Тропичность языка медиадизайна

Современные научные представления о реальности, как уже говорилось, возвра­тили актуальность мифопоэтической картине мира, реабилитировали некоторые специфические черты архаического мышления, бессознательные интуитивные процессы постижения (см. главы 5, 7 и 8). Не удивительно поэтому, что сегод­няшний язык медиадизайна (поскольку его продукт направлен на суггестию, вну­шение особых состояний) часто перенасыщен метафорами, аллегориями, симво­лами и прочими выразительными приемами. Однако использование приемов такого рода чаще всего происходит интуитивно, неуправляемо, спонтанно. Меж­ду тем, применяя некий инструмент, полезно осознавать его силу и употреблять ее всегда к месту.

Обычно яркую образную речь называют метафоричной, но правильнее было бы назвать ее тропичной, поскольку метафора — это только один, хоть и ведущий, из поэтических тропов. Тропами,напоминаю, называются особые приемы вы­разительности языка, разработанные в разделе литературоведения — поэтике.К сожалению, относительно визуальных объектов подобная систематизация вы­разительных приемов пока не проведена, а определение формообразования как «метафорического» скорее само по себе является литературной метафорой, то есть употреблением слова в переносном значении.

Тропичность языка медиадизайна - student2.ru

Возможно, дело в том, что филологи не до конца ощущают процесс образно­го мышления художника, а художники и дизайнеры недостаточно сильны в филологии — но «перевод» каждого тропа с вербальногоязыка на изобра­зительный представляет собой значительную проблему. Тем не менее, отдель­ные попытки такого рода предпринимаются, хотя и не всегда с убедительны­ми результатами. В этой ситуации дизайнеру полезно представлять себе действие отдельных тропов, осмысленное для начала на литературном мате­риале, а затем в процессе работы, используя творческую интуицию, пытаться переносить эти приемы на создаваемые им дизайн-объекты. Если такое зна­ние и не готово еще решать задачи строгой методики — по крайне мере, оно создает почву для внутреннего понимания процессов творческой фантазии и облегчает первый шаг к решению проблемы «перевода».

Само явление символизации, двуплановости смысла генетически заложено в бес­сознательных структурах мозга и, следовательно, является общим как для логи­ческого вербального (левополушарного) сознания, так и для образного, икони-ческого (правополушарного). Не случайно троп используется в поэтике как «изобразительно-выразительное средство»-[22, стб. 626-630].

В поэтике термин «троп» означает — «необычное». Это — двуплановое употреб­ление слова, реализующее одновременно два его значения: иносказательноеи буквальное.Итак, в смысловой структуре тропа два плана:

• буквальное(прямое) значение,которое соответствует предмету-средству характеристики,представляет собой обычный смысл тропированного слова, его значение дано совершенно явно, но по отношению к контексту оно оказы­вается инородным телом;

• иносказательное(переносное) значение,которое соответствует предмету-объекту характеристики,образует скрытый, внутренний план тропа, но при этом является частью контекста.

При наложении переносного и прямого значений тропа возникает экспрессив­ный эффект и происходит обогащение, концентрация смысла. Сложный гибкий механизм тропов — экономное средство выявления и закрепления в слове или изображении двух сторон значения этого объекта:

• целостного образного восприятия,то есть его изобразительного (репродук­тивного) значения;

• понимания, интеллектуально-эмоциональной оценки,то есть его выразитель­ного (квалификационного) значения.

Информативность формы или композиции — цель, которую преследует дизай­нер, создает ли он единичную вещь, работает ли в предметно-пространственной или непосредственно информационной среде. В последнем случае это просто наи­более очевидно. Тем важнее для автора, чтобы его послание обладало свойством суггестии, особые приемы которой как приемы усиления эмоционального воздей­ствия осознаны и систематизированы в поэтике. В дизайне часто используются приемы так называемых «тропных преобразований», в этих случаях изображение чего-либо представлено посредством другого изображения, соотносимого с пер­вым по внешнему сходствулибо контрастуили по внутреннему родству,то есть по смежности. Такая процедура снимает автоматизм восприятия изображения, усиливает его эмоциональное воздействие, облегчает запоминание. Существен­но, что при формировании художественной информации выявляется своего рода «разделение труда» для различных типов поэтических тропов. Такие типы как раз и различаются по характеру соотнесения предмета-средства(того, который помогает осуществить процедуру переноса смысла) и предмета-объекта(того, о котором собственно идет речь).

Вот примеры наиболее часто используемых тропов, систематизированные по на­званным типам и с указанием того, каково их участие в формировании художе­ственной информации. Принцип смежности(внутреннего родства):

• Синекдоха— целое характеризуется через крупный план его эмоционально-значимой части (в поэтике: «человек в шляпе» — «шляпа»; «бородатый чело­век» — «борода»); также использование родового обозначения вместо видо­вого, когда конкретные приметы объекта размываются представляя его «в общем виде» (в поэтике: «оставь в покое инструмент» вместо «рояль», «скрипку» или др.).

• Метонимия— перенесение свойств отношений, закрепленных за предметом-средством на предмет-объект (в поэтике: человек курит трубку из янтаря — «янтарь в устах его дымился» А. С. Пушкин). Сложный комплекс действий

и переживаний передается посредством одного из них (в поэтике: загрус­тить — «повесить нос»), весь образ жизни, целая система ценностей переда­ется через изображение сопутствующих им атрибутов: часы «rolex» или ав­торучка «parker» — привычный знак респектабельности, а бандана — знак байкеров или, шире, молодежной моды.

Принцип сходства:

• Метафора— основана на том, что данному предмету по внешнему сходству
может быть уподоблен другой, при «наложении» друг на друга двух значений
или изображений происходит усиление общих смысловых признаков (в по­
этике: «седая борода» + «белый снег» - «снег бороды») Применяется также
метафорический эпитет (в поэтике: виноград цвета янтаря — «янтарный ви­
ноград»). Известный пример из области метафорического формообразования:
«пуф-губы» С. Дали. В метафоре различаются:

• гипербола(вид метафоры) — общее свойство представлено в предмете-сред­стве в крайне интенсивной степени;

• литота(вид метафоры) — прием, обратный гиперболе: общее свойство пред­ставлено в предмете-средстве в крайне незначительной степени.

П р и н ц и п контраста:

• Оксюморон— контрастное сопоставление несопоставимого (в поэтике: «ве­сенняя осень» А. А. Ахматова). В формообразовании оксимороном можно на­звать любые парадоксальные сочетания элементов, сопоставление стилисти­чески контрастных «цитат» и т. п. — приемы, свойственные постмодерну.

• Ирония— основана на принципе противоположности: произносится или изображается одно, а подразумевается нечто иное, часто противоположное (в поэтике: о дураке — «умник»). Ироничное отношение к использованию и сопоставлению в едином художественном высказывании элементов узна­ваемых стилей и конкретных произведений также присуще стилистике пост­модерна.

Относительно «разделения труда» перечисленных приемов особой выразитель­ности любопытно отметить следующее:

• тропы, образованные по принципу смежности, то есть внутреннегородства (синекдоха, метонимия), позволяют увязывать изображения предметов друг с другом, что осуществляет широту охвата действительности и придает инфор­мации внутреннюю непрерывность, экстенсивность;

• тропы же, образованные по принципу внешнегосходства или контраста (ме­тафора, оксюморон, ирония), являются средством выделения и усиления зна­чимых моментов и выступают как раз механизмом интенсификацииобразно-эмоционального качества информации.

Иными словами, внутреннее родство предмета-средства и предмета-объекта, род­ство по смежности заложенных в них смыслов, «работает» на расширение, глоба­лизацию художественного или проектного образа, тогда как подмеченное между ними внешнее сходство — напротив, усиливает и углубляет этот образ. Таков один из парадоксов образного мышления.


Наши рекомендации