Метод «накопительная оценка деятельности ученика на уроке»

Успех или неуспех деятельности ученика на уроке выражается в оценке. Различные виды деятельности ученика на уроке оцениваются баллами, которые потом переводятся в оценку, если нет возможности оценить деятельность ученика сразу. Тот вид деятельности, который наиболее доступен ученику, позволяет ему на протяжении нескольких уроков заработать положительную оценку. Для учета баллов учитель ведет специальную карту:

Карта «Накопительная оценка деятельности ученика на уроке»

1. Краткий ответ, дополнение к ответу одноклассника – 1балл

2. Работа по новой теме – 2-5 баллов

3. Формулирование проблемного вопроса по новой теме -2-5 баллов

Перевод баллов в оценку:

Количество баллов соответствует оценке ( 4балла – «4» и т.д.)

Ф.И.О. Дата 23.02 25.02 27.02          
Балл
Иванов Иван 1+2 1, оценка -5          
                 

Такой подход к оценке деятельности ученика создает психологически комфортную обстановку, что способствует самореализации учащегося на уроке

Метод «работа в парах»

Этот метод используется при работе над наиболее трудными темами, а также на обобщающих уроках. Группа разноуровневая: ученик – консультант и слабомотивированный ученик , или равноправная группа. Результаты совместной деятельности, как правило, всегда значительно выше, чем при выполнении тех же заданий каждым учащимся индивидуально. Это объясняется взаимопомощью и взаимной ответственностью учеников. Знания ученика – консультанта активизируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются. Разновидность данного метода – работа в малых группах(до 5 человек). Организация самостоятельной работы учащихся на основе группового метода способствует развитию социально-адаптивной, коммуникативной компетенций.

Памятка для работы в группах.

1. Работа в группе не исключает самостоятельной работы!

2. Внимательно прочитай вопросы по теме, которую надо изучить.

3. Тщательно изучи материал параграфа.

4. Постарайся ответить на вопросы по новому материалу самостоятельно.

5. Проконсультируйся по наиболее трудным для тебя вопросам у товарища в группе, если вопрос вызывает трудность в усвоении, попроси помощи у учителя.

6. Проведите взаимоконтроль в группе

Изучение темы по проблемным вопросам и маршрутным листам.

Учитель организует самостоятельную работу учеников по новому материалу . Для этого учитель готовит проблемные вопросы по тексту параграфа или составляет маршрутный лист изучения новой темы, который направляет работу ученика по новой теме, помогает акцентировать внимание ученика на наиболее важных вопросах темы, содержит разные формы и методы самостоятельной работы, что способствует развитию когнитивной, социально-адаптивной, коммуникативной компетенций учащихся.

Варианты самостоятельной работы учащихся:

Маршрутный лист по теме: «Иван III - государь всея Руси». (10 класс)

Задание: Самостоятельная работа с материалом параграфа 17, учебник А.Н.Сахарова «История России с древнейших времен до конца 16 века», изучение новой темы по маршруту: (6 пунктов)

1. Предпосылки образования единого русского государства.

Предпосылки(причины) Содержание
Экономические  
Политические: А) внутриполитические Б) внешнеполитические  
Религиозные  

Объединение и централизация русских земель.

Дата Земли, подчиненные Москве
   

Когда можно говорить о централизации русских земель?

Свержение ига.

Усиление престижа московской власти.- В чем прослеживалось?

Распад Орды.

«Великое стояние» на р. Угре – 1480г.

4. Централизация власти:

Метод «накопительная оценка деятельности ученика на уроке» - student2.ru Метод «накопительная оценка деятельности ученика на уроке» - student2.ru Метод «накопительная оценка деятельности ученика на уроке» - student2.ru

Герб Россия Придворный этикет
Великий князь – государь всея Руси (1485г)

Боярская Дума – совет при князе

Метод «накопительная оценка деятельности ученика на уроке» - student2.ru Метод «накопительная оценка деятельности ученика на уроке» - student2.ru Метод «накопительная оценка деятельности ученика на уроке» - student2.ru (вопросы внутренней и внешней политики)

Казна Приказ Дворец

Метод «накопительная оценка деятельности ученика на уроке» - student2.ru Местная власть: уезды – кормленщики

 
  Метод «накопительная оценка деятельности ученика на уроке» - student2.ru

Волости – волостели

Метод «накопительная оценка деятельности ученика на уроке» - student2.ru Кормление - ?

Судебник 1497 г.

1) Какую систему управления страной утвердил Судебник?

2) Какой суд провозглашался по Судебнику?

3) Какие преступления считались наиболее тяжкими, какие были наказания ?

4) Какие слои населения защищали новые законы?

5) Какие ограничения для крестьян вводились по Судебнику? Почему это называют началом оформления крепостного права?

Внешняя политика.

Перечислите основные события внешней политики на следующих направлениях:

1. Западноевропейское

2. Северо-западное

3. Восточное

Рефлексия.

1.Каковы были основные итоги деятельности великого князя Ивана III в области государственного строительства? Укажите на менее двух. Назовите не менее трех территорий, присоединенных к Московскому княжеству в XV – первой четверти XVI в.

2.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1327 г. в Тверь прибыл ордынский баскак Чолхан с большим отрядом. Притеснения и насилия, творимые ими, вызвали восстание горожан. Ордынцы были перебиты. В ответ хан Узбек организовал карательную экспедицию против Твери, в которой принял участие московский князь Иван Калита. Укажите причины, которыми можно объяснить выступление Ивана Калиты на стороне ордынцев (не менее двух причин). Каковы были последствия восстания в Твери для московских князей и для всей Руси? Назовите не менее двух последствий.[3]

Таким образом, применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику возможность самореализоваться, создает условия для полноценного развития личности, развивает способности школьников ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле. Результатом обучения с использование форм и методов деятельностного подхода является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

«Патриотическое воспитание учащихся в МБОУ СОШ №13 ст.Незлобной Георгиевского района Ставропольского края»

Окунева Марина Алексеевна,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13

ст.Незлобной Ставропольский край

1.Вступительная часть (обоснование темы).

Патриотизм, обычно основывается на исторической памяти. На воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого. Не зная истории родного края, не видя на примерах людей, живших и живущих рядом, несущих в своей памяти культуру предков, невозможно полно изучать историю Отечества и, тем более, говорить о патриотизме, стоящем именно на героических традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение.

Актуальность исследования. Вся история Российского государства связана с успешным решением задач патриотического воспитания молодежи и формированием у защитников Отечества высокого морального духа, отваги, мужества, ответственности, стойкости в бою. Военно-патриотическое воспитание - составная часть патриотического воспитания граждан в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". В 59 статье Конституции Российской Федерации сказано: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации".

Военно-патриотическое воспитание призвано формировать патриотические и морально-психологические качества, необходимые для выполнения задач надежной охраны безопасности Отечества. Цель военно-патриотического воспитания - выработать у граждан глубокое понимание патриотического долга, готовности встать на защиту Родины, а также воспитывать граждан, способных обеспечивать решение задач по укреплению целостности и единства страны, упрочению дружбы народов Российской Федерации.

Однако, выполнение этой цели усложняется тем обстоятельством, что изменения, происшедшие в стране, смена системы социальных отношений, образовавшийся идеологический вакуум привели к распаду сложившейся системы патриотического и интернационального воспитания. В условиях отсутствия единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан оживились различные воззрения националистического, шовинистического и даже фашистского толка. Происходит противоречивое толкование понятий "отечество", "гражданство", "патриотизм",

2. Опыт краеведческой и поисково-исследовательской работы.

В нашей школе есть два кабинета истории, поэтому неслучайно появилась идея создать уголок Боевой Славы «Они сражались за Родину». Над названием долго не думали, т.к. люди, о которых собирали материал, с которыми встречались и не раз помогали по хозяйственным делам, действительно защищали свою Родину, думая о нас, о будущих поколениях, о мирной жизн

Оказалось, что работа эта не простая. Мало было достать фотографию, нужно было умело поговорить с ветераном, т.к. эти люди ранимые и любое неосторожное слово могло обидеть их. А еще приходилось поддерживать связь с библиотеками: школьной, детской, сельской, в которых накоплены богатейший материал по истории Великой Отечественной войны, освобождению станицы Незлобной, ветеранах участниках тыла. Каждый из ребят кто приносил материал в школу, хотел, чтобы фотография его ветерана была на самом видно месте, а материал о нем был лучше остальных.

Под руководством классных руководителей и учителей истории учащиеся очень активно взялись за работу, собирали много иллюстраций, песен, рассказов, хроник, что помогало при подготовке докладов, сообщений, сочинений. Детям эта работа очень понравилась, т.к. позволила побольше узнать историю своей малой Родины (ст.Незлобной), историю своей семьи (фронтовую судьбу своих дедов и прадедов, бабушек и прабабушек), судьбу работников тыла, детей войны.

В результате проделанной работы был собран огромный материал по Великой Отечественной войне «Советское государство в годы Великой Отечественной войны», «Битва под Москвой», «Битва под Сталинградом», «Битва за Кавказ» - хроники событий, «Партизанское движение в СССР».

Но особый интерес вызывают темы :

1. «Начало оккупации Георгиевского района»

2. «Зверства фашистов в Георгиевске»

3. «Освобождение ст.Незлобной, города Георгиевска»

Эти материалы представлены на стенде уголка Боевой Славы «Ах, война, что ты подлая сделала» (в колонках – События. Люди. Факты.)

В память погибших воинов-станичников в ст. Незлобной установлены памятники.

Мы вновь и вновь склоняем головы перед памятью тех, кто освободил нашу землю от фашистской чумы.

Ну, а тем кому выпало жить нужно помнить о них и делать все для того,чтобы память была вечной.

В годы Великой Отечественной войны больше 500 станичников находились на фронте. Сотни из них удостоены правительственных наград. В память о погибших на войне незлобенцев в станице установлен памятник.

В 1975 в честь 10летия окончания Великой Отечественной войны в центре станице, на стадионе СОШ № 13 был установлен памятник со скульптурой солдата, увековечивший память о погибших станичниках в годы гражданской и Великой Отечественной войны. На постаменте надпись «Павшим во имя жизни» и перечислены 10 человек, захороненных на этом месте.

В 1976 году по бокам от постамента пристроены тумбы, на гранитных досках высечены имена еще 471 человека, погибших в годы Великой Отечественной войны. В 2010 году исполняется 65 лет со дня Великой Победы и 55 лет со дня открытия памятника к Дню Победы, памятник будет отреставрирован. В нашей станице установлен еще один памятник «Воин» у здания мелькомбината, увековечивший память о погибших во время войны работников мелькомбината.

Склоняем головы.

В Незлобной обелиск стоит

Как память людям павшим

Солдат из бронзы в рост отлит

Станичникам всем нашим

Кто в годы трудные войны

Пал храбро в битве странной

Средь тополиной тишины

Лежит легендой ставший

Красиво здесь цветник разбит

И птицы с именами

И вечный здесь огонь горит,

Венки стоят рядам.

Всегда в дни праздников, торжеств

Народ сюда приходит,

Чтобы отдать им дань и честь

Цветы сюда приносит.

Склоняя головы, стоят

У обелиска дети.

И лица гордостью горят

Что сделали их деды.

Герои в битвах полегли

Чтоб матери и дети

В моей станице жить могли

Счастливей всех на свете.

Лопатина Н. Я.

В школе проводится исследовательская работа. Учащиеся 8 «а» класса ( классный руководитель Глазырина Л.А.) провели работу по поиску материала и место захоронения жителя нашей станицы Ивана Журавлева.

Жил в нашей станице Журавлев Иван. Жил, как все, работал в поле, поливал помню, растил хлеб. Но июнь 1941 года навсегда оторвал Ивана от семьи, от земли. И ушел он, сержант Иван Журавлев, защищать родину, сражаться за нее, за высокое небо и чистые реки, за ее свободу, ушёл и не вернулся. А в станице до глубокой старости ждала и ждет его мать, и не верит, что сгинул бесследно ее Иван. А он не сгинул!

Так как в г. Туапсе есть замечательная поисковая группа под руководством Д. Хайхяна, которая обследовала предместья города Туапсе, занимаясь поиском и перезахоронением безвестных останков советских воинов. Поисковая группа обратила внимание на дерево, на котором было начертано- «Иван Журавлев. Ставропольский край», а под деревом останки воина. Руководитель группы обратился в газету «Красная звезда» с просьбой откликнуться родственников (воина).

Останки перезахоронении в г. Туапсе поставлен памятник в честь воинов – освободителей города. А мать нашла своего сына, а в душе остаются стихи:

За маленькую родину мою,

Пал русский мальчик в варварском бою,

У синих гор, у вечного огня

Его навечно приняла земля.

Пал русский мальчик, мать в чужом краю

Покрыла черным голову свою.

Я у могилы мальчика стою,

И сердцем траур по нему пою.

(Голикова Галина)

Учащиеся разных классов было дано задание – рассказать о своих бабушках и дедушках (участниках Великой Отечественной войны и работниках тыла). Дети активно откликнулись на эту просьбу. И был собран материал, который оформлен в альбом: «Слава их бессмертна» (подборка материалов об участниках Великой Отечественной войны:

-Мой прадед Сушков Николай Тихонович (герой Советского Союза)

-Бездетко Александр о своем прадедушке

-Мой дедушка (погиб при освобождении Польши) (Анохина Анастасия)

-Мой прадед- Цыплаков Яков Терентьевич

-Мой дедушка – Гришков Иван Иванович

-Моя прабабушка – Попова Татьяна Сергеевна

Учащиеся Калугина Д. и Ларина Т. Подготовили материал «Пусть о войне стихи расскажут», «Пусть фото о войне расскажет», «Художники о Великой Отечественной войне», оформлен альбом «Ради жизни твоей» (стихи и песни о великой Отечественной войне», детьми написаны сочинения «Дети и война», оформлена художественная экспозиция «Война глазами де

4. Оформление Уголка Боевой славы.

В кабинете истории (328)оформлен Уголок Боевой славы, где систематизирован и собран материал, расположенный на четырех стендах:

-«История войны в лицах»;

-«Земляки-герои Советского Союза «(Потапов. А.З. Толстов В.Н-уроженцы ст. Лысогорской, Однобоков П.М - контр-адмирал флота, Вехов И.О - одна из улиц города гордо носит его имя, Енжиевский А.А. -уроженец ст. Незлобной;

-«Ах, война, что ты подлая сделала» (где собран материал-начало оккупации Георгиевского района, зверства фашистов в Георгиевске, освобождение Георгиевска и Георгиевского района);

-«Достойная смена отцов» (где собран материал о выпускниках СОШ№13,учащихся военных вузов);

Учащиеся нашей школы принимают активное участие в мероприятиях военно-патриотического направления: проведении акции «Солдатская посылка»,конкурсе на лучшее сочинение, посвященное 65-летиюПобеды , организации и проведении митингов, посвященных началу войны, освобождению Георгиевского района от фашистов с приглашением ветеранов и возложением цветов к памятникам, погибшим в годы войны жителям ст. Незлобной, выпуске праздничных газет и боевых листков, проведении классных часов «И помнит мир спасенный», посвященных 65-летию Победы в войне;

-военно-спортивного направления: эстафеты «А ну-ка,парни», «Веселые старты», турнире по неполной разборке и сборке АК, восхождении на гору Бештау, участие в военно-споривной игре «Зарничка»;-военно-музыкального направления: фестивале солдатской (патриотической)песни «Горжусь своим Отечеством» с приглашением ветеранов Великой Отечественной, «Афганской», «Чеченской»войн.

Опыт краеведческой и поисковой работы представлен в «Уголке Боевой Славы», который в 2012-2013 учебном году занял 2 место в районном смотре-конкурсе школьных музеев, залов, уголков боевой и трудовой Славы и был награжден дипломом.

Председатель Совета ветеранов Георгиевского района В.Ф.Поделякин выразил огромную признательность и благодарность учащимся и учителю истории Окуневой .М.А. за высокий уровень патриотического воспитания в школе. От имени совета ветеранов им была подарена книга «Жизнь и судьба» В. Гроссмана.

Замысел работы заключается в том, чтобы приобщить как можно больше учащихся к изучению истории, вовлечь в поисковую и исследовательскую работу, помочь учащимся приобрести главные жизненные ориентиры через любовь к историческому прошлому своего народу и своей страны.

Темы гражданственности и патриотизма «красной нитью» проходят на всех уроках гуманитарного цикла с 1 по 11 класс. На занятиях по остальным предметам учителя часто обращаются к патриотической теме в рамках возможного. Разработана специальная программа воспитания гражданственности и патриотизма на уроках и классных часах для учащихся 1-11 классов (см. программу «Патриот» 2007-2010 г.г.)

Наша работа не сводится к периодическим всплескам накануне Дня Победы и Дня Защитники Отечества. Мы понимаем и стараемся привить нашим детям, что патриотизм -одна из составляющих безопасности, независимости и процветания Отечества.

5. Заключение.

Работа еще не окончена. Мы надеемся, что следующие поколения школьников продолжат эту работу.

Еще не все известно о войне,

Еще не все исписаны страницы,

А время повышается в цене…

Как надо всем, друзья, поторопиться.

А.Куликов

«Проблема современного патриотизма»

Красноплахтова Наталья Борисовна,

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №1

Приморский край

Сегодня в средствах массовой информации очень часто поднимается вопрос о нравственном состоянии российского общества. Рост преступности и насилия, алкоголизм и наркомания, превосходство личных интересов над общественными и отсутствие национальной идеи – все это проявления духовного падения россиян. Как решить эту серьезную проблему? Можно предложить множество способов. Но, на мой взгляд, одной из самых действенных мер является развитие чувства патриотизма. Ведь, если человек будет уважать и любить свою Родину, если он найдет свое полезное место в обществе, будет служить Отечеству, у него не будет времени на низменные занятия.

Патриотизм имеет огромное значение для духовного развития человека. На его основе укрепляется чувство ответственности за свои поступки, развивается благородство и достоинство личности. В истории нашей страны масса примеров, показывающих безграничную любовь российского народа к своей Родине. Во время Отечественных войн 1812 и 1941-1945 гг. патриотический подъем был настолько высок, что ему удивлялись даже враги. Осталось ли у нас это чувство готовности пожертвовать собой во имя Отечества? Любим ли мы свою Родину, как любили ее наши деды и прадеды? Как учителя истории, классного руководителя меня очень волнует эта проблема. Ведь очень часто слышишь от старшеклассников о желании покинуть Россию, о том, что на родине нет перспективы, что не стоит служить в армии, так как некого и нечего защищать. Данный вопрос я неоднократно поднимала во время бесед с ребятами курируемого класса. Мы решили провести исследование и выяснить, как наши современники относятся к Родине, готовы ли они на подвиг ради нее; сравнить патриотические чувства людей старшего поколения и молодежи и предложить свои способы решения поставленной проблемы.

Ребята изучили и проанализировали специальную литературу по теории вопроса, ознакомились с материалами из Интернета, провели анкетирование и интервьюирование по поставленной проблеме, обработали полученный материал и на его основе предложили свои ответы на затронутые вопросы. Оформленная работа была представлена на обсуждение во время круглого стола с представителями разных общественных организаций «Проблемы современного патриотизма».

Приведу некоторые примеры из работы, полученной в результате совместной исследовательской деятельности.

Во-первых, старшеклассников очень заинтересовали материалы, опубликованные в 2009 г. на страницах сайта mail. ru в Интернете. Здесь бурно обсуждался вопрос: способна ли современная молодежь совершить подвиг, подобный подвигу молодогвардейцев в Великую Отечественную войну? В обсуждении принимали участие представители разных возрастов и профессий. Мнения высказывались разные. Вот несколько примеров (стиль и орфография сохранены).

Наталья Сулименко: Думаю, в принципе, смогла бы, но не за эту страну и не за такую скотскую жизнь в ней.

ALEX 13: Мне кажется, не смогла бы. Сейчас каждый думает о себе. Как выжить, в этом мире, подставляя друг друга, ради карьеры и наживы.

Инна Лавренина: Да, смогла бы! Наша молодежь лучше, чем некоторые думают. Она способна на подвиги и много раз это доказывала уже в послевоенное время! Как пример - Чечня.

Инна: Нынешняя молодежь привыкла к достатку, привыкла не на что не беспокоиться, если бы над всеми нами нависла та же угроза, мне кажется, очень многие посмотрели бы на многие вещи другими глазами. Я думаю, что теперешнее поколение способно на такие же подвиги.

Вера Клубко: Очень мало людей по - настоящему могут сделать такое! На словах многие готовы к подвигу, но это не так просто! Сомневаюсь я в нашей молодежи! Я и в отношении взрослых сомневаюсь!

Виталий Боровик: А смысл? Скажите, а с чем у современной молодежи ассоциируется понятие Родина??? Более чем уверен, что это ограниченный участок пространства размером чуть больше области!!! Всего лишь место проживания. Грустно, но факт. "Свидомая" политика государства разрушает наши устои, историю. Скажите, ради чего совершать сейчас подобный подвиг??? Ради какой Родины, какого государства??? Семья и близкие - вот единственное, что может на это подвигнуть. А лучше проведите опрос, к примеру: "Что значит для вас Родина?". Тогда станет ясно мнение ВСЕГО населения относительно таких подвигов в данное время.

Екатерина: Да, сможет. Я верю в нашу молодёжь!

Алексей: В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ПОДВИГИ ВСЕГДА СОВЕРШАЛИСЬ, СОВЕРШАЮТСЯ И БУДУТ СОВЕРШАТЬСЯ, и не надо думать о том, что чьё- то поколение хуже, а чьё-то лучше, всё зависит от ситуации, в которой человек находится, поэтому, молодёжь всегда готова совершить подвиг, и при необходимости ОНА это сделает!

Как видно из этих высказываний, мнения разделились. Есть те, кто считает, что современная молодежь способна на подвиг ради Родины, и те, кто не уверен в патриотических чувствах молодых людей. Разделились мнения и у исследователей. Но после бурного обсуждения ребята пришли к следующему выводу. Все зависит от ситуации, в которой окажется человек. Если он видит, что именно от него зависит судьба других, он совершит подвиг. Хотя трусы были всегда и во все времена. Большую роль здесь играет воспитание. Если в человека с детства заложены такие качества, как привязанность к родной земле, чувство гордости за свой народ, он пожертвует собой во имя общества. Но, если нам ежедневно говорят только о любви к себе, к своему благополучию, о цели разбогатеть любой ценой, - о каком патриотизме может идти речь?

Многие ученики согласились с одним из высказываний о том, что современные граждане России включают в понятие «Родина» только своих близких и родных, и в лучшем случае – место, где они родились. Почему? Потому что многие отождествляют «Родину» и «государство», а точнее государственную власть. А на сегодняшний день власти больше заботятся о собственной выгоде, уделяя мало внимания проблемам народа. Одни живут в достатке, другие – вынуждены выживать. Правители вспоминают о народе только во время выборов.

Следующим этапом работы было проведение анкетирования. В опросе приняло участие 105 человек, из них – в возрасте от 14 до 18 лет - 66; в возрасте от 19 до 30 лет – 17; в возрасте от 31 года и старше – 22 человека. Один из вопросов анкеты звучал так: «В 1812 году наблюдался необычайно высокий патриотический подъем. В войне участвовали все народы России. Люди вступали в ополчение, формировали партизанские отряды, собирали средства для армии. Как вы думаете, если бы сегодня наше государство оказалось в сходной ситуации, испытывали бы россияне такой же патриотический подъем? Почему?» Некоторые участники опроса ответили положительно: 12 человек среди молодежи и 24 человека среди старшего поколения. Они считают, что в трудную минуту весь народ сплотится и защитит свою Родину, это заложено в нашем народе генетически. Беда сближает людей. Но есть и те, кто думает иначе. 40 человек разных возрастов уверены, что народ не пойдет защищать Родину. Почему? Вот их мнения:

- Государству на народ давно уже «плевать», и народ не испытывает долга перед Родиной;

- Государство плохо заботиться о своих гражданах, тем самым не воспитывается чувство патриотизма;

- У русских людей сейчас нет общей цели, общей веры, их ничто не объединяет;

- Сейчас каждый заботится только о себе, никому не важно, что будет с другими;

- Люди стали жестокими и единоличными, нет такого чувства патриотизма, как был раньше;

- Потому что наш народ забыл, что такое Родина;

- Нет лидера, за которым пойдет народ, нет уверенности, что народ нужен государству:

- Народ не доверяет государству.

Таким образом, мы видим, что отсутствие патриотизма у части опрошенных связано с их недоверием к власти, государству. То есть люди в наши дни считают «государство» и «Родину» равнозначными понятиями. Хотя в дореволюционной России многие шли на битву за Русь-матушку и царя-батюшку. Родина и власть стояли рядом.

Еще несколько цифр. Только 22 человека думают, что большинство россиян любят свою Родину. 32 уверены, что россияне обладают патриотизмом, но таких меньшинство, при этом молодежь считает, что это люди старшего поколения. Отрадно отметить, что из всех опрошенных только 11 считают, что у нас вообще нет любви к Отечеству.

Меня, как воспитателя, немного насторожили ответы на вопрос: «Уехали бы Вы в другое государство?» 49 человек ответили: «Нет», но 43 все-таки хотят покинуть свою страну, причем 28 из них, «не задумываясь». И больше всего таких среди молодежи. Большинство же старшеклассников не видят здесь проблемы. Они считают, что люди старшего поколения уже смогли приспособиться к жизни в современной России, их многое связывает с Россией, здесь их дом, могилы их предков, им труднее изменить свой образ жизни. А молодежь не видит перспектив развития для себя в России.

Перед анкетируемыми ставился вопрос о защите государства в случае угрозы потери независимости. Большинство (56) уверены, что народ сообща отстоит свою свободу; 32 считают, что за независимость выступят только люди старшего поколения и только 6 безразличны к судьбе Родины. Они считают: «Пусть теряет независимость, у нее все равно нет будущего».

Таким образом, проанализировав полученные данные, мы сделали вывод: большинство любит свою страну, готово защитить ее в случае опасности. Но все же есть внушительный процент тех, кто не имеет чувства патриотизма, либо оно слабо развито. Особенно это проявляется у молодежи.

Что же делать, чтобы решить эту проблему? Аналогичный вопрос был предложен во время анкетирования. 55 человек уверены, что государство должно уделять больше внимания социальной политике, чтобы народ чувствовал заботу о себе. Тогда и народ будет отвечать государству патриотическими чувствами. Многие предлагают проводить больше встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, показывать больше фильмов на патриотическую тему (22 и 19). Только 11 человек считают, что для решения проблемы необходимо «отменить» все иностранное, восстановить «железный занавес».

Третий этап работы – интервьюирование. Ученица моего класса Семенова Виктория задала вопрос: «Способна ли нынешняя молодежь совершить какой-нибудь подвиг ради общества, ради Родины?» людям, которые тесно связаны с молодым поколением своей работой. Вот их мнения:

Шайтер Н.М., учитель истории МБОУ СОШ № 1 с. Вольно-Надеждинское: «Конечно, да. У нас много примеров, когда молодые люди совершают благородные поступки в экстремальных ситуациях. Я надеюсь, что наша молодежь лучше, чем она есть на самом деле».

Копылова Л.Н., завуч по воспитательной работе в МБОУ СОШ № 1

с. Вольно-Надеждинское: « Думаю, да. В жизни всегда есть место подвигу, - это крылатая фраза, которая актуальна и в наши дни. У молодежи есть много упущений, но это не ее вина. Ведь поменялись идеология, взгляды. Если произойдет сложная ситуация, то всегда найдется герой».

Белавкина Н. Д., педагог-организатор МБОУ СОШ № 1 с. Вольно-Надеждинское: «Считаю, что место подвигу было и есть во все времена. И нынешняя молодежь тоже способна совершить подвиг. В мирное время известны примеры героизма, проявленного нашими ребятами в Чечне, Афганистане. И не только. В повседневной жизни тоже совершаются подвиги. Например, шестилетняя девочка спасает другую девочку, не давая ей упасть в канализационный люк. Она проявила решительность, смелость, не задумываясь, что ее поступок - героический. Часто люди, совершившие такие проступки, не считают себя героями».

Люди, с которыми беседовала ученица, - профессионалы своего дела, не один год отработали в системе школьного образования. Перед их глазами прошла молодежь советского периода, перестроечной эпохи, «лихих» 90-х годов. И мне было очень приятно, что они не потеряли веру в современную молодежь.

Да, действительно, в наши дни проблема патриотизма стоит очень остро. Пусть тех, кому безразлична судьба страны, меньшинство, все же это внушительная цифра. Поэтому общество должно бить тревогу. Нельзя не обращать внимания на их мнение. И в первую очередь проблемой должно озаботиться государство. Как ее решить? Именно над этим вопросом больше всего думали ребята, бурно обсуждали, спорили. Каков общий итог обсуждения?

Большинство считают, что все зависит от воспитания человека. Любовь к Родине впитывается с молоком матери. Если в семье с детства воспитывается чувство гордости за свой край, за замечательных людей, живущих в нем, за мужество и героизм наших предков, человек пронесет эти чувства через всю жизнь. А, если воспитывать иждивенца, эгоиста, то он будет думать только о себе, а не об обществе и Родине. Здесь очень много зависит от самого человека.

Конечно, не последнюю роль в решении проблемы развития патриотизма играет школа. Здесь мы по-настоящему можем научиться быть патриотами. Нужно проводить больше тематических мероприятий. Полезными были бы встречи с ветеранами, старожилами, почетными гражданами. Так же различные кинофестивали, конференции, литературно-драматические вечера, конкурсы, акции, посвященные патриотическим темам. А, чтобы все это проводить, государство должно вкладывать больше средств в образование. И, конечно же, заботиться обо всех своих гражданах. Это – мнение десятиклассников.

От себя добавлю, что правительство должно разработать реально действующие программы по развитию патриотизма у молодежи. Программы должны включать перечень мероприятий, охватывающих школьников, студентов, работающую молодежь. Мероприятия должны проводиться не от случая к случаю, не во время празднования знаменательных дат, а постоянно, в системе. В числе мероприятий могут быть работа патриотических кружков и клубов; проведение ежемесячных акций по уходу за могилами павших в боях, умерших ветеранов войны, памятниками; фестивали патриотических песен, стихов, написанных молодыми авторами; выпуск специальных периодических изданий; поисковая и краеведческая работа; тематические телепередачи; кинолектории. Все это проводится в нашей стране, но, на мой взгляд, нерегулярно. Например, мы вспоминаем о ветеранах войны, как правило, ко дню Победы. Большую роль в налаживании патриотической работы могут сыграть отделы по работе с молодежью при администрациях районов и городов. Привлекать к патриотическому воспитанию нужно людей разных поколений и профессий. И каждый должен понимать - мы делаем общее дело!

Да, героями и патриотами не рождаются, ими становятся. Герои – это те, кто не закрывает глаза на действительность, не удаляется от мира, а пытается решать проблемы общества, в котором живёт. Такие люди и становятся патриотами. Патриотизм – это любовь к Родине, готовность пожертвовать собой ради нее. И не обязательно, чтобы Родина была в опасности. Достаточно самоотверженно трудиться, уважать культуру своего народа, гордиться прошлым и настоящим государства, своими делами и поступками доказывать, что ты – достойный гражданин своей страны. С подобными словами обратились к школьникам многие участники круглого стола. И я надеюсь, что многие ребята пересмотрели свое отношение к Родине, поняли, что Родина, как мать, у человека одна.

Главный вывод, к которому мы пришли в ходе исследования, заключается в следующем: россияне не стали любить свою Родину меньше, чем в XIX и середине XX веков. Это показали данные анкетирования и анализ высказанных по проблеме мнений.

Надеюсь, что наше исследование сможет реально помочь в решении обозначенной проблемы. Поможет многим пересмотреть свое отношение к Родине. Думаю, что собранная информация будет полезна не только учащимся, но и учителям, и административным работникам, отвечающим за работу с молодежью.

«Урок изобразительное искусство как средство духовно нравственного развития детей»

Васильева Нина Ивановна,

МБОУ Средняя общеобразовательная школа

с.Маянга Саратовская обл

В основе методики преподавания любого предмета лежит осознание взаимосвязанных и взаимовлияющих положений: зачем, кого, чему, как и в каких условиях учить. Изменение любого положения может повлиять на методику преподавания в целом.

Проиллюстрирую это на примере.

Посмотрим, как связаны положения, «В каких условиях учить?» и «Как учить?» В современном мире существует много других, кроме школы, источников информации: интернет, телевидение, радио, видео.… Эти источники – нравится нам это или нет – более информативные, зрелищные и яркие. Значит, школа должна предложить не просто информацию, а деятельность. При этом базовые знания о

Наши рекомендации