттенки фиолетового могут быть разными.

Учитель: А если смешать желтую и красную краски, то какой цвет получится? (ответы детей) Детям предлагается нарисовать цветок с оранжевыми лепестками «ноготок» и также можно указать на различие оттенков.

Учитель: Посмотрите, у нас было всего три краски, но с помощью их мы смогли нарисовать 5 соцветий. Но цветы наши без стеблей и листьев. А какие мы с вами краски еще не смешивали? (Ответы детей: желтую и синюю.)

Учитель: Какой цвет получится, если смешать желтую и синюю? (Ответы детей: зеленый) С помощью зеленой можно нарисовать стебли и листья самых разных оттенках.

Учитель: (задание) Рисуем астры.

Звучит музыка, дети выполняют задание

Учитель приглашает учащихся, тех, кто выполнил задание, с рисункам выйти к доске

Учитель:

- Скажи, кому бы ты подарил сои астры?

- А сколько цветов краски ты применил в своей работе?

- Поделись, с ребятами, как тебе удалось создать такое замечательное настроение среди цветов?

Учитель : (к классу) Ребята, вам нравятся астры выполненные ( имена детей у доски)? А какую оценку вы дадите их работам?

Дети дают оценку работам учащихся у доски.

Следующая группа ребят выходит с завершёнными работами.

Учитель:

-Тебе понравилось рисовать цветы?

- Какой цветок выполнить было сложно?

- Ты хотел бы украсить своим рисунком комнату дома?

Далее идёт оценка работ учащихся.

Если кто-то не справился с работой, учитель находит положительные моменты в работе, в старании, и желании справится с заданием.

Учитель: Какие красивее цветы расцвели на ваших работах! Как они украшают класс, словно на настоящем празднике! А сегодня и есть праздник – ведь вы совершили открытие.

- Какое открытие вы сегодня совершили?

- Что вы расскажите дома о нашем уроке?

- Вы хотели бы вновь совершить путешествие в мир красок?

Домашнее задание: Подписать свою работу с пожеланиями и подарить маме или бабушке.

Дети убирают рабочее место.

Учитель: Урок окончен! Всем спасибо!

«Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы в старших классах»

Сахнова Наталья Владимировна,

МОУ СОШ №134 «Дарование» г.Волгограда

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человек высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.

Государство перед школой ставит задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире.

Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, но она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность.

В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть школьная дисциплина – литература. На уроках литературы школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы.

Тревогу о будущем своих учеников всегда испытывают учителя, выпуская их в мир взрослых. Во многом на учителях лежит ответственность за желание детей учиться, за качество их образования, а в конечном итоге за успешную социализацию после окончания школы.

Школьнику необходимо получить добротное образование, уметь на протяжении всей своей жизни обновлять и пополнять знания, уметь реализовать свои лучшие качества, чтобы быть востребованным. Учителя ищут эффективные пути и средства развития потенциальных возможностей школьников.

Сейчас в школьной практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым учитель не преподносит истину, а учит ее находить.

Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся.

В научно-методической литературе методы исследования называют также метод открытий, эвристическим методом и методом решения проблем. Говорят: «Новое –хорошо забытое старое». Одним из самых первых сторонников метода открытия или исследования как основы обучения считают Яна Амоса Коменского. Но, пожалуй, самыми пламенными защитниками этого метода были российские педагоги и психологи начала XX века В.П. Вахтеров и Л.С. Выгодский. И сегодня очень актуально звучат слова В.П. Вахтерова о том, что «образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания». Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; «важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой элементарной форме».

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий.

Исследовательские задания – это предъявляемые учащимся задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.

Цель исследовательского метода – «вызвать» в уме ученика тот самый

мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия.

Таким образом, исследовательский процесс–это не только логико-мыслительное, но и чувственно-эмоциональное освоение знаний.

Рассмотрим основные этапы учебного исследования.

Основные этапы учебного исследования

1) Мотивация исследовательской деятельности

2)Формулирование проблемы

3)Сбор, систематизация и анализ фактического материала

4)Выдвижение гипотез

5)Проверка гипотез

6)Доказательство или опровержение гипотез

1) Мотивация–очень важный этап процесса обучения, если мы хотим, чтобы оно было творческим. Целью мотивации, как этапа урока, является создание условий для возникновения у ученика вопроса или проблемы. Одним из способов осуществления мотивации может служить исходная (мотивирующая) задача, которая должна обеспечить «видение» учащимися общей проблемы.

2) Этап формулирования проблемы – самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса. В идеале сформулировать проблему должен сам ученик в результате решения мотивирующей задачи, вопроса. Однако в реальной школьной практике такое случается далеко не всегда: для очень многих школьников самостоятельное определение проблемы затруднено; предлагаемые ими формулировки могут оказаться неправильными. А поэтому необходим контроль со стороны учителя.

3) Сбор фактического материала может осуществляться при изучении соответствующей учебной или специальной литературы, а также помогает в данной работе интернет. Систематизацию и анализ полученного материала удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, мини-отчётов и т.п. – они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности.

4) Выдвижение гипотез. Полезно прививать учащимся стремление записывать гипотезы в лаконичной форме, что придает высказываниям точность и ясность. Не нужно ограничивать число предлагаемых учащимися гипотез.

5) Проверка гипотез позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предположений, а может внести изменения в их формулировки.

6)На последнем этапе происходит доказательство истинности гипотез, получивших ранее подтверждение. Поиск необходимых доказательств часто представляет большую трудность, поэтому учителю важно предусмотреть всевозможные подсказки.

Приведу примеры организации исследовательской деятельности

учеников на уроках литературы из своего педагогического опыта.

В старшем звене дети уже осознанно работают в данном направлении. В 10 классе был проведён открытый урок

-исследование «Петербург в творчестве поэтов и писателей 19 века». Мотивацией к исследовательской деятельности послужила туристическая поездка многих учеников и учителя в город Санкт-Петербург. Эмоции от увиденного и услышанного об этом

«городе-музее под открытым небом» и послужили для выдвижения вопросов-гипотез: «А кто ещё из известных писателей и поэтов, кроме А. Пушкина, жил или бывал в этом городе? Кто увековечил на страницах своих произведений образ Петербурга?..»

Ребята сами по интересам создали творческие группы, и началась работа по сбору фактического материала к уроку. Была группа «поэтов», «писателей», «живописцев» 19 века. Итогом работы и стал открытый урок-исследование, где ученики представили свои материалы в виде проектов и выступлений. И сами были удивлены тем, какое огромное значение играл Петербург в творчестве поэтов и писателей 19 века.

Другим не менее интересным исследованием стал для детей 11 класса вопрос о современных авторах и исполнителях, т. е. авторской песне. Детьми также были сформированы творческие группы для исследования творчества поэтов-песенников. Выбирали ребята авторов по своему желанию, симпатиям, музыкальным предпочтениям. В результате было 4 рабочих группы, исследовавших:

-Песенное творчество В. Высоцкого.

Любовная лирика.

- И. Талькова;

- С. Трофимова;

- А. Розенбаума.

Так и получился урок-исследование песенного творчества данных авторов. Причём ребята сопровождали свои выступления презентациями, интересными умозаключениями, музыкальным сопровождением данных исполнителей в записи.

Такие уроки-исследования, интересные самим детям, а не навязанные учителем, действительно оставляют большой след в душах и памяти детей.

Ребята проявляют творческие способности, учатся работать в коллективе,

действительно «добывать» интересующую их информацию и делать глубокие выводы. Даже самые слабые ученики активно участвуют в исследовательской работе, повышая свою самооценку.

«Использование технологии проектного обучения на уроках татарского языка и литературы»

Абдуллина Ф.З., Минуллина Л.Ф.

МБОУ «Лицей №1 Зеленодольского

муниципального района Республика Татарстан

“Родной язык-удивительный педагог,который учит многому и учит легко и основательно.Именно родной язык развивает мысль ребенка,формирует множество понятий,развивает логическое мышление.С помощью родного языка ребенок знакомится с окружающей природой,людьми,обществом,культурой,формируется нравственно”.

К.Д.Ушинский

Язык-душа народа. Это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое восприятие окружающей действительности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся , передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень.

Нас, как учителей родного языка, постоянно беспокоит вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений.

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету. Немалая роль в этом отводится технологии проектного обучения.

Существуют различные классификации проектов, которые различаются по характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный), по предметно-содержательной области(монопроект,межпредметный), по характеру координации проекта(непосредственный, скрытый), по характеру контактов(в пределах одного класса, школы, города, региона, страны, мира), по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый), по продолжительности

(краткосрочный, длительный).

Проектная технология предполагает

-Наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

-Практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

-Самостоятельную деятельность ученика;

-Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

- Использование исследовательских методов, т.е.определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен:

-Владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;

-Уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;

-Направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

-Уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

-Учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

-Приобретает коммуникативные навыки и умения;

-Овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Дети с помощью исследовательских методов самостоятельно решают проблемы, поставленные учителем. В ходе работы над проблемным вопросом учащиеся формулируют цель работы, осуществляют самостоятельный поиск необходимой информации по предложенным учителем или самостоятельно найденным источникам. Результаты работ оформляются в виде мультимедийной презентации. Проблемные вопросы и ситуации актуализируют имеющиеся у учащихся знания, поднимают их на новый уровень абстракции. Поэтому хорошо, если проблемными будут и контрольные, обобщающие задания и вопросы, заключающие, завершающие изучение той или иной темы.

Технология проекта-одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя. И поэтому необходимо понимать, что, решая вести такую работу в школе, учитель, в первую очередь, должен четко представлять что такое”проект”, как правильно организовать работу над проектом, какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом учащимся. Метод проектов помогает решить проблемы, связанные не только с образованием, но и воспитанием учащихся, а именно с их социализацией.

Литература.

1.Полат Е.С.Новые педагогические технологии (курс дистанционного обучения для учителя)-М.,2001.

2.Сиденко А.С.Метод проектов: история и практика применения. Завуч для администрации школ, 2000-№6-С.96.

«Готовность педагога психолога к инновациям и изменениям в образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

Хомутова Марина Николаевна,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19»

г.Каменск-Уральский Свердловская обл.

Федеральные государственные образовательные стандарты (второго поколения) формируют запрос на новое понимание деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении.

Приоритетом в работе психолога становится психолого-педагогическое сопровождение реализации основной образовательной программы.Ключевыми задачами в деятельности школьного психолога становятся:

1.Обеспечение формирования и развития УУД.

2.Создание системы диагностики метапредметных и личностных результатов освоения ООП ООО.

3.Обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса начальной и основной ступени обучения.

4.Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности.

Это уникальная возможность для психолога по-другому посмотреть на собственную деятельность, выстроить ее в системном ключе, с упором на приоритетные направления, такие как проектирование, мониторинг.

С целью достижения заявленных в стандарте результатов психолог, должен действовать в первую очередь как командный игрок, который включен в процесс образования, ориентируется в новых стандартах, может, работая в команде, выстраивать образовательный процесс с учетом личности учащихся.

Психологу крайне важно удерживать собственную профессиональную позицию во взаимодействии с администрацией и педагогами школы. Новые стандарты задают новый вектор движения школы, которая должна в первую очередь формировать универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные, а не просто давать предметные знания[5]. Целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения. Когда все заранее настроены на результат, становится понятно, что должно получиться на выходе. Деятельность психолога в данной ситуации четко вписана в общую систему работы школы, тем самым она становится актуальной, востребованной и видимой.

Никогда еще стандарты не были столь психологичны в том смысле, что в них заложены психологические результаты, достигаемые школой в области коммуникации, самоорганизации, мотивации, познавательной деятельности и др. Отсюда — новые технологии, методы работы школы, новые системы оценивания результатов.

Из практического опыта я увидела, что диагностика УУД способствует конструктивному предметному диалогу между психологом – учителем - родителям. Педагог видит стартовые возможности ребёнка, организует свою деятельность в зоне ближайшего развития[1]. Родители получают развернутую информацию об индивидуальных особенностях своих детей, рекомендации по развитию универсальных учебных действий. Видят результаты развития своих детей через портфель достижений, психодиагностику, педагогическую оценку. Всё это способствует активизации деятельности родителей: увеличилось число индивидуальных обращений (консультаций) к психологу, появились запросы родителей на групповые тематические консультации, на родительские собрания.

Разработав программу мониторинга УУД и реализуя её совместно с педагогами образовательного учреждения, мы увидели положительную динамику в развитии личностных и метапредметных результатов.

Это стало мотивационным фактором, способствующим готовности педагогов к внедрению инновационных технологий, использованию системно-деятельностного подхода в образовании, внедрению современных технологий, к использованию психолого-педагогических приемов для формирования УУД [5], использованию знания психологии. Позволило оценить деятельность педагога не только, через систему оценочной деятельности (отметки), но и через мониторинг универсальных учебных действий.

Введение новых ФГОС существенно усиливает роль и значение психолого-педагогической службы школы, определяя доминирующую роль психологическим знаниям в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Библиографический список

1.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011., 149с.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4­е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2013. — 223 с.

3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.

Интернет ресурсы

4.Министерство образования и науки РФ – http://mon.gov.ru/;

5.Федеральный государственный образовательный стандарт – http://www.standart.edu.ru/

«Развитие творческих способностей учащихся 9-ых классов на курсах предпрофильной подготовки»

Литвинова Ольга Александровна

ГБОУ ООШ №20 г.Новокуйбышевск

Самарская обл.

I.Введение

II.Психологическое обоснование

III.Методико-педагогическое обоснование

IV.Описание системы работы.

1. Курс предпрофильной подготовки «Современные направления в дизайне». Урок «Школьный предмет – основа моей будущей профессии. Дизайн-проект интерьера жилого пространства. Знакомство с видами мебели»

IV.Заключение

Литература

I. Введение

На сегодняшний день человеку необходимо мыслить творчески, креативно, уметь принимать нестандартные решения. Задача школы состоит в том, чтобы не просто дать ребенку прочные знания по предмету, но и развить его творческие способности. Курсы предпрофильной подготовки в полной мере предоставляют возможность решения этой задачи,то есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Согласно Концепции профильного обучения, выпускник основной школы должен совершить «ответственный выбор – предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности».

Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению общего образования. Таким образом, предпрофильная подготовка призвана:

- актуализировать потребность учащихся в определении своих образовательных и жизненных планов,

- обеспечить процесс определения учащимися образовательных и жизненных планов информационной базой,

- создать условия для получения учащимися минимального личного опыта в отношении различных областей профессиональной деятельности.

Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как личности творчески саморазвивающейся, способной решать не только свои личностные индивидуальные запросы, но и проблемы общества. Современное информационное общество ставит перед учителями задачу подготовки выпускников, способных:

- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных задач;

- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути их решения, используя современные технологии;

- быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией;

- быть коммуникабельными в различных социальных группах.

В настоящее время востребованы специалисты, умеющие быстро выявлять проблемы, находить способы их решения, самостоятельно осуществлять ответственный выбор, прогнозировать возможные последствия; отличающиеся мобильностью, конструктивностью. Используя Концепцию профильного обучения и личный опыт, я пришла к выводу, что для решения данных задач необходимо развивать исследовательскую культуру учащихся, обеспечивать интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям посредством современных развивающих школьных уроков. Преподаватель ППП, хорошо владеющий современными образовательными и информационными технологиями, является навигатором в профессиональном самоопределении подрастающего поколения.

Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся является наиболее актуальной.

Актуальность заключается в разрешении противоречий:

- между наличием негативно-пассивного отношения к предмету и необходимостью осознания значимости занятий;

- между системой знаний, умений и навыков, полученных учащимися, и неспособностью применить их в нестандартной ситуации;

- между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся и традиционными методами и формами, ориентированными на передачу готовых знаний.

Наши рекомендации