Структура процесса обучения и особенности его этапов

Обучение - это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для вы­полнения каких-либо функций. Обучение включает в себя учение и преподавание.

Учение - это деятельность обучаемого по овладению знаниями и навыками

Преподавание - это педагогическая деятельность учителя по организации и управлению учебной деятельностью занимающихся.

Процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

I. Этап начального разучивания.Цель - сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах. Основные задачи:

1)сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном дей­ствии и способе его выполнения;

2)создать двигательные представления по основным опорным точкам (эле­ментам действия) путем освоения подводящих упражнений или структур­ных элементов изучаемого действия;

3)добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения);

4)предупредить или устранить значительные искажения в технике двигатель­ного действия.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представление о технике у учеников формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.

В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники действия, физической подготовленности занимающихся двигательное действие разучива­ется по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко приме­няют подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.

Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же веду­щее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то в начале разучива­ются эти фазы. В отдельных случаях изучение техники действия начинается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование.

Освоение действия может протекать без ошибок и с появлением ошибок. На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый харак­тер) следующие двигательные ошибки: а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательно­го действия; г) закрепощенность движения.

Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о двига­тельной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое разви­тие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, Повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.

Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. Если это не дало результата, следует вернуться к подводящим упражнениям, использовать корректирующие (в частности, контрастные) задания.

Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от:

1)степени сложности техники изучаемого действия;

2)уровня подготовленности занимающихся;

3)индивидуальных способностей;

4)возможности использовать положительный эффект переноса навыков.

II. Этап углубленного разучивания.Цель - сформировать полноценное дви­гательное умение. Основные задачи:

1)уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники;

2)добиться целостного выполнения двигательного действия на основе со­знательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники;

3)устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.

Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно. Эффективность

обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия, необходимо в комплексе с ним широко применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор техники действий, беседа. Такой подход по­зволяет более углубленно познать технику изучаемых действий. На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств.

1.Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего орга­низма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия.

2.Используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освое­нию основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть, связку нескольких движений изучае­мого двигательного действия. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упражнения имели возможно большее сходство с основной частью изучаемого движения. Например, ученик выполняет с трех шагов разбег и осуществляет отталкивание как в прыжках в высоту, но вместо преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до высоко под­вешенного предмета.

3.Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, в

противном случае произойдет забывание ранее выученного движения и эффект воздействия их снизится.

Эффективность использования различных упражнений (подготовительные, подводящие, имитационные) достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) постановка цели и задачи упражнения; б) структурная взаимосвязь с остальными двигательными действиями; в) дозирование упражнений; г) контроль и самоконтроль выполнения.

III. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.Цель - двига­тельное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого ис­пользования. Основные задачи:

1)добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательных действий;

2)довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники;

3)добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требовани­ями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.);

4)обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конк­ретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, т.к. все они тесно взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, не­привычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык. Однако в зависи­мости от особенностей навыка (гимнастический, игровой и др.) должно определяться целесообразное соотношение простых и вариативных повторений упражнения.

В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движе­ний, поточное выполнение упражнений, повторений в форме соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др.

ЧАСТЬ

Наши рекомендации