Тема № 1 Язык и речь. Формулы вежливости

Цель: -осознать роль языка в жизни человека , богатство языковых средств; -обобщить полученные сведения.

Планируемые результаты:

Личностные:-осознание языка как основного средства мышления и общения людей; -понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; -положительная мотивация и познавательный интерес к изучению русского языка.

Предметные: -научатся выражать собственное мнение.

Метапредметные:

Регулятивные: -осознаватьцели и задачи изучаемой темы; -осуществлять взаимопроверку, находить и исправлять ошибки

Познавательные: -строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные: -владеть диалоговой формой речи; -задавать вопросы; -формулировать собственное мнение и позицию; -адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Оборудование:презентация, конвертики с квадратиками для рефлексии.

Ход урока:

Этапы Деятельность учителя Деят. учащ
1.О-М.этап 1)Приветствие 2)Мотивации 3)Сообщение темы и цели урока -Здравствуйте , ребята! Садитесь. Меня зовут Наталья Вячеславовна , я проведу сегодня у вас урок русского языка. Ребята , что такое слово? (слайд 1) Речь? (слайд 2) Язык? (слайд 3) Хорошо. Итак , сегодня мы с вами будем говорить о слове , языке и речи. (слайд 4) А именно о назначении слова , о его грамматическом и лексическом значении. Приветствуют     отвечают
2.Д-О.этап 1)Работа с учебником: А)Работа над №242 Б)Работа над №243 Давайте откроем учебники на странице 98 . Открываем тетрадочки записываем число 14 апреля Классная работа. Устно рассмотрим упр. 242. …прочитай пожалуйста вслух задание и текст. О чём же размышлял Куприн? ( о том , что взойдёт гость и они начнут разговаривать , что гость будет издавать звуки разной высоты , выражать свои мысли , а автор будет слушать эти мысли и мысли станут его) Благодаря чему же возникает общение между людьми? ( благодаря языку , речи и причём главной правительницей возникает речь – она является основным способом общения людей , она требует более образных средств , которые поставляет ей язык ) Итак , рассмотрим следующее упр.243. …прочитай пожалуйста задание, текст. Как автор говорит о словах? (что каждая вещь, каждый зверь имеет своё название и это название мы выражаем словом). Найдите в тексте ключевые слова ( всему названию дано, означено словами) и на их основе попробуйте сформулировать мысль о назначении слова с помощью этих однородных слов (на доске: называть, обозначать, давать имя). Запишите в тетрадях №243 и ваши мысли.     открывают учебники и тетради   читают   отвечают   Отвечают     Читают   Отвечают     Формулируют мысль ( слова у нас называют, обозначают и дают имя) Записываю мысли    
3.Физ-ка Давайте немного отдохнём и разомнёмся. Все встаём. разминаются
В)Работа над №244 Г)Работа над №246 Д)Работа над №247 Е)Игра «Найди ошибку» в употреблении слов А сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Слово – не слово» и подумаем , какие слова не правильные по лексическому значению и по произношению. №244 послушайте (читаю выразительно текст). А теперь вы ( читают 2-3 человека). Бармаглот на какое слово похоже оно? Какие слова вам не понятны? Правильно они не понятные , потому что таких слов в наших словарях нет. Давайте заменим их, и посмотрим, что получится. Попробуйте самостоятельно выполнить. Проверим. А вот вам мой вариант ( «Бармолей» Смеркалось. Хлипкие шажки Пырялись по Неве. И хохотали злюки, Как мюмзики в море) . Некоторые слова говорят о том , что они собраны из свободного набора звуков и они не имеют лексического значения. Приступим к следующему №246 По форме какая бывает речь? Правильно. При восприятии вопроса какой формой речи мы чаще всего пользуемся? Правильно. А при подготовке ответа на вопрос? Правильно. А какую форму речи мы используем намного чаще? Правильно. №247 …прочитай пожалуйста задание , текст. Запишите в тетрадях № , и аккуратно спишем высказывание языковеда Срезневского. А теперь устно ответьте , что же роднит эти слова (язык , народ , страна) ? ( В каждой стране народ разговаривает на своём языке например Китайцы? Англичане? Японцы? Правильно. А какой же наш с вами родной язык? Давайте поиграем в игру «Найди ошибку» в употреблении слов. Я буду читать , а вы должны обнаружить ошибку и заменить её на правильное слово ,которое должно там стоять. Начнём: 1)Закричал охотник: Ой! Двери гонятся за мной! 2)На виду у детворы Крысу красят маляры. 3)Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей. 4)Мама с бочками пошла По дороге вдоль села. 5)Миша дров не напилил, Печку кепками топил. 6)Жучка будку не доела: Неохота, надоело… 7)Сели в ложку – и айда! По реке – туда-сюда. Молодцы , ребята! Мы очень хорошо с вами поработали.   Бармолей Все     Предлагают свои варианты Слушают     Устная и письменная   Устной   Письменной   Устную     Читают Записывают высказывание   На китайском, английском, японском Русский     Звери   Крышу   Грачей   Дочками   Щепками   Булку   Лодку
4.И-Р.этап 1)Подведение итогов 2)Рефлексия Наш урок подходит к концу. У вас на столах лежат конвертики с квадратиками . Красный – вам сегодняшняя работа понравилась и вы активно работали на уроке ; жёлтый – работа понравилась , но работали на уроке не активно; зелёный – вообще не работали на уроке. Я согласна с … Оценивают свою работу на уроке

Тема № 2. Диалог.





Цели:

сформировать, обобщить и систематизировать знания учащихся об этикетном диалоге;

создать условия для развития мышления, памяти и внимания, для проявления познавательной, творческой, интеллектуальной активности учащихся;

обеспечить условия для формирования у учащихся потребностей в соблюдении правил поведения в обществе.

Задачи:

выделить отличительные признаки этикетного диалога, научиться различать этикетные и не этикетные диалоги;

развивать творческое и критическое мышление, память, речь учащихся;

воспитывать интерес к предметам риторики, всесторонне развитую личность.

Оборудование:презентация, учебник .

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Долгожданный дан звонок, Начинается урок риторики.

Речевая разминка «Разомнём язычок».

Учитель: Но для начала давайте разогреемся. Я произнесу скороговорку, а вы внимательно послушайте и постарайтесь запомнить. (Сразу спросить одного человека)

Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Произнесём скороговорку вместе:

1-й раз – медленно;

2-й раз – с нарастанием скорости (медленно – быстрее – ещё быстрее);

3-й раз – быстро.

Ваша задача – чётко проговаривать все звуки.

Учитель: А сейчас стоя, с красивыми движениями, артистично проговорим скороговорку с душой, с чувством, красиво!

Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, кто мне скажет, с чего мы начали урок?

В зависимости от ответов учащихся с помощью наводящих вопросов учитель получает желаемый ответ:

Дети: Урок мы начали с диалога.

Учитель: Правильно. Речь сегодня пойдет, ребята, о диалоге. Рассуждая об этикете, мы будем учиться различать этикетные и не этикетные диалоги, а затем составлять этикетные диалоги. Надеюсь, что в конце нашего урока вы сможете ответить на проблемный вопрос: «Помогают ли этикетные диалоги в общении между людьми?»

Объяснение нового материала.

Учитель: Ребята, а как вы понимаете выражение этикетный диалог? Что это значит?

Дети: Этикетный диалог – это когда правильно общаются между собой два или несколько человек?

Учитель: А что значит правильно общаться? Разве можно общаться неправильно?

Дети: Неправильно общаться – это когда человек грубит и не употребляет вежливые слова.

Учитель вместе с учениками с помощью толкового словаря выясняют происхождение слов «этикет» и «диалог».

Этикет (французское etiguette – ярлык, этикетка) – правила поведения в обществе, манеры, одежда, формы обращения и приветствий.

Диалог (греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа двух и более лиц) — тип речевой коммуникации, осуществляющейся в отличие от монолога в виде словесного обмена репликами между двумя и более взаимодействующими собеседниками.

Учитель: Итак, этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которыми мы следуем за столом или в гостях, но и умение правильно общаться, значит правильно вести диалог. А какие несловесные этикетные средства вы знаете?

Дети: Кивок, улыбка, взгляд.

Учитель: В каких ситуациях слова вежливости можно и нужно дополнять несловесными этикетными средствами?

Дети: Когда благодарим за что-то. Когда одобряем чей-нибудь выбор.

Задание 1: Разыграйте одну или две подобные ситуации. Не забудьте, что в этикетных диалогах часто употребляются обращения.

Учитель: С чего чаще всего начинается любой диалог? С этого и я начала разговор с вами.

Дети: С приветствия.

Приветствие – это …

Задание 2: Работа с тестами в программе «Кирилл и Мефодий».

На экране появляются слова с этикетными и не этикетными приветствиями.

Здра_ствуйте зд_рово добрый веч_р

пр_вет добр_е утро наше вам с кист_чкой

рад вас пр_ветствовать пр_ветик

Вставить в словах пропущенные буквы.

Прокомментировать пропущенные орфограммы (устно).

Классифицируйте приветствия: этикетные и не этикетные.

Учитель: Если вы захотите поговорить с другом, как сможете привлечь его внимание?

Дети: Нужно использовать обращение.

Обращение – это…

Учитель: Вы помните, с какими словами я обратилась к вам в начале урока?

Дети: Ребята, юные друзья.

Учитель: Нужно ли при обращении использовать этикетные слова?

Дети: Да, это показывает, что человек уважает своего собеседника.

Ученикам предлагается просмотреть отрывок диалога двух одноклассников – Вольки и Гоги – из к/ф «Старик Хоттабыч» и определить, является ли диалог этикетным, обратить внимание на обращения.

Учитель:

– Ребята, что вы можете сказать об этом тексте? Как разговаривает Гога с Волькой? Как вы думаете, почему он так разговаривает?

Дети: рассуждения детей.

Задание 3: Исправьте этот диалог на этикетный.

Учитель:

– Ребята, когда в ответ на этикетную реплику вы можете использовать слова благодарности: «пожалуйста», «не за что», «не стоит»?

Дети: «Пожалуйста» - когда что-то хотят попросить или после того, как поблагодарили; «не за что» - это когда сделал какое-то доброе дело и тебя поблагодарили; «не стоит» - когда не хотят утруждать других людей.

Физкультминутка.

Минутка отдыха

Учащимся предлагается встать и выйти из-за парт.

Услышав фразу, соответствующую этикету, ребята должны хлопнуть в ладоши.

Если выражение не соответствует этикету – потопать ногами.

Учитель произносит фразы:

– будьте любезны, – добрый вечер,

– благодарю вас, – отстань от меня,

– эй, иди сюда, – надоело мне тебя слушать,

– уйди с дороги, – извини меня,

– пожалуйста, – прошу прощения.

Объяснение нового материала (продолжение).

Учитель: А сейчас, ребята, мы с вами прочитаем рассказ Д. Родари, в переводе Т.Скуй, «Страна Без Острых Углов».

СТРАНА БЕЗ ОСТРЫХ УГЛОВ.

Как-то во время одного из своих путешествий Джованнино очутился в стране, где все дома были с круглыми углами. Крыши заканчивались небольшими арками. На улице росли кусты живых роз. Джованнино сразу захотелось вдеть розу себе в петличку. Срывая цветок, он старался не уколоться, но, оказалось, шипы были мягкими как резина и вовсе не кололи, а только щекотали.

- Ой, какое чудо! – воскликнул Джованнино.

Вдруг из-за куста появился полицейский. Он улыбался:

- Вам разве не известно, что цветы рвать нельзя?

- Простите, пожалуйста, но я об этом не подумал!

- В таком случае вы заплатите только половину штрафа, - необычайно любезно сказал полицейский.

Заметив, что полицейский выписывает квитанцию карандашом без кончика, Джованнино не выдержал и попросил:

- Вы не покажете мне вашу саблю?

- С удовольствием, - ответил полицейский.

И, конечно, сабля его была тоже без острия.

- Что это у вас за страна? – спросил Джованнино.

- Страна Без Острых Углов, - ответил полицейский настолько любезно, что каждое его слово следовало бы написать в большой буквы…

- А теперь, будьте добры, дайте мне две пощечины.

Джованнино разинул рот, словно ему предстояло проглотить целый торт.

- Помилуйте, я не хочу попасть в тюрьму за оскорбление полицейского! Уж если на то пошло, вы должны мне дать пощечины, а не я вам!

- Но у нас принято именно так: полный штраф – четыре пощечины, половина – две.

- Полицейскому?

- Конечно, полицейскому!

- Но ведь это ужасно несправедливо!

- Еще бы! – сказал полицейский. – Давать пощечины ни в чем не повинным людям настолько трудно, что все стараются не нарушать законы. Ну, дайте мне эти две пощечины, и в другой раз будете внимательнее.

- Но я не в состоянии даже щелкнуть вас по щеке; я могу вас только погладить!

- Тогда, - сказал полицейский, - мне придется проводиться вас до границы.

И Джованнино, крайне пристыженный, вынужден был покинуть Страну Без Острых Углов…

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему рассказ называется «Страна Без Острых Углов»?

Дети: Потому что все люди, которые проживают в этой стране, употребляют только вежливые слова и стараются друг друга не обижать. А острые углы как символ грубости – отсутствует.

Учитель: Найдите и подчеркните этикетные реплики, выраженные словесными и несловесными средствами. Определите этикетные жанры.

Ответ учеников.

Словесные средства:

Вам разве не известно

Простите, пожалуйста

Вы не покажете мне

С удовольствием

будьте добры

Помилуйте

Несловесные средства:

улыбался

любезно сказал

ответил любезно

Учитель: Ребята, а что такое этикетные жанры? Найдите их в нашем тексте и попробуйте сопоставить их с этикетными жанрами.

Работа с тестами в программе «Кирилл и Мефодий».

Этикетные жанры:

Простите, пожалуйста - Извинения

Вы не покажете мне – Просьба

С удовольствием - Согласие

будьте добры - Просьба

Помилуйте - Просьба

Закрепление.

Учащимся предлагается вернуться к проблемному вопросу, и ответить на него.

Наши рекомендации