Значение минеральных веществ (микро - и макроэлементы) и воды в жизнедеятельности организма человека.

Минеральные вещества играют важную роль в питании человека.

Они участвуют в пластических процессах, формировании и по­строении тканей организма, в синтезе белка, в различных ферментативных процессах, работе эндокринных желез, а также регулируют обмен веществ, кислотно-щелочное равновесие и водный обмен. Наибольшее значение среди них имеют макроэлементы: кальций, фосфор, натрий.

Кальций входит в состав опорных тканей и имеет важное значение для формирования скелета. Он оказывает существенное влияние на обмен веществ и работу сердечной мышцы, способствует повышению защитных сил организма, участвует в процессах свертывания крови и обладает про­тивовоспалительным действием.

Достаточное количество кальция в питании способствует нормаль­ной возбудимости нервной системы и нервно-мышечного аппарата. Су­точная потребность кальция - 800 - 1400 мг. Особенно богаты кальцием молоко и молочные продукты.

Фосфор, как и кальций, необходим для образования костей. Важен он и для деятельности нервной системы. Органические соединения фосфо­ра участвуют в сокращении мышц, а также в биохимических процессах, протекающих в мозге, печени, почках и других органах. Суточная потребность в фосфоре - 2000 - 2500 мг. Наибольшее количество фосфора со­держится в сыре, печени, горохе, овсяной и гречневой крупах, пшеничном хлебе, жирном твороге, говядине, свинине.

Натрий оказывает многообразное биологическое действие. Под­держивает нормальное осмотическое давление в крови и тканевых жидко­стях, обеспечивает кислотно-щелочное равновесие, регуляцию 'водного обмена и кровяного давления. Необходим для нормального функциониро­вания нервной и мышечной систем. Активизирует пищеварительные фер­менты. Человек получает натрий главным образом с поваренной солью, добавляемой в пищу.

Микроэлементы образуют группу минеральных веществ - железо, кольбат, йод, фтор и др., которые находятся в пищевых продуктах в весьма малых дозах. Однако следует учитывать, что им отводится заметная био­логическая роль.

Вода - один из основных факторов внешней среды. Без нее нельзя удовлетворить физиологические, санитарно-гигиенические и хозяйствен­ные потребности человека. Вода входит в состав тканей и органов челове­ка, участвует во всех физико-химических процессах в организме, удалении из организма конечных продуктов обмена, регуляции отдачи тепла телом путем испарения.

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, под здоровым об­разом жизни мы понимаем деятельность, направленную на укрепление фи­зического, психического и нравственного здоровья.

72 Самостоятельные занятия – составная часть здорового образа жизни студентов. Основные направленности самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом должны быть обязательной составной частью здорового образа жизни студентов.

Самостоятельные занятия могут проводиться в любых условиях, в разное время и включать задания преподавателя или проводится по самостоятельно составленной программе.

Основная цель самостоятельных занятий – сохранение хорошего здоровья, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности.

Конкретная направленность и организационные формы использо­вания самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здо­ровья, уровня физической и функциональной подготовленности занимаю­щихся.

Можно выделить следующие направленности:

- гигиеническая - предполагает использование средств физической культуры для восстановления работоспособности и укрепления здоровья;

- оздоровительно-рекреативная - предусматривает использование средств физической культуры в свободное время после рабочего в целях восстановления организма и профилактики переутомления;

- лечебная - заключается в использовании физических упражнений, гигиенических мероприятий и закаливающих процедур в общей системе лечебных мер по восстановлению здоровья или определенных функций ор­ганизма, сниженных или утраченных в результате заболеваний;

- общефизическая - обеспечивает всестороннюю физическую под­готовленность и поддержание ее в течение длительного периода;

- спортивная - имеет цель повышения спортивного мастерства, уча­стие в спортивных соревнованиях и подготовки к ним, со стремлением достижения максимального результата;

- профессионально-прикладная - предусматривает использование средств физической культуры в системе научной организации труда и для подготовки к профессиональной деятельности.

73 Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями, их характеристика

Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целью и задачами. Существуют три основные формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, уп­ражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные заня­тия.

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна.

В комплексы утренней гигиенической гимнастики следует вклю­чать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыха­тельные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статиче­ского характера, со значительными отягощениями, на выносливость. Мож­но включать упражнения со скакалкой, эспандером, с мячом.

При составлении комплексов утренней гигиенической гимнастики и их выполнении рекомендуется физиологическую нагрузку на организм по­вышать постепенно, с максимумом в середине и во второй половине ком­плекса. К концу выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается, и организм приводится в сравнительно спокойное состояние.

Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой с постепенным увеличением ее до средних величин.

Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомас­сажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса рекомендуется сделать самомассаж основных мышечных групп ног, туло­вища и рук (5-7 мин) и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания.

Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах ме­жду учебными занятиями. Такие упражнения обеспечивают предуп­реждение наступающего утомления, способствуют поддержанию высокой работоспособности на длительное время без перенапряжения. Выполнение физических упражнений оказывает вдвое больший стимулирующий эф­фект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых.

Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветрива­емых помещениях. Очень полезно выполнять упражнения на открытом воздухе.

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить ин­дивидуально или в группе из 3-5 человек и более. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная.

Заниматься рекомендуется 2-7 раз в неделю по 1-1,5 ч. Заниматься менее 2 раз в неделю нецелесообразно, так как это не способствует повышению уровня тренированности организма. Лучшим временем для трени­ровок является вторая половина дня, через 2-3 часа после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше чем через 2 часа после приема пищи и не позднее чем за час до приема пищи или отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться утром сразу после сна натощак. Трениро­вочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего комплекса физических качеств, а также укреплению здоро­вья и повышению общей работоспособности организма.

Таким образом, при проведении самостоятельных занятий особенно важно:

- рациональное планирование тренировочного процесса;

- правильное построение отдельного тренировочного занятия.

74 Особенности планирования самостоятельных тренировочных занятий (возрастные изменения в организме, процессы утомления и восстановления)

С возрастом в процессе старения организма наступают изменения функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и др. систем; двигательного аппарата и мышц; происходит нару­шение обмена веществ; ухудшается адаптация организма к различным фи­зическим нагрузкам - все это приводит к ограничению двигательной ак­тивности. Возрастное уменьшение количества воды, калия и кальция в мышцах приводит к потере их эластичности.

С учетом возрастных изменений для лиц 17-30 лет, имеющих высо­кий уровень физической подготовленности, рекомендуются занятия из­бранным видом спорта; имеющих среднюю физическую подготовленность - занятия общей физической подготовкой; имеющих низкую физическую подготовленность - занятия с оздоровительной направленностью.

В возрасте 50 лет и старше лицам с низкой физической подготов­ленностью рекомендуются занятия физическими упражнениями с элемен­тами лечебной физической культуры.

В возрасте после 60 лет рекомендуется физическая нагрузка только аэробного характера, так как образование кислородного долга при ана­эробной работе может привести к спазму венозных артерий сердца.

По данным Российского научно-исследовательского института фи­зической культуры, рекомендуется следующий недельный объем двига­тельной активности для людей разного возраста (часов в неделю):

- дошкольники - 21-28;

- школьники - 14-21;

- студенты - 10-14;

- лицам старшего возраста - 6-10.

Выбор количества занятий в неделю зависит от поставленных целей самостоятельных занятий. Общие рекомендации таковы: для поддержания физического состояния на достигнутом уровне достаточно заниматься 2 раза в неделю по 1-1,5 часа. Для его повышения - три раза в неделю, а для достижения заметных результатов - 4-5 раз в неделю.

75 Мотивация выбора самостоятельных занятий (объективные и субъективные факторы). Задачи самостоятельных занятий (виды физических упражнений, используемые для решения задач).

Отношение студентов к физической культуре и спорту - одна из ак­туальных социально-педагогических проблем. Многочисленные исследо­вания свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов потребностью, не превратилась в интерес лич­ности.

Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активные занятия физической культурой и спортом.

Субъективные факторы – это все, что связано с внутренним миром человека, его переживаниями.

К объективным факторам относятся: состояние материальной базы, содержание занятий и направленность учебного процесса по физвоспитанию, состояние здоровья занимающихся, личность преподавателя, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.

В зависимости от задач, которые ставит перед собой занимающий­ся, различные системы физических упражнений могут целенаправленно использоваться, например:

1. Для развития основных физических качеств:

- для развития силы применяются упражнения с отягощениями (собственный вес тела, с резиновыми амортизаторами, с эспандером, отя­гощения малого, среднего и большого веса, упражнения на тренажерах);
атлетическая гимнастика; тяжелая атлетика; гиревой спорт;

- для развития быстроты движений используются различные уп­ражнения с ускорением, спринтерские дистанции в легкой атлетике (100,200 м), конькобежном спорте;

- для развития ловкости большое значение имеет разучивание но­вых сложных движений, а также упражнения спортивной и художествен­ной гимнастики, акробатики, аэробики, прыжки на батуте, спортивные различные игры;

- для развития гибкости рекомендуется выполнять различные гимнастические упражнения для всех частей тела с максимальной амплитудой: активные (за счет собственных усилий) и пассивные (за счет внешних уси­лий), с помощью партнера или с использованием отягощений;

-для развития выносливости используются все циклические виды спорта, нагрузка в которых продолжается от минут до 30 минут и более. Например, спортивная ходьба, лыжные гонки, бег на средние и длинные
дистанции, плавание и т.д.

2. Для освоения жизненно необходимых навыков используются ходьба, бег, плавание, передвижения на лыжах, ритмическая гимнастика.

3. Для воспитания волевых качеств необходимо во время занятий добиваться выполнения тренировочных планов, преодолевать вводимые в занятия усложнения, применять элементы соревнований.

4. На формирование различных психофизических и специальных прикладных физических качеств можно воздействовать с помощью на­правленного подбора средств физической культуры:

- устойчивость к низким температурам вырабатывается при заняти­ях зимними видами спорта на открытом воздухе;

- устойчивость к гипоксии вырабатывается при занятиях цик­лическими видами спорта на средние и длинные дистанции;

- устойчивость к работе на высоте вырабатывается при занятиях спортивной гимнастикой, акробатикой, прыжками на батуте;

- устойчивость к длительной концентрации внимания вырабатыва­ется при занятиях пулевой стрельбой, стрельбой из лука, шахматами и шашками;

- устойчивость к распределенному вниманию вырабатывается при занятиях спортивными играми (футбол, волейбол, баскетбол).

76 Факторы, определяющие дозировку физических упражнений.

Физические упражнения не принесут желаемого эффекта, если на­грузка недостаточна. Чрезмерная по интенсивности нагрузка может вы­звать в организме явление перенапряжения. В связи с этим возникает не­обходимость определить оптимальный уровень интенсивности занятий для каждого, кто занимается самостоятельно. Для этого необходимо опреде­лить исходный уровень функционального состояния организма перед на­чалом занятий, а затем в процессе занятий контролировать изменение по­казателей.

Дозировка физических упражнений, т.е. увеличение или уменьше­ние их интенсивности, обеспечивается:

изменением исходных положений (например, наклоны туловища вперед с доставанием руками пола, не сгибая ног в коленях, легче делать из исходного положения ноги врозь и труднее делать из исходного положения ноги вместе);

изменением амплитуды движений (с увеличением амплитуды на грузка на организм возрастает);

ускорением или замедлением темпа (в циклических упражнениях, например, большую нагрузку дает быстрый темп, а в силовых – медленный темп);

увеличением или уменьшением числа повторений упражнений (чем большее число раз повторяется упражнение, тем больше нагрузка);

включением в работу большего или меньшего числа мышечных групп (чем больше мышц участвует в работе, тем значительнее физическая нагрузка);

увеличением или сокращением пауз для отдыха (более продол­жительный отдых способствует более полному восстановлению организ­ма).

Тренировочные нагрузки характеризуются рядом физических и фи­зиологических показателей. К физическим показателям нагрузки относят­ся: интенсивность и объем, скорость и темп движений, продолжитель­ность, число повторений. К физиологическим параметрам относятся: уве­личение ЧСС, ударного объема крови, минутного объема крови.

Наши рекомендации