История изучения читателей в зарубежных странах

Анализ библиографического указателя англоязычных диссертаций по библиотековедению, содержащего более трех тысяч диссертаций за 1903–2004гг., показывает, что первые исследования аспектов чтения относятся к20–30-мгг. XX в. Регулярные исследования чтения в Америке начались в1940-хгг., а в Европе еще позже. Для американских исследователей характерен интерес к практическим проблемам– изучению потребностей в чтении, например: студентов конкретного колледжа или определенной расовой принадлежности, лиц старшего возраста и т. д. Кроме того, американские ученые проявили большой интерес к изучению чтения детей(70–80-егг. XX в.). Направления изучения группы читателей, получившие наибольшее развитие в американской практи-

ке, следующие: чтение детей, чтение маргинальных групп, чтение
в жизни семьи и общины и некоторые другие. В настоящее время

в США изучается интерес не столько к библиотечному, сколько к внебиблиотечному чтению, который сравнивается с интересом к получению информации по другим каналам и коммуникациям. Следовательно, чтение рассматривается в культурном, социальном и образовательном аспектах [22].

Роль мировых и национальных исследовательских центров в изучении читателя

Роль мировых (ИФЛА, ЮНЕСКО) и национальных (например, ALA – Американская библиотечная ассоциация) исследовательских центров в изучении читателя достаточно велика. Так, в 1993–1997гг. секцией чтения ИФЛА проведено международное исследование детского чтения, которое охватило 26 стран мира. В странах Европы изучение чтения распространилось к середине XX в. и наиболее активно осуществлялось в Германии, Италии, Франции, Великобритании, Скандинавских странах[71, 111]. Проведение современных исследований изучения чтения в странах Европы и Америки связано с-программами продвижения чтения в нечитающие слои населения.

По сравнению с зарубежными исследованиями особенность российских заключаются в том, что они носят крупномасштабный, централизованный и чаще теоретический характер, а их программы финансируются государством. Следовательно, зарубежные исследования имеют четкую практическую цель – повышение качества обслуживания пользователей, они посвящены проблемам отдельных библиотек, разных слоев населения, ограничены по времени, не опираются на результаты, полученные в предшествующих работах, поэтому их данные быстро устаревают. Таким образом, чтение – это явление, которое должно рассматриваться как общемировая исследовательская задача в единстве и сравнении его национальных особенностей.

Семинарские занятия

I. Тема: «Изучение читателей в России. Деятельность Н. А. Рубакина, Х. Д. Алчевской и других исследователей. Современное состояние проблемы».

Задание Подготовить ответы на вопросы:

1.Когда проводились первые исследования по изучению читателей

вРоссии?

2.Расскажите об основных направлениях изучения«просвещенческого» чтения (опыт Н. А. Корфа, Х. Д. Алчевской, Н. А. Рубакина и др.).

3.Перечислите основные направления изучения«политического» чтения (расскажите об опыте революционных пропагандистов).

4.Охарактеризуйте периоды изучения читателей в России.

5. В чем заключалась особенность исследований . НА. Корфа

иХ. Д. Алчевской?

6.Какой вклад в изучение читателей внес Н. А. Рубакин?

7.Назовите основные этапы, цели, задачи, принципы изучения читателей в советское время.

8.Расскажите об изучении чтения конкретных читательских групп:

· рабочих и крестьянства (опыт A. M. Торопова «крестьяне о писателях»);

26студенчества и юношества;

·детей и др.

9.Перечислите психологические аспекты чтения и расскажите об их влиянии на личность(по итогам исследований А. Я. Виленкина, А. А. Гайворовского, П. И. Гурова, А. А. Покровского и некоторых других).

10.Какие централизованные исследования чтения проводились

вРоссии?

11.Какие и когда региональные исследования чтения проводились

вРоссии?

12.Перечислите центры изучения читателей в советский период. Какие исследования были проведены под их руководством?

13.Как вы оцениваете современное состояние исследований чтения в России?

14.В чем заключаются современные общемировые тенденции изменения структуры чтения?

15.Расскажите об исследованиях чтения юношества, проведенные следующими авторами:

· И. В. Бахмутской, З. А. Янковой, М. Д. Смородинской;· М. М. Самохиной, А. И. Рейтблатом, С. А. Плотниковым.

16.Дайте обоснование необходимости изучения читательского

контингента.

17. Проведите сравнительный анализ целей и задач исследования чтения в России и за рубежом.

II. Тема: «История изучения читательских интересов вкакой-либостране (по выбору)».

Задание Подготовить ответы на вопросы:

1.В чем заключается особенность российских исследований чтения по сравнению с изучением чтения за рубежом?

2.Расскажите об истории изучения читателей в Германии, Великобритании, Франции и Скандинавских странах. В чем их общность и различие?

3.Расскажите об истории изучения читателей в США.

4.Какова роль в изучении читателей мировых (ИФЛА, ЮНЕСКО)

инациональных (например, Американской библиотечной ассоциации) исследовательских центров?

5.С чем связано проведение современных исследований изучения чтения в странах Европы и Америки?

Наши рекомендации