Рецензент: В.Т.Николаев, к.п.н., доцент, зав. кафедрой физвоспитания МарГУ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет физической культуры, спорта и туризма

Кафедра теоретических

основ физвоспитания

 
  Рецензент: В.Т.Николаев, к.п.н., доцент, зав. кафедрой физвоспитания МарГУ - student2.ru

«ЭКОНОМИКА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

РАЗДЕЛ II. Трудовые ресурсы и материально-техническая база отрасли «физическая культура и спорт»

(Лекционный материал)

Йошкар-Ола

Составитель: М. М. Полевщиков, профессор кафедры ТОФВ

Рецензент: В.Т.Николаев, к.п.н., доцент, зав. кафедрой физвоспитания МарГУ

Утверждено на заседании учебно-методического совета факультета.

Протокол № 1 от 31 августа 2015 г.

Раздел II

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОТРАСЛИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

Глава 4. РЫНОК ТРУДА В ОТРАСЛИ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

Характеристика кадров отрасли «физическая культура и спорт»

Показатели На 01.01. 1999 г. На 01 .01. 2000 г.
    Всего В том числе Всего В том числе
        с физкультурным образованием без физкультурного образования     с физкультурным образованием без физкультурного образования
        высшим средним         высшим средним    
Штатные работники, всего (59,1 %) (24,6 %) (16,3%) 241 775 (57,7%) (24,4 %) (17,9%)
В том числе: работники физкультурно-оздоровительной направленности детских дошкольных учреждений (28,6 %) (47,8 %) (23,6 %) (27,3 %) (49,6%) (23,1%)
учителя общеобразовательных школ (63,2 %) (28,9 %) (7,9 %) (62,5 %) 25559 ( 29,2 %) (8,3 %)
руководители и преподаватели учреждений начального профессионального образования (71,0%) (21,7%) (7,3 %) (71,0%) 1 125 (21,5%) (7,5 %)
преподаватели средних специальных учебных заведений     (84,2 %) (11,3%) (4,5 %) (85,0%) (11,7%) (3,3 %)
преподаватели высших учебных заведений (96,3 %) (1,5%) (2,2 %) (96,4 %) (2,4 %) (1,2%)
тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты:                
ДЮСШ, ШВСМ, СДЮШОР, УОР (63,1%) (19,3%) (17,6%) (61,9%) (19,9%) (18,2%)
ДЮКФП (52,0%) (24,0%) (24,0 %) (50,6 %) (25,6 %) (23,8 %)
инструкторы-методисты предприятий, учреждений, организаций, клубов (44,0%) (30,9%) (25,1%) (43,8%) (30,1%) (26,1%)
тренеры-преподаватели предприятий, учреждений, организаций, клубов (56,4%) (23,9%) (19,7%) (55,4%) (21,9%) (22,7%)
работники физической культуры и спорта органов управления физической культурой и спортом всех уровней (61,0%) (14,1%) (24,9%) (63,1%) (14,4%) (22,5%)
из них руководители (66,1%) (11,9%) (22,0%) (70,4%) (9,4%) (20,2%)
работники аппарата советов ФСО (56,4%) (22,2%) (21,4%) 1 189 (62,7%) (15,9%) (21,4%)
физкультурные работники спортсооружений (без технических работников) (28,6%) (28,3%) (43,1%) (25,5%) (23,7%) (50,8%)
физкультурные работники по месту жительства (40,0%) (28,1%) (31,9%) (39,7%) (27,9%) (32,4%)
другие физкультурные работники (44,6%) (20,1%) (35,3%) (46,8%) (17,9%) (35,3%)



ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ОТРАСЛИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

Состав работников на отраслевом рынке труда постоянно пополняется и обновляется с помощью системы среднего и высшего профессионального образования, а также системы переподготовки и повышения квалификации кадров.

Федеральными законами «Об образовании» (1993 г.) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) в Российской Федерации введена многоуровневая система подготовки кадров, которая, кроме прочего, подразумевает обеспечение более тесной преемственности среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования; многоэтапную систему высшего профессионального образования для обеспечения подготовки кадров разнообразной квалификации по различным направлениям, специальностям и специализациям.

До последнего времени подготовка кадров для отрасли в учреждениях среднего и высшего профессионального образования велась преимущественно в рамках одной специальности - «Физическая культура и спорт». Такая ситуация ограничивала подготовку кадровых ресурсов для оздоровительных и других направлений работы в отрасли.

В последние годы положение значительно изменилось в связи с тем, что учреждения высшего профессионального образования приступили к подготовке кадров по различным специальностям.

В соответствии с сущностью многоуровневой подготовки в настоящее время выпускники учреждений высшего профессионального образования могут получить различные уровни квалификации - бакалавр, специалист и магистр физической культуры и спорта.

Охарактеризованные процессы, по существу, являются ответом (предложением) на требования (спрос) отрасли «физическая культура и спорт», функционирующей в условиях формирования рыночных отношений, и предоставляют все больше возможностей для вхождения российской образовательной системы в мировое образовательное пространство.

В 1999/2000 учебном году подготовку кадров для отрасли «физическая культура и спорт» осуществляли 216 учреждений среднего и высшего профессионального образования, подведомственных Министерству образования Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму.

В системе Министерства образования Российской Федерации кадры готовят в педагогических училищах и колледжах (более 80), а также в вузах (более 70).

В системе Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму подготовка кадров осуществляется в 33 училищах олимпийского резерва, 13 техникумах физической культуры и колледжах, а также в 14 вузах (один из них военный, находящийся в ведении Министерства обороны Российской Федерации). Во всех типах учебных заведений обучалось в общей сложности более 90 тыс. студентов.

Принципиальный для рыночной экономики вопрос трудоустройства кадров в настоящее время решается в отрасли относительно просто, поскольку около половины всех штатных работников (48,2 %) заняты в государственных образовательных учреждениях различных типов. В связи с этим значительная часть выпускников получает направление на работу по окончании соответствующего учебного заведения. Так, в 1999 г. из числа выпускников учреждений среднего профессионального образования направление на работу получили 29,7%, а из числа выпускников учреждений высшего профессионального образования ~ 50,7%. Вместе с тем функционирование отрасли «физическая культура и спорт» в условиях рынка способствует развитию процесса многоуровневой подготовки кадров: 18,9% выпускников учреждений среднего профессионального образования продолжили обучение в вузах, а 10,9% выпускников учреждений высшего профессионального образования - в аспирантуре.

При анализе трудоустройства кадров в отрасли «физическая культура и спорт» нельзя не упомянуть о проблеме миграции их в другие сферы деятельности по различным причинам, в первую очередь связанным с процессами социально-экономического реформирования. По некоторым данным, около 40 % выпускников учреждений среднего и особенно высшего профессионального образования, получив специализированную подготовку, в отрасли не работают. Косвенным подтверждением могут служить данные о трудоустройстве выпускников в 1999 г.: 20,9% получивших среднее и 21,8% получивших высшее профессиональное образование трудоустроились самостоятельно; 15,3% выпускников учреждений среднего и 10,5% выпускников учреждений высшего профессионального образования призваны на службу в ряды Вооруженных Сил.

Таблица 5

Таблица 6

Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

  Разряды оплаты труда  
   
Тарифные коэффициенты 1992 г. 1,00 1,30 1,69 1,91 2,16 2,44 2,76 3,12 3,53 3,99 4,51 5,10 5,76 6,51 7,36 8,17 9,07 10,07
Тарифные коэффициенты 1999 г. 1,00 1,36 1,59 1,73 1,82 2,00 2,27 2,54 2,91 3,27 3,68 4,18 4,73 5,32 6,00 6,68 7,41 8,23
Тарифные коэффициенты 2001 г.* 1,00 1,36 1,69 1,91 2,16 2,44 2,76 3,12 3,53 3,99 4,51 5,10 5,76 6,51 7,36 8,17 9,07 10,07
Тарифные ставки (оклады) 1999 г.
Тарифные ставки (оклады) 2000 г.**
                                   
                                   

Примечания:

* Введены постановлением Правительства Российской Федерации № 284 от 30.03.2000 г. для использования с 01.01.2001 г.

** Постановлением Правительства Российской Федерации № 266 от 28.03.2000 г. тарифные ставки (оклады) увеличены в 1,2 раза с 01.04.2000 г.

Для оплаты труда других категорий работников физической культуры и спорта, например тренеров-преподавателей по спорту, наряду с оплатой труда по ETC, могут быть использованы и другие формы оплаты: а) по нормативам за одного занимающегося и б) по нормативам за подготовку высококвалифицированного учащегося-спортсмена, исходя из установленного размера тарифной ставки (оклада) соответствующего разряда ETC.

По нормативам за одного занимающегося.При оплате труда тренеров-преподавателей по спорту за одного занимающегося используются установленные нормативы (табл. 7, 8).

Зная разряд Единой тарифной сетки, численность занимающихся на соответствующих этапах подготовки и нормативы за одного занимающегося, можно определить заработную плату тренера-преподавателя по спорту.

Пример расчета заработной платы тренера-преподавателя по спорту по нормативам за одного занимающегося

Дано Определить

Тренер-преподаватель: 8-й разряд по ETC = 308 руб.

имеет высшее 24 ч/нед: 6 ч. = 4 группы

образование, Минимальная наполняемость

не имеет стажа работы, группы первого года обучения=

работает на этапе = 15 чел. х 4 группы = 60 чел.

начальной подготовки Норматив 2,2% х 60 чел.= 132,0%

Заработная плата тренера-преподавателя будет составлять: 308 руб. х 132,0% = 406 руб.

По нормативам за подготовку высококвалифицированного учащегося-спортсмена.За подготовку высококвалифицированного учащегося-спортсмена труд тренера-преподавателя по спорту оплачивается по установленным нормативам (табл. 9).

Доплатык заработной плате — это денежные суммы, начисляемые работникам для компенсации за выполнение работ повышенной трудности, связанных с отклонением от обычных условий труда, за выполнение дополнительных функций, не входящих в их прямые обязанности, а также для сохранения определенной части заработной платы в случае ее понижения не по вине работника.

Нормативно-правовыми актами различного уровня и характера установлен ряд доплат к заработной плате разнообразных категорий работников физической культуры и спорта.

Таблица 7

Нормативы оплаты труда тренера-преподавателя по спорту за подготовку одного занимающегося (% от заработной платы по ETC)

Этап подготовки Период обучения, лет Размер норматива оплаты труда
Группы видов спорта (см. табл.8)
I II III
Спортивно-оздоровительный Весь период 2,2
Начальной подготовки До 1 года Свыше 1 года 2,2 3,6
Учебно-тренировочный До двух лет Свыше двух лет 6,0 14,0 4,0 6,0 5,0 10,0
Спортивного совершенствования До 1 года Свыше 1 года 20,0 30,0 17,0 20,0 17,0 23,0
Высшего спортивного мастерства Весь период 40,0 25,0 35,0

Таблица 8

Группы видов спорта для определения нормативов оплаты

Таблица 9

Размер норматива оплаты труда тренера-преподавателя за подготовку высококвалифицированного учащегося-спортсмена

Уровень соревновании Занятое место Норматив оплаты труда, в % от ставки заработной платы
В личных и командных видах спортивных дисциплин: Олимпийские игры Чемпионаты Европы, мира     1-6 1-3     До 150
Чемпионаты Европы, мира Кубок мира Кубок Европы, чемпионат России Кубок России 4-6 1-6 1-3     До 100
Олимпийские игры, чемпионаты Европы, мира, Кубок мира Чемпионат России Первенство России (юниоры) Первенства Европы, мира   Участие 1-6   До 75
Первенство России (юниоры) Первенство России (старшие юноши) 2-3 1-3 До 50
В командных игровых видах спорта: Олимпийские игры Чемпионаты Европы, мира   1-6 1-3   До 150
Участие в составе сборной команды России в официальных международных соревнованиях: основной сборной молодежной сборной юношеской сборной       До 100 До 75 До 50

Примечания:

1. Оплата труда по нормативам устанавливается по наивысшему нормативу и действует с момента показанного спортсменом результата в течение одного календарного года на основании выписки из протокола соревнований.

2. Если в период действия оплаты труда по нормативам спортсмен улучшил спортивный результат, размер норматива соответственно увеличивается и устанавливается новое исчисление срока его действия.

3. Если по истечении срока действия оплаты труда по нормативам спортсмен не показал соответствующего результата, размер норматива оплаты труда тренера устанавливается в соответствии с этапом подготовки спортсмена (см. табл. 8).

а) на два разряда выше - работникам, имеющим ученую степень доктора наук по профилю учреждения или педагогической деятельности (преподаваемой дисциплине);

б) на один разряд выше:

работникам, имеющим ученую степень кандидата наук по профилю учреждения или педагогической деятельности (преподаваемой дисциплине);

руководителям и специалистам учреждений, имеющим почетные звания «Народный учитель», «Заслуженный учитель» и «Заслуженный преподаватель»;

руководителям учреждений, имеющим другие почетные звания («Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации» и т.п.), повышение оплаты труда производится только при условии соответствия почетного звания профилю учреждения, а специалистам учреждения - при соответствии почетного звания профилю педагогической деятельности или преподаваемых дисциплин.

При наличии у работника двух оснований (например, почетного звания и ученой степени) повышение оплаты труда производится по одному (максимальному) основанию в пределах разрядов Единой тарифной сетки.

Руководящим работникам, методистам и другим работникам учреждений образования, ведущим преподавательскую (педагогическую) работу и имеющим почетные звания или ученую степень, повышение оплаты труда производится как по основной должности, так и по педагогической работе, если почетное звание или ученая степень соответствуют профилю учреждения или педагогической деятельности (преподаваемой дисциплине).

Приказом Комитета Российской Федерации по физической культуре «О введении новых условий оплаты труда работников физической культуры и спорта» (1993 г.) работникам отрасли установлены следующие доплаты (надбавки) к тарифным ставкам:

за наличие ведомственных почетных званий «Отличник физической культуры и спорта» и «За заслуги в развитии физической культуры и спорта» - 10%;

тренерам-преподавателям по спорту, инструкторам-методистам, работающим в СДЮШОР (СДЮСТШ), УОР, ШВСМ и группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства ДЮСШ - 15%;

инструкторам-методистам физкультурно-спортивных организаций по альпинизму, техническим и военно-прикладным видам спорта, контрольно-спасательных служб и отрядов - 15%;

работникам физической культуры и спорта, чья деятельность связана непосредственно с инвалидами и лицами с недостатками в физическом или умственном развитии, - 15- 20%;

директорам спортивных школ, имеющих собственную материальную базу (оборудованные спортивные сооружения, здравпункт, автохозяйство, общежитие, пищеблок и др.) - 20%;

директору, заместителю директора, главному бухгалтеру ДЮСШ, имеющей объем учебно-преподавательской работы не менее 40 тренерских ставок, - 15%;

директору, заместителю директора, главному бухгалтеру ДЮСШ, имеющей в установленном объеме учебно-тренировочной работы не менее двух тренерских ставок в спортивно-оздоровительных группах - 20%.

Постановлением Министерства труда Российской Федерации «О согласовании разрядов оплаты труда по должностям отдельных категорий работников физкультурно-спортивных организаций» (1993 г.) работникам учреждений образования спортивной направленности, имеющим звания «Заслуженный тренер», «Заслуженный мастер спорта», «Мастер спорта международного класса», «Гроссмейстер по шахматам (шашкам)», оплата труда осуществляется на один разряд выше предусмотренной ETC.

Постановлением Правительства Российской Федерации (2000 г.) профессорско-преподавательскому составу учреждений высшего профессионального образования установлены доплаты на ученые степени: за степень кандидата наук - 255, а с 01.01.2001 г. - 300 руб.; за степень доктора наук - 420, а с 01.01.2001 г. - 500 руб. и др.

Премирование состоит в выплате работникам денежных сумм сверх их основного заработка в целях поощрения достигнутых результатов и стимулирования дальнейшего повышения производительности труда, улучшения качества продукции, экономии ресурсов и т. д.

Премии могут выплачиваться регулярно или единовременно из фонда заработной платы и иных фондов. В условиях социально-экономического реформирования работники бюджетных физкультурно-спортивных организаций премируются крайне редко.

Вместе с тем премирование применяется в отношении отдельных категорий работников, в частности спортсменов. Так, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации (2000 г.) российским спортсменам по итогам их выступлений на Играх XXVII Олимпиады 2000 г. в Сиднее и XIX зимних Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити 2002 г. установлены денежные премии в размере 50 тыс. (золотая медаль), 20 тыс.(серебряная медаль) и 10 тыс. (бронзовая медаль) долл.

По мнению российских (Уткин Э.А., 1998, и др.) и зарубежных (Мескон М. с соавт., 1993, и др.) специалистов, материальное стимулирование труда не является единственным фактором, побуждающим человека трудиться более эффективно. Кроме материального должно использоваться и моральное стимулирование труда (см. главу 34).

Глава 7. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ ОТРАСЛИ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

Материально-техническая база в любой отрасли народного хозяйства характеризуется совокупностью разнообразных материальных и технических средств, обеспечивающих ее функционирование.

Для отрасли «физическая культура и спорт» в качестве таких средств выступают различные по масштабам, техническим особенностям, функциональному назначению и т.п. физкультурно-спортивные сооружения, а также спортивные товары (одежда и обувь, инвентарь и оборудование, контрольно-измерительная и иная техническая аппаратура и т.д.), необходимые для эффективного осуществления занятий физическими упражнениями и видами спорта, проведения спортивных соревнований и др., иными словами - для оказания разнообразных социально-культурных услуг.

Подавляющее большинство средств, составляющих материально-техническую базу отрасли, выступают в виде ее основных фондов.

Таблица 10

Таблица 11

Таблица 12

Табель спортивной формы общего назначения (на одного учащегося училища олимпийского резерва)

Наименование спортивной формы Количество Срок годности и носки, лет
Костюм тренировочный х/б, комплект Костюм влаговетрозащитный, комплект
Туфли кроссовые, пар
Носки шерстяные, пар
Носки х/б, пар
Шапочка спортивная, шт.
Значок училища, шт.    
Эмблема училища, шт.    
Костюм утепленный (для зимних видов спорта), комплект
       

Таблица 13

Таблица 15

Таблица 16

Таблица 17

ПАСПОРТ (УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА) ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО СООРУЖЕНИЯ

Действующая форма паспорта (учетной карточки) физкультурно-спортивного сооружения утверждена Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в 1996 г.

Паспорт физкультурно-спортивного сооружения - наряду с наименованием сооружения, формой собственности, категорией и группой по оплате труда руководителей - включает следующие разделы.

А. Общие сведения (в форме описания): адрес (город, район, улица, дом, телефон и т.п.); наименование организации, в ведении которой находится физкультурно-спортивное сооружение; год и месяц ввода в эксплуатацию, реконструкции, капитального ремонта; балансовая стоимость; земельный участок (га); сооружение специально построенное или приспособленное; единовременная (нормативная) пропускная способность; теплоснабжение:

а) собственное (система отопления, количество, тип и марка котлов, мощность каждого и т.п.); б) от стороннего теплоисточника (мощность теплоузла); в) теплоэлектроцентраль (мощность теплоузла); г) воздушное (тип и производительность кондиционера или калорифера, мощность вентиляторов); водоснабжение (городская сеть, артезианские колодцы, скважины) из естественных водоемов, горячее водоснабжение; канализационная сеть (городская, выгребная, наличие очистных сооружений); вентиляция (естественная, вытяжная, приточная, приточно-вытяжная); электроснабжение: собственный источник (мощность электростанции), централизованное (установочная и потребляемая мощность); радиофикация: городская трансляционная сеть, местный радиоузел (марка, мощность, количество радиоточек); телефонизация: городская станция или АТС (количество номеров); ограждение территории (бетон, металл, дерево); дополнительные инженерно-технические службы и устройства (холодильные установки, мачтовое электроосвещение, электротабло, автомеханическая служба и др.).

Б. Основные сооружения и помещения (в форме таблицы): наименование и назначение; количество; размеры (длина, ширина, высота или глубина, этажность или радиус); единовременная пропускная способность; освещенность; покрытие; дренаж.

В. Вспомогательные сооружения и помещения (в форме таблицы): наименование и назначение (раздевальные, душевые, туалеты, фойе, гардероб, комнаты обслуживающего персонала, тренерская, медицинский кабинет, методический кабинет, радиоузел, массажная, баня (сауна), кинолаборатория, лаборатория (мастерская), библиотека, кладовые, склады, инвентарные и др.); количество; общая площадь (кв. м).

Г. Жилые помещения и другие здания (в форме таблицы): наименование и назначение (гостиница, общежитие, отдельные дома, пищеблок, столовая, клуб, комната отдыха и др.); количество квартир (комнат или мест); полезная площадь; количество этажей.

Д. Сооружения для зрителей (в форме таблицы): наименование и конструктивные особенности (трибуна, балкон, гардероб, туалеты мужские и женские, буфет (столовая), фойе, видеокафе, наличие игровых автоматов, танцзал, дискотека и др.); количество рядов (для трибун, балкона); количество мест (для буфета); количество крючков (для гардероба); количество санитарных приборов (для туалетов).

Е. Технические средства (в виде таблицы): наименование оборудования (марка, год выпуска); спортивно-технологическое оборудование (количество): для учебно-тренировочного процесса и соревнований; для подготовки и содержания спортивных сооружений; тренажерное оборудование (комплектов); электронные средства информации и связи (комплектов): судейское и судейско-информационное оборудование; приборы срочной информации; телефон, телетайп, факс; средства радиосвязи; средства ТВ и видеотехники; медико-биологическое оборудование (комплектов).

Ж. Техническая характеристика (в форме описания): материалы конструктивных элементов зданий и сооружений; техническое состояние на момент паспортизации; культивируемые виды спорта.

3. Дополнения и замечания. В необходимых случаях (для специализированных спортивных сооружений) к паспорту дополнительно прилагаются краткие технические характеристики.

В качестве примера приведем параметры технических характеристик ряда специализированных спортивных сооружений.

Велотрек: длина дорожки, м; ширина дорожки на виражах, м; длина и ширина прямой, м; угол наклона виражей, max. град; поперечный угол на прямой, град; длина переходной кривой, м; постоянный радиус виража, м; допускаемая расчетная скорость, км/ч; покрытие (материал); конструкция дорожки; наличие защитного козырька (над полотном, над трибунами); освещенность трека (лк); тоннель под полотном; судейская вышка на финише и др.

Горнолыжная трасса: длина, м; ширина, м; высота над уровнем моря, м; направление спуска по сторонам света; перепад высот, м; угол наклона - средний, наименьший, наибольший, град; количество виражей; количество ворот; подъемник (длина, тип); освещение (есть, нет; лк); водоснабжение.

В случае, когда физкультурно-спортивное сооружение представляет собой комплекс, паспорт заполняется на каждое объемное сооружение.

На каждое плоскостное сооружение заполняется учетная карточка.

Учетная карточка физкультурно-спортивного сооружения - наряду с наименованием сооружения, балансовой стоимостью, принадлежностью, годом и месяцем ввода в эксплуатацию и адресом - отражает (в форме описания) следующие его характеристики:

размер площадки/поля (м); общую земельную площадь (кв. м) площадки и ее ограждение; покрытие (земляное, спецсмесь, синтетика, резинобитумное, газонное и пр.); систему устройства дренажа; электрическое освещение (подвесное, прожекторное и пр.); водоснабжение и наличие средств полива; раздевальные и туалеты (мужские и женские); места для зрителей (скамьи, трибуны); судейско-информационное оборудование; технические средства по уходу (какие, сколько); единовременную пропускную способность; дополнительные сведения.

Таблица 18

Вопросы для самоконтроля

1. Какие особенности характерны для рынка трудовых ресурсов в сфере услуг?

2. В чем состоит специфика труда работников отрасли «физическая культура и спорт»?

3. Какие основные тенденции можно выделить в развитии рынка труда в отрасли «физическая культура и спорт»?

4. В чем заключаются современные особенности подготовки кадров для отрасли «физическая культура и спорт»?

5. Каковы основные проявления и пути решения проблемы безработицы в отрасли «физическая культура и спорт» в зарубежных странах?

6. Что понимается под нормированием труда?

7. Из каких основных видов выплат складывается доход работника физической культуры и спорта?

8. Каковы содержание Единой тарифной сетки и технология ее использования при определении заработной платы?

9. Как осуществляется начисление заработной платы по нормативам за одного занимающегося и по нормативам за подготовку высококвалифицированного учащегося-спортсмена?

10. Какова структура основных фондов отрасли «физическая культура и спорт»?

11. В чем заключаются специфические особенности материальных основных и оборотных фондов физкультурно-спортивного сооружения?

12. Что представляет собой табельное имущество бюджетной физкультурно-спортивной организации?

13. Какие тенденции характерны для развития сети физкультурно-спортивных сооружений в России на современном этапе?

14. Какие принципы положены в основу расчета норм и нормативов развития сети физкультурно-спортивных сооружений?

15. Каковы экономическая сущность и содержание амортизационных отчислений физкультурно-спортивных сооружений?

16. Как определяется единовременная пропускная способность физкультурно-спортивного сооружения?

17. Какие основные экономические параметры отражаются в паспорте (учетной карточке) физкультурно-спортивного сооружения?

18. Каковы основные показатели эффективной эксплуатации физкультурно-спортивного сооружения?

ЛИТЕРАТУРА

Самуэлъсон П.А., Вильям Д. Нордхаус. Экономика. - М., 2000.

Учебно-методическое пособие к курсу лекций «Экономика физической культуры и спорта». - Тула, 1998.

• Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М., 1998.

Экономика и бизнес / Под ред. В.Д. Камаева. - М., 1994.

Экономика физической культуры и спорта / Под ред. В.В. Кузина. - М., 2001.

Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 4. Рынок труда в отрасли «физическая культура и спорт»  
4.1. Общая характеристика рынка труда в сфере услуг
4.2. Специфические особенности труда и структуры занятости в отрасли «физическая культура и спорт»
4.3. Подготовка кадров для отрасли «физическая культура и спорт»
  Глава 5. Рынок труда и безработица в отрасли «физическая культура и спорт»    
Глава 6. Экономические аспекты организации труда работников физической культуры и спорта  
6.1. Основы нормирования труда работников физической культуры и спорта
6.2. Материальное стимулирование труда работников физической культуры и спорта
  Глава 7. Основные фонды отрасли «физическая культура и спорт»    
7.1. Общая характеристика основных фондов отрасли «физическая культура и спорт»
7.2. Табельное имущество физкультурно-спортивных организаций
Глава 8. Состояние и перспективы развития сети физкультурно-спортивных сооружений
8.1. Современное состояние сети физкультурно-спортивных сооружений
8.2. Потребность населения России в сети физкультурно-спортивных сооружений
Глава 9. Эффективная эксплуатация физкультурно-спортивного сооружения
9.1. Особенности структуры и содержания основных оборотных фондов физкультурно-спортивного сооружения
9.2. Паспорт (учетная карточка) физкультурно-спортивного сооружения
9.3. Основные показатели эффективной эксплуатации физкультурно-спортивного сооружения
  Вопросы для самоконтроля
  Литература  

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет физической культуры, спорта и туризма

Кафедра теоретических

основ физвоспитания

 
  Рецензент: В.Т.Николаев, к.п.н., доцент, зав. кафедрой физвоспитания МарГУ - student2.ru

«ЭКОНОМИКА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

РАЗДЕЛ II. Трудовые ресурсы и материально-техническая база отрасли «физическая культура и спорт»

(Лекционный материал)

Йошкар-Ола

Составитель: М. М. Полевщиков, профессор кафедры ТОФВ

Рецензент: В.Т.Николаев, к.п.н., доцент, зав. кафедрой физвоспитания МарГУ

Утверждено на заседании учебно-методического совета факультета.

Протокол № 1 от 31 августа 2015 г.

Раздел II

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОТРАСЛИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

Глава 4. РЫНОК ТРУДА В ОТРАСЛИ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

Наши рекомендации