Естественные силы природы и гигиенические факторы.

Естественные силы природы(солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности. В физической культуре естественные силы могут быть использованы в двух на­правлениях:

во-первых, как сопутствующие условия занятий физическими уп­ражнениями, когда естественные факторы среды дополняют, усиливают и оп­тимизируют воздействие физических упражнений (пр., занятия физическими упражнениями на свежем воздухе, при облучении солнечными лучами, в воде и т.п.).

во-вторых, как основное средство закаливания организма зани­мающихся. В этом случае естественные силы природы используются в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.), в ходе которых воздействие естественных факторов дозируется определённым обра­зом.

Пребывание на открытом воздухе ускоряет обменные процессы в орга­низме, укрепляет сосуды, улучшает работу сердца, возбуждает мозговую дея­тельность, повышает общий тонус организма. В процессе занятий физическими упражнениями на свежем воздухе повышается приспособляемость организма человека к климатическим факторам и устойчивость к заболеваниям и стрес­сам.

В процессе целенаправленного использования естественных сил приро­ды для закаливания организма выделяют четыре метода:

- аэропрофилактика - обеспечение организма чистым воздухом с доста­точным количеством кислорода; закаливание организма прохладным и холод­ным воздухом при наличии одежды; закаливание воздухом открытого тела (воздушные ванны);

- гелиопрофилактика - закаливание организма солнечным облучением (солнечные ванны);

- гидропрофилактика - купание в открытых водоёмах при воздействии воздушной среды и солнечной радиации;

- смена климатических условий как способ закаливания организма (пр., систематическое раздражение кожи и слизистых холодным воздухом повыша­ют устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды).

Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнений, позволяют применять значительную нагруз­ку, организовывать рациональный отдых, вызывают у занимающихся положи­тельные эмоции, бодрость и жизнерадостность.

Пример:

Известно, что в высокогорных районах естественные силы природы оказывают наиболее благоприятное воздействие на организм челове­ка. В частности, установлено, что во время тренировок спортсменов в этих условиях повышаются функциональные возможности их организма. Так, Зим­няя Олимпиада в Солт-Лейк-Сити (2002), который расположен высоко в го-гаг~. славится количеством мировых и олимпийских рекордов, установленных спортсменами.

С помощью физических упражнений и естественных сил природы мож-

0 развить имеющую большое значение сопротивляемость организма к неспе-
хифическим воздействиям: укачиванию, вибрации, перегрузкам, состоянию не­
весомости и др.

К разряду гигиенических факторовотносятся мероприятия по личной ■ общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.п. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разносто­роннее влияние на организм занимающихся, соблюдение гигиенических норм и тглвил является обязательным, т.к. оно повышает эффект воздействия физиче­ских упражнений. Кроме того, при создании необходимых гигиенических усло­вий большое значение имеет состояние материально-технической базы, спор­тивного оборудования, инвентаря, одежды. Существенную роль в процессе сис­тематических занятий физическими упражнениями играет также научно обос­нованный режим.

Таким образом, грамотное использование физических упражнений, есте­ственных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные качества людей, подготавливая их к успешной профес­сиональной и личной деятельности.11. Этапы развития теории физ-ры.

Каждая вновь возникающая наука начинает своё развитие с накопления фактического материала, описания и классификации явлений. На более высо-

1 м уровне знаний, когда накоплен достаточный материал, наука получает воз­
можность открывать законы и формулировать обобщающие теории.

Ярким примером подобного пути, пройденного наукой в процессе её развития, является теория и методика физической культуры.

На первом этапелюди в результате повседневной деятельности получа­ли эмпирические знания о влиянии двигательных действий на организм. Нако­пление эмпирических знаний привело к осознанию «эффекта упражняемости» и к познанию способов передачи опыта. Это явилось одной из предпосылок воз­никновения физических упражнений и вместе с тем всей системы физической культуры.

Второй этапхарактеризуется созданием первых методик по физическо­му воспитанию и охватывает периоды древних рабовладельческих государств и Средние века. Создание методик происходило на основании опыта, накоплен­ного педагогами, врачами, философами, с учётом «эффекта упражняемости», но без учёта физиологического воздействия физических упражнений на организм человека.

Примером могут служить системы воспитания молодёжи в древнегрече­ских городах Спарте и Афинах, древней Персии, Египте. Первоначально разви­вались частные методики - оптимальные способы обучения конкретным дейст­виям: владению орудиями труда, охоты, войны, а также выполнению отдельных упражнений - плаванию, фехтованию, метанию копья, борьбе и т.п. Появились первые пособия по гимнастике, верховой езде, фехтованию и др.

По мере накопления опыта и осознания значения воспитания для духов­ного и физического формирования человека возникла наука педагогика, кото­рая на первых порах своего развития занималась вопросами морального и фи­зического (телесного) воспитания. Развитие знаний и выявление специфики процесса физического воспитания определило существенное отличие его целей, принципов, средств, методов от морального воспитания, что способствовало его выделению в самостоятельную область знаний - науку о собственно физи­ческом (телесном) воспитании.

Начало третьего этапаобусловило развитие частных методик обучения тому или иному двигательному умению, в процессе которого обнаружилось, что в основе их осуществления лежат общие фундаментальные закономерно­сти. Так, методика обучения гимнастическим, легкоатлетическим и другим уп­ражнениям имеет в своей основе общие закономерности формирования двига­тельных навыков, развития физических качеств и общие закономерности управления этими процессами. Таким образом, осуществилась интеграция на­учных знаний в единую теорию и методику физического воспитания.

Четвёртый этап- создание теории и методики физического воспитания как самостоятельной научной и учебной дисциплины в России охватывает пе­риод с конца XIX столетия по 1917 г.

Большой вклад в развитие ТФВ внесли учёные Пётр Францевич Лесгафт (1837-1909), Жорж Демени (1850-1917) и др.

П.Ф. Лесгафт стремился обосновать систему физического воспитания согласно физиологическим закономерностям и возрастным особенностям зани­мающихся, что послужило основанием для формирования педагогических принципов последовательности, постепенности, гармоничности физического развития. Главной задачей П.Ф. Лесгафт считал воспитание физически, нравст­венно, духовно, интеллектуально гармонично развитого человека.

Жорж Демени, разрабатывая систему обучения движениям, обращал внимание на последовательность перехода от простых упражнений к более сложным, от лёгких к более трудным, от известных к неизвестным.

Пятый этапинтенсивного развития науки о физическом воспитании и одновременное формирование обобщающей дисциплины - теории и методики физической культуры - начался в России после 1917-го года. Этот этап харак­теризуется изучением биологических обоснований двигательной активности и педагогических принципов их использования.

6 этап: происходит смещение приоритетов государственной политики в сферу личностных потребностей.

Сегодня теория и методика физической культуры - вполне сформиро­вавшаяся самостоятельная научная дисциплина. По своему основному содер­жанию она относится к общественным гуманитарным наукам, поскольку её ин­тересует человек и социальные факторы его направленного развития и воспи­тания. Вместе с тем теория и методика физической культуры решает проблемы, находящиеся на стыке нескольких научных дисциплин. Она тесно связана с общей педагогикой, общей и возрастной психологией. Философия даёт ей ме­тодологическую основу познания, опираясь на которую учёные получают воз­можность объективно оценивать действие социальных законов в области физи­ческой культуры и спорта, проникать в сущность проблемы, обобщать, анали­зировать и открывать новые закономерности. Связь с биологическими науками продиктована необходимостью изучения реакций организма занимающихся на воздействие средств физического культуры. Только учитывая анатомические, физиологические и биохимические закономерности, протекающие в организме человека, можно говорить о положительном эффекте занятий физической культурой.

12. Функции и принципы физ.культуры как социального явления:

Физической культуре как органическому виду культуры общества при­сущи три категории функций:общекультурные, специфические, частные.

К общекультурным функциям можно отнести: общеобразовательную, воспитательную, нормативную, преобразовательную, познавательную, ценно­стную, ориентационную, коммуникативную и многие другие культурные функ­ции. При этом основная функция культуры вообще заключается в формирова­нии ценностей, выступающих в качестве средств и способов прогрессивного развития человека и общества.

Специфические функции физической культуры можно свести в следую­щие группы:

• образование надприродной телесности, общефизическое развитие и укрепление здоровья людей вне зависимости от возраста, пола, степени физи­ческого развития; совершенствование физических качеств, формирование и совершенствование двигательных навыков; противодействие неблагоприятным условиям жизни и быта; создание основы для здорового образа жизни и т.п.;

• физическая подготовка людей к трудовой деятельности и защите
ы I повышение работоспособности, устойчивости к неблагоприятным ус-

ювнямтруда, гипокинезии и гиподинамии, профессионально-прикладная фи-жческая подготовка и т.п.);

• удовлетворение потребности людей в двигательной деятельности и рациональном использовании свободного времени (развлечения, игры, актив­на отдых);

• раскрытие функциональных резервов и адаптационных возмож-аостей человека.

Частные функции - это функции компонентов физической культуры. Общими принципами, на которых основывается современная система ::::ической культуры, являются:

- принцип всестороннего гармоничного развития личности;

- принцип взаимосвязи с трудовой и оборонной деятельностью;

- принцип оздоровительной направленности.

13. Понятие о физ. качествах.

В процессе формирования физической культуры человека происходит не только приобретение двигательных умений и связанных с ними знаний, но и развитие физических качеств.

В специальной литературе до сих пор не найден единый термин для ха­рактеристики двигательных возможностей человека. Ряд крупных учёных предлагают свои варианты названия:

- Л.П. Матвеев употребляет термин «двигательные способности»;

- В.П. Ашмарин - «двигательные качества»;

- Л.А. Вейднер-Дубровин, В.Н. Платонов - «физические качества»;

Ю.Ф. Курамшин - «физические способности».

Известно, что разные люди обладают разными двигательными возмож­ностями. Так, например, один ученик в возрасте 7-ми лет может прыгнуть в длину с места на 100 см., а другой - на 160 см. В этом же возрасте один может подтянуться на высокой перекладине из виса всего один раз, другой - пять раз. В 6-минутном беге один занимающийся пробежит 700 м., а другой - 1200 м. Сравнивая разные двигательные достижения обучаемых, как правило, говорят: «Этот ребёнок более способен к упражнениям скоростно-силового характера, чем к бегу на выносливость; у этого ярко выражены способности к упражнени­ям силового характера, чем к упражнениям на координацию».

Наблюдаемые индивидуальные различия при выполнении данных дви­гательных действий объясняются разными возможностями отдельных органов и систем организма занимающихся (мышечной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). От уровня функционирования каждой из этих систем будет, соответственно, зависеть характер и степень развития тех или иных физических качеств.

Таким образом:

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА - это комплекс морфологических и психо­физиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения.

На уровень развития и проявления физических качеств оказывают влия­ние две группы факторов:

• Средовые факторы: социально-бытовые условия жизни, клима­тические и географические условия, материальное обеспечение мест занятий, эффективность методики развития физических качеств и т.п.

• Наследственные факторы («моторные» задатки): анатомические, физиологические, психические особенности организма человека. «Моторные» задатки обуславливают специфическую реакцию организма на различные воз­действия. В процессе выполнения какой-либо деятельности они совершенству­ются с помощью свойственных человеческому организму механизмов приспо­собления (адаптации) и перерастают в соответствующие физические качества.

В формировании качеств большое значение имеют и врождённые, и сре­довые факторы. Однако при равных условиях решающую роль в развитии фи­зических качеств играет двигательная активность, направленная на совершен­ствование психофизиологической природы человека. Вот почему морфологиче­ские и функциональные показатели различных органов и систем, а также двига­тельная подготовленность в целом выше у людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями.

В настоящее время принято различать пять основных физических ка­честв: сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость. Каждое из них имеет многообразные формы проявления в различных видах двигательной дея­тельности.

Общая характеристика силы.

Любые двигательные действия человека - это результат согласованной деятельности центральной нервной системы (ЦНС) и периферических отделов двигательного аппарата, в частности - скелетно-мышечной системы. В ЦНС продуцируются импульсы возбуждения, которые через мотонейроны и аксоны поступают в мышечные волокна. Вследствие этого мышцы напрягаются с оп­ределённой силой, которая позволяет перемещать в пространстве отдельные звенья тела или тело в целом. От величины и направления приложения силы изменяются скорость и характер движения. Таким образом, без проявления мышечной силы человек не может выполнять никаких двигательных действий. В этом смысле сила является интегральным двигательным качеством, от кото­рого в той или иной мере зависит проявление всех других физических качеств (быстроты, выносливости и т.д.)

В физиологии под силой мышц понимают то максимальное напряжение, которое они способны развить. Внешнее проявление напряжения мышц (силы) измеряют в ньютонах.

В теории физической культуры понятие «сила» выражает одну из каче­ственных характеристик произвольных движений человека, направленных на решение конкретной двигательной задачи.

Таким образом:

СИЛА - это способность преодолевать определённое сопротивление или противодействовать ему за счёт напряжения мышц.

В качестве сопротивления могут выступать силы земного тяготения, ре­акция опоры при взаимодействии с ней, сопротивление окружающей среды, масса отягощений предметов и спортивных снарядов, силы инерции собствен­ного тела или его звеньев и других тел, сопротивление партнёра и т.п.

Чем большее сопротивление способен преодолеть человек, тем он силь­нее.

Разновидности силы.

СИЛА - это способность преодолевать определённое сопротивление или противодействовать ему за счёт напряжения мышц.

В качестве сопротивления могут выступать силы земного тяготения, ре­акция опоры при взаимодействии с ней, сопротивление окружающей среды, масса отягощений предметов и спортивных снарядов, силы инерции собствен­ного тела или его звеньев и других тел, сопротивление партнёра и т.п.

Чем большее сопротивление способен преодолеть человек, тем он силь­нее.

В зависимости от двигательной задачи и характера работы опорно-двигательного аппарата сила, проявляемая мышцами, приобретает специфиче­ские особенности, которые становятся более выраженными с ростом физиче­ской подготовленности человека. Основнымиспецифическими для разных двигательных действий видами проявления силыявляются:

1) собственно силовые качества (к ним относятся понятия «абсолютная» и «относительная» сила);

2) скоростно-силовые качества (к ним относятся понятия «скоростная» и «взрывная» сила);

3) силовая выносливость.

Это выделение разновидностей силы является довольно условным. Не­смотря на свою специфику, они определённым образом взаимосвязаны как в своём проявлении, так и в своём развитии. В чистом виде они проявляются чрезвычайно редко. Как правило, все они являются компонентами большинства двигательных действий человека.

• Абсолютист сила человека - это его способность преодолевать наибольшее сопротивление или противодействовать ему произвольным мышечным напряжением.

Интересно, что наибольшие величины силы человек может развить в мышечных напряжениях, которые не сопровождаются внешним проявлением движения, или в медленных движениях: например, в жиме штанги двумя рука­ми в положении лёжа на спине. Проявление абсолютной силы является доми­нирующим при необходимости преодолевать большое внешнее сопротивление.

Пример:

В Исландии популярны соревнования по подниманию гранитных плит. В 1992 году житель страны И. Перурена установил своеобразный ре­корд проявления абсолютной силы: он поднял над головой камень весом 315 кг.

Для сравнения силы людей, которые имеют разную массу тела, приме­няют показатель относительной силы.

• Относительная сила - это количество абсолютной силы человека,
которое приходится на один килограмм массы его тела

Относительная сила имеет решающее значение в двигательных действи­ях, которые связаны с перемещением собственного тела в пространстве. Чем больше силы приходится на 1 кг. массы собственного тела, тем легче переме­щать его в пространстве или удерживать определённую позу. Например, упор руки в стороны на гимнастических кольцах («крест») могут выполнить лишь те спортсмены, у которых относительная сила соответствующих групп мышц близка к 1 кг. на килограмм массы тела. Большое значение относительная сила имеет также в видах спорта, где спортсмены делятся по весовым категориям.

• Скоростная сила — это способность человека с возможно большей
скоростью преодолевать умеренное сопротивление.

На первый взгляд может показаться, что скоростная сила представляет собой комплексное проявление быстроты и силы. Однако в действительности это всё-таки специфическое проявление силы в определённом диапазоне вели­чины внешнего сопротивления. Данный диапазон был установлен учёными и составляет от 15-20% до 70% максимальной силы в конкретном двигательном действии

Пример:

Если человек может поднять максимальное отягощение весом 100 кг, то диапазон проявления его скоростной силы в данном упражнении со­ставит 15-70 кг;

Скоростная сила является доминирующей в обеспечении эффективной двигательной деятельности на спринтерских дистанциях в циклических упраж­нениях. В частности, от уровня развития скоростной силы мышц ног зависит длина шагов в беге.

Пример:

Установлено, что при одной и той же скорости бега у квали­фицированных спортсменов длина шагов больше, чем у менее квалифицирован­ных, а у бегунов одной квалификации скорость бега возрастает в довольно тесной взаимосвязи с возрастанием длины шагов.

• Взрывная сила - это способность человека проявить наибольшее
усилие за наименьшее время.

Взрывная сила имеет решающее значение в двигательных действиях, требующих большой мощности напряжения мышц: например, при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях, ударных действиях в боксе и т.п. В большинстве физических упражнений, где взрывная сила имеет ведущее значе­ние, проявлению взрывного сокращения мышц в основной фазе движения предшествует механическое их растягивание. Например, перед метанием копья или гранаты спортсмен делает энергичный замах. Проявление мощного усилия сразу же после интенсивного механического растяжения мышц, т.е. быстрое

переключение от уступающей работы к преодолевающей получило название «реактивная способность мышц». Пример:

Отмечена высокая зависимость между реактивной способно­стью и результатом в тройном прыжке с разбега, в барьерном беге, в тяже­лоатлетических упражнениях и т.п.

• Силовая выносливость ~ это способность человека преодолевать
умеренное внешнее сопротивление в течение длительного времени с наиболь­
шей эффективностью.

При этом имеется в виду разнообразный характер функционирования мышц: длительное поддержание необходимой позы (пр., удержание захвата в борьбе), многократное повторное выполнение взрывных усилий (пр., трениров­ка в тройном прыжке, в прыжках с шестом), циклическая работа определённой интенсивности (пр., плавание, гребля на байдарках) и т.д.

По большому счёту, силовую выносливость целесообразно было бы от­нести к одной из разновидностей выносливости, однако в специальной литера­туре это качество традиционно рассматривается как разновидность силы.

В зависимости от режима работы мышцразличают также статическую и динамическую силу:

• Статическая сила проявляется тогда, когда мышцы напрягаются, а перемещения тела, его звеньев или предметов, с которыми взаимодействует человек, отсутствуют (пр., удержание отягощения).

Динамическая сила проявляется тогда, когда преодоление сопро­тивления сопровождается перемещением тела или отдельных его звеньев в про­странстве (пр., поднимание отягощения).

Режимы работы мышц.

При выполнении двигательных действий мышцы человека выполняют четыре основные разновидности работы:удерживающую, преодолевающую, уступающую, комбинированную.

• Удерживающая работа выполняется вследствие напряжения мышц без изменения их длины (изометрический режим напряжения). Она ха­рактерна для поддержания статической позы тела, удержания какого-либо предмета (пр., штанги, гантели) и т.п.

• Преодолевающая работа выполняется вследствие уменьшения длины мышц при их напряжении (миометрический режим напряжения). Пре­одолевающая работа мышц при выполнении двигательных действий встречает­ся чаще всего. Она даёт возможность перемещать собственное тело или какой-либо груз в соответствующих движениях, а также преодолевать силы трения или эластичного сопротивления (пр., сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях).

Уступающая работа выполняется вследствие увеличения длины напряжённой мышцы (плиометрический режим напряжения). Благодаря усту­пающей работе мышц происходит амортизация в момент приземления в прыж ках, беге и т.п. Нередко в уступающих фазах движения проявляются макси­мальные величины силы. В частности, установлено, что в уступающем режиме мышцы могут проявить силу на 50-100% больше, чем в удерживающем и пре­одолевающем режимах.

При преодолевающей работе под силами сопротивления понимаются силы, направленные против движения. При уступающей работе - действующие по ходу движения.

• Комбинированная работа состоит из поочерёдного включения всех режимов работы мышц {ауксотонический режим напряжения). Именно комбинированную работу выполняют мышцы в большинстве двигательных действий. Так, в циклических упражнениях комбинированная работа состоит из смены преодолевающего и уступающего режимов. В более сложных по коор­динации работы нервно-мышечного аппарата упражнениях (например, в гимна­стических) встречаются все три режима работы мышц: уступающий, преодоле­вающий, удерживающий.

Наши рекомендации