Детей старшего дошкольного возраста

Научный руководитель:

к.п.н., доц. И.Г. Боронилова

СОДЕРЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Проблема воспитания культуры здоровья у детей дошкольного

возраста в психолого-педагогической литературе……..…………………9

1.2. О݈с݈о݈бе݈н݈н݈о݈с݈ти݈ кул݈ьтур݈ы здо݈р݈о݈в݈ья де݈те݈й старшего до݈шко݈л݈ьн݈о݈го݈

в݈о݈зр݈а݈с݈та ………………………………………………….………………….13

1.3. Использование нетрадиционных средств по формированию

культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста……………...17

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I………………………………………….……….34

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ

2.1. Констатирующий эксперимент по выявлению уровня культуры здоровья детей………………………………………………………………36

2.2. Формирующийся эксперимент по разработке и реализации программы по формированию культуры здоровья………………………47

2.3. Контрольный анализ полученных результатов опытно-поисковой работы……………………………………………………………………….58

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II………………………………………………………64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…………66

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…………………….………69

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………..….……………………74

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью сохранения здоровья детей в дошкольном возрасте как условия их готовности к школьному образованию и успешной жизни, в то время как статистические данные фиксируют снижение показателей здоровья детей в России.

Сегодня дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное развитие ребёнка. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, современна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков культуры здоровья. Поэтому перед дошкольным учреждением стоит задача правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребёнка.

В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается самоценность периода детства и право ребенка на счастье, необходимость охраны и укрепления здоровья детей. Проблемы дошкольного детства как особого периода жизни человека становятся в центре внимания педагогов, психологов, социологов (М.М. Безруких, Л.Б. Валова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова, Е.И. Герасимова, Н.П. Флегонтова, Т.В. Фуряева, Л.М. Шипицына и др.). В дошкольном детстве закладываются основы общей культуры личности, компонентом которой является культура здоровья. Ситуация в обществе требует от педагога нового уровня профессионализма как специалиста по развитию ребенка, инновационных взглядов на проблему здоровья и решительных действий, позволяющих создать прочный фундамент здоровья ребенка.
Сложность и многогранность задачи укрепления и сохранения здоровья детей требует появления педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры, обязательной составляющей которой является культура здоровья (Л.И. Гришкина, В.Т. Лободин, Е.Г. Новолюдская, И.И. Новоселова, Н.М. Полетаева, С.М. Симоненко и др.). Акмеологический подход в образовании направлен на формирование личности, имеющей новую систему ценностных ориентации, включая здоровье как ценность и мотивацию здорового образа жизни. Дошкольный период детства, как фундаментальный для последующего развития и самореализации человека обусловливает задачу поиска эффективных способов улучшения здоровья ребенка на этом возрастном этапе.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании Российской Федерации» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО) дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Остается актуальной задача разработки проблемы сотрудничества педагогов ДОО и родителей в области культуры здоровья детей при организации их жизнедеятельности как здоровьесозидающей, то есть организованной на основе принципов здорового образа жизни с учетом возрастных особенностей дошкольников и направленной на укрепление их здоровья посредством подражания, взаимообучения и самоорганизации. Важно определить возможности традиционных русских народных праздников, разновозрастных групп, технологий коллективных творческих дел, игровой деятельности, ценностных ориентации на здоровье, культуры здоровья и здоровьесозидающую позицию личности.[51] Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы и всестороннее развитие детей. По данным опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья, следует рассматривать в широком социальном аспекте. С этой позиции в центре, здоровье детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей. Поэтому в ДОО осуществляется поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенности его организма, индивидуализации и профилактических мероприятиях создании определенных условий.

Всовременном обществе пробле­ма сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуаль­ной. Здоровье человека - является непревзойденной ценностью общества и основным критерием его благополучия.

Культура здоровья личности является важнейшей качественной характеристикой уровня развития, способом и мерой реализации сущности сил, способностей; она предстает в процессе воспитания как преемственное освоение различных сфер жизнедеятельности, что возможно лишь при развитии ее социальной активности. При этом формируется не только потребность в тех или иных видах активности, но и умение их реализовать, что является одним из основных направлений становления культуры современной конкурентоспособной личности.

А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать культуру здоровья детей. Быть здоровым – есте­ственное стремление человека.

Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Многие ученые (Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, В.К. Бальсевич, А.Г. Щедрина и др.) главным фак­тором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двига­тельную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в ДОО призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью.

П.Ф. Лесгафт, Е.А. Аркин, А.В. Кенеман, Э.Я. Степаненкова разрабатывали общеразвивающие упражнения, направленные на оздоровление дет­ского организма.

Поскольку данное понятие недостаточно исследовано, мы считаем актуальной тему нашего исследования: «Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методов».

Цель исследования:теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффектность исследования нетрадиционных методов в формировании культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования:процесс формирования культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования:методы, направленные на формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования:основана на предположении, что формиро­вание культуры здоровья будет эффективным, если:

- в формировании культуры здоровья у детей будут использоваться нетрадиционные методы работы;

- учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста;

- работу проводить в системе целостного педагогического процесса;

- вовлекать родителей в данный процесс.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические и прикладные аспекты проблемы в философ­ской и психолого-педагогической литературе, обосновать её актуаль­ность.

2. Выявить уровень культуры здоровья у детей.

3. Разработать и апробировать программу «Здоровячок» по формированию культуры здоровья в условиях ДОО.

4. Проанализировать результаты опытно-поисковой работы по формиро­ванию культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.

5. Обобщить выводы по результатам исследования и разработать методические рекомендации для сотрудников и родителей, направленные на формирование культуры здоровья.

Решение поставленных задач и проверки гипотезы обеспечивалась комплексом методов исследования, включающим в себя:

- теоретические (анализ, синтез, обобщение, классификация); - эмпирические (анкетирование, игра, опрос, наблюдение, беседа). Исследование проводилось в три этапа:

Методологическая основа исследования:в основу легли труды

Н.М.Амосова, А.В. Кенеман, В.Г.Алямовской, Н.Н.Ефименко, Э.Я.Степаненковой.

Экспериментальная база исследования:МАДОУ Детский сад № 311 контрольная группа и МАДОУ Детский сад № 320 экспериментальная группа г. Уфы Республики Башкортостан. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 40 человек.

Теоретическая значимость исследованиясостоит в том, что обобщены, систематизированы, целостно представлены материалы по формированию культуры здоровья детей дошкольного возраста

Практическая значимость исследованиясостоит в том, что разработанная и апробированная программа «Здоровячок» может быть использована воспитателями ДОО при реализации направления работы по формированию культуры здоровья разработанные методические рекомендации могут быть использованы родителями в формировании культуры здоровья в семье.

Структура исследования:ВКР состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Наши рекомендации