Методические разработки к семинарам

Методическая разработка к семинарам 1,2,3,6:

Выполнить эссе на тему: Модное слово ХХI века.

План:

1. Во введении обратить внимание на процессы, протекающие в современном языке, которые влияют на возникновение «модных слов».

2. Основная часть:

· история происхождения слова (заимствование из другого языка, неологизм и т.д.)

· в каком стиле чаще всего употребляется.

· вариативность значений слова.

· примеры употребления слова в современной речи.

3. В заключении дать прогноз о закреплении слова в языке или вытеснении его из языка как инородного.

Для поиска информации можно воспользоваться словарями, например

Новиков В. Словарь модных слов/ Библиотека модной жизни, М., 2005.

Информационными ресурсами:

http://bukvoed.blogspot.com

http://www.ymniki.ru

http://www.gramota.ru

http://forum.lingvo.ru

http://gramma.ru/

http://www.math.msu.su/

http://www.psevdonim.ru

http://www.ozon.ru/

Методическая разработка к семинарам 4,5,7:

Проанализируйте видеотекст по предложенной схеме:

1. Анализ культуры речи: словарный запас (просторечная лексика, диалекты, терминология, канцеляризмы, жаргон или ненормативная лексика)

2. Анализ нормативности употребления речи: акцентологическая норма, орфоэпическая норма, лексическая норма.

3. Стилистический анализ речи: принадлежность к разговорному, публицистическому, официально-деловому, научному, художественному стилям (аргументация примерами)

4. Анализ логического строя речи: какие отношения между понятиями преобладают (равнообъемности, пересечения, подчинения, противоположности, противоречия), какие суждения преобладают (А,Е, I, О), какие типы демонстрации преобладают (индуктивная, дедуктивная, по аналогии, апелляция к человеку, к публике, возвратный удар)

5. Анализ риторических особенностей: механизм речи ритуальный, провокационный, императивный

6. Приемы убеждения (индукция, дедукция, аналогия, нелогические виды убеждения)

7. Приемы невербальной коммуникации: кинесика, просодика, такесика, проксемика (подтверждают, заменяют, противоречат вербальной речи)

8. Достигнута ли цель речи: причастность к одному социуму, получение информации, убеждение.

Методические разработки к семинарам 8,9:

1. Подобрать 1 рекламный слоган.

2. Дать определение ключевым словам слогана.

3. Рассмотреть общие и отличительные признаки данных ключевых слов.

4. Определить отношение между понятиями, которое лежит в основе рекламного слогана.

5. Придумать примеры, отражающие остальные отношения между понятиями, одно из которых – ключевое слово.

Подобрать из СМИ по одному суждению каждого из типов АЕIО.

Например:

Суждения типа А: Запад должен признать результаты выборов. (S – весь Запад, есть Р - должен признать результаты выборов. )

Суждения типаI: Дж. Маккейн оторван от жизни американского среднего класса ( S – Дж. Маккейн, есть Р- оторван от жизни американского среднего класса)

Суждения типаЕ: Мир не может быть однополярен (S – весь мир, не есть Р - однополярен)

Суждения типаО: Россия не хочет конфликтовать ни с одной страной. (S – Россия, не есть Р - конфликтующая ни с одной страной )

Вопросы к зачету по курсу «Русский язык и культура речи»

1. Назовите отличительные признаки понятий "язык" и "речь".

2. Чем достигается богатство и разнообразие литературного русского языка?

3. Какое содержание вкладывается в понятие чистота речи, точность, понятность речи?

4. Что такое нормативность литературного языка?

5. Охарактеризуйте грамматические языковые нормы литературного языка.

6. Охарактеризуйте лексические языковые нормы литературного языка.

7. Охарактеризуйте орфоэпические языковые нормы литературного языка.

8. Охарактеризуйте акцентологические языковые нормы литературного языка.

9. Каковы отличительные признаки устной и письменной речи?

10. Каковы отличительные признаки внешней и внутренней речи?

11. Языковые особенности, функции официально-делового стиля речи.

12. Языковые особенности, функции научного стиля речи.

13. Языковые особенности, функции публицистического стиля речи.

14. Языковые особенности, функции художественного стиля речи.

15. Языковые особенности, функции разговорного стиля речи.

16. Основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.

17. Назовите виды отношений между понятиями по объему.

18. Каковы основные типы простых категорических суждений?

19. Основные виды умозаключений.

20. Закон тождества (формула, пример, ошибки, возникающие при нарушении).

21. Закон противоречия (формула, пример, ошибки, возникающие при нарушении).

22. Закон исключенного третьего (формула, пример, ошибки, возникающие при нарушении).

23. Закон достаточного основания (формула, пример, ошибки, возникающие при нарушении).

24. Структура аргументации.

25. Индуктивная демонстрация.

26. Дедуктивная демонстрация

27. Демонстрация по аналогии.

28. Нелогические виды демонстрации.

29. Кого можно назвать оратором, какими навыками и умениями он должен обладать?

30. Каковы основные тенденции развития Неориторики?

Наши рекомендации