Конформный социально-педагогический тип личности.

Осуществляют систематический контроль над ребёнком, особенно в тех случаях, когда он начинает лгать, уклоняется от правдивых ответов, придумывает невероятные истории в своё оправдание.

Должны интересоваться способами получения их детьми удовольствий, в которых те остро нуждаются. Невозможность удовлетворения желаемого может толкнуть детей этого типа на откровенное воровство, мошенничество.

Должны исключать при взаимоотношениях все спекулятивные способы.

Должны помнить, что дети требуют постоянного пристального внимания. Бдительность родителей ни в коем случае не должна нести в себе печать подозрительности или недоверия к ребенку. Следует останавливать ребенка, если он начинает говорить что-то дурное о своих друзьях, уменьшая достоинства одних восхваляя других.

Следует обратить внимание на последовательность собственных действий.

Доминирующий социально-педагогический тип личности

Необходимо прекратить восторгаться собственным ребенком и восхвалять его достоинства. Во всех случаях, когда ребенок достиг первенства или превосходства над другими не следует реагировать бурно и эмоционально. Необходимо очень осторожно, предельно корректно обращаться с ребенком. Не следует вступать с ними в конфликт. Следует помнить, что ни какими запретами, наказаниями нельзя остановить стремление ребенка к доминированию.

Необходимо принимать своих детей такими, какие они есть, ни в коем случае не стремиться сломать их характер. Особую роль должны играть родители в оказании помощи своему ребенку, когда он попадает в депрессивное состояние в результате каких-либо неудач.

Сензитивный социально-педагогический тип личности.

Следует не переживать из-за того, что их ребенок не похож на ребенка доминирующего социально-педагогического типа личности.

Следует помнить, что ребенок раскроет свои способности тогда, когда потребуется конкретная деятельность, а пока он впитывает знания, интенсивно познает мир.

Должны очень осторожно, бережно относиться к своему ребенку. Необходимо защищать его от нападок соседей, посторонних людей, других детей.

Инфантильный социально-педагогический тип личности.

Необходимо снять с ребёнка гиперопеку, как бы трудно это не было. Определить для себя позицию пассивного наблюдателя, обеспечивающего только жизнеспособность ребёнка. Отказаться от роли ведущего, предупреждающего и исполняющего все желания ребёнка.

Набраться терпения в ожидании того, что ребенка сам будет выбирать тип занятия.

Исключить постоянный предупредительный контроль, лишающий ребенка активной деятельности.

После поступления ребенка в школу, помощь со стороны родителей должна носить пассивный характер. Необходимо помогать только в решении организационных проблем.

Желательно определить своего ребенка в кружок, секцию спортивного, музыкального или художественного профиля.

Не допускать ущемления детского самолюбия, не гасить стремление ребенка к самовоспитанию, не создавать тупиковых конфликтных ситуаций. Помнить, что ребенку всегда нужна помощь при выходе из сложных ситуаций.

Необходимо следить – за кругом интересов и увлечений своего ребенка, советом помогая выбрать интересное занятие.

Тревожный социально-педагогический тип личности.

Родителям необходимо снять все конфликты с ребенком. Для этого отказаться от командно-распорядительного тона и перейти к просьбе;


      • снять все обязанности ребенка, на почве которых происходят конфликты;

      • занять позицию терпеливого ожидания выполнения их просьбы;

      • понять главную истину, что ребенок ничего не обязан родителям, он рожден им на радость;

      • отменить постоянный контроль и отслеживание за поступками ребенка;

      • отказаться от желания управлять им стремиться только помочь;


- убрать все формы наказания, перейти к рассудительному стилю семейного воспитания.

Познание как сфера жизнедеятельности социальных институтов.

существенное значение в понимании института и его функционирования имеет категория "социальный обмен". Образование и деятельность социальных институтов можно рассматривать как устойчивый обмен между различными индивидами, группами, организациями и сферами внутри общества. Институциональное взаимодействие и обмен происходят между людьми, которые вовсе не рассыпаны в обществе в случайном порядке. Напротив, обмен происходит между людьми, находящимися в различных структурных, политических, экономических, семейных и иных взаимосвязях, которые сами по себе могут быть последствиями прежних процессов институционального обмена.

Институциональный обмен имеет особый характер. Он отличен от индивидуального обмена между людьми, поскольку "очищен" от личностного момента. Анализ механизма социального обмена показывает, что индивид выступает в социальном институте в специфической и ограниченной роли функционера. Например, у учителя или врача институциализированным "товаром" является их профессиональное мастерство, а личное отношение к тому или иному контрагенту (ученику или больному) здесь не имеет значения. Необходимым условием деятельности института и является выполнение индивидами своих социальных ролей, основанное на осуществлении ожидаемых действий и соблюдении образцов (норм) поведения. Нормы - это одновременно и условия выбора ролевого поведения, и средство его "измерения". Они упорядочивают, регулируют, формализуют взаимодействия индивидов в рамках института.

По мере усложнения общества дифференцируется и умножается система социальных институтов. Институты семьи, образования, охраны здоровья, материального и духовного производства, досуга, обеспечения безопасности членов общества и многие другие образуют необходимые подсистемы, обусловливающие функционирование всего социального организма.

В социальном институте весьма сложным образом переплетаются экономические, политические, правовые, нравственные и иные отношения. Благодаря социальному институту, обеспечивается преемственность в использовании культурных ценностей, передача навыков и норм социального поведения, осуществляется социализация индивидов.

Социальный институт как организация всегда оформлен: он упорядочен связями субординации и координации, принципами организации, структурой, плановостью, должностными обязанностями, отчетностью, контролем. Внешний аспект его предстает в соответствующих системах учреждений. Социальные институты, возникающие естественным образом, слабо оформлены: как правило, лишь частично. Например, право как социальный институт оформлено организационно ветвями государственной власти, а также общественными организациями: ассоциациями адвокатов, судей и т.п. Но сама система правовых отношений, правовые знания и убеждения и другие элементы права как социального института организационно не оформлены и не могут быть таковыми.

Определяющим условием появления института, служит соответствующая социальная потребность. Потребности в социальных институтах характеризуются: типичностью, массовостью проявления, устойчивостью во времени и пространстве, вариантностью деятельности в специфических условиях.

В социальном институте формируются и реализуются виды потребностей в следующем:

o производстве и распределении товаров, услуг и информации, необходимых для жизнедеятельности представителей социального института;

o обеспечении комфортных условий профессиональной деятельности, морального климата и межличностного общения;

o познании и духовном развитии;

o желаемой коммуникации между членами социального института и в обществе;

o демографическом воспроизводстве;

o обучении и воспитании детей;

o контроле за социальными взаимодействиями;

o обеспечении безопасности представителей социального института.

Духовные ценности, будь то ценности морали, искусства или религии, науки или политики, в большей степени, чем материальные, способны стать самоцелью. Они более подвижны, больше зависят от индивидуального восприятия человека. Особенно наглядно это видно на примере ценностей литературы и искусства. Произведения, созданные для многих людей, по существу, являются индивидуально воспринимаемыми. При обращении к произведениям музыки, живописи, литературы создается впечатление, что они адресованы персонально тебе. Психология восприятия общеизвестных произведений содержит интимность отождествления сюжета и героя с личной ситуацией. Возникает диалог между автором и читателем, зрителем, слушателем. И каждый раз в восприятии нового человека уже известное тоже становится чем-то новым. Это захватывающее ощущение вызывает желание все время воспроизводить наслаждение от свободного полета духа, когда каждое произведение искусства — лишь остановка на этом фантастическомпути как для автора, так и для воспринимающего субъекта. Это совместное путешествие, так как оба они являются творцами.

Аналогичная ситуация складывается и в религии, и в философии, и даже в политике. Ситуация индивидуализации идей и образов, создаваемых для всех, необходима для того, чтобы существовало такое явление, как общественное сознание (см. тему «Природа и цивилизация»). С одной стороны, все феномены духовной жизни воспрннимаются людьми как лично им адресованные. Но это возможно потому, что они адресованы всем и могут восприниматься всеми, потому что через них люди могут общаться друг с другом, — значит, в них есть общезначимое содержание, то, что разделяется всеми. В этом суть общественного сознания.

Межличностный механизм социализации в общеобразовательной школе.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми. Значимыми лицами могут быть родители, учитель, друг и т.д.

Общеобразовательная школа как институт социализации и воспитания ребенка

В большей степени духовный кризис отражается на детях, которые в условиях переоценки ценностей оказались в своеобразном нравственном вакууме, отрицательно влияющем на личностное становление подрастающего поколения. Говоря об этих отрицательных тенденциях, фактически необходимо иметь в виду негативные факторы социализации, под которой исследователи понимают процесс развития личности под влиянием и во взаимодействии с социальной средой. Социализация имеет две стороны. Первая характеризуется процессами адаптации личности к общественным условиям, усвоением человеком социального опыта. Вторая сторона имеет в виду самореализацию личностью своих потенций, творческих сил в социуме и предполагает определенный результат деятельности человека, выражающийся в объективно значимом культурном элементе. Важной закономерностью в процессе социализации является обусловленность результатов самореализации личности в обществе результатами ее социальной адаптации. Если человек в ходе социализации усваивает отрицательный общественный опыт, то и результаты его самореализации будут носить асоциальный характер.

Отмечается возрастающая у молодежи западная ориентация в сфере культуры, образа жизни, искусства, чему немало способствуют средства массовой информации, по всем каналам внедряющие в сознание растущего человека новые и отнюдь не безупречные образцы поведения. И эти параметры уже неоднократно оговаривались в работе.

Детство - то один из самых ответственных периодов, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Ребенок стремится понять себя самого: осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве, осмыслить свои права и обязанности. Естественно, что все эти признаки проходят эволюцию на протяжении становления ребенка от младшего школьника до выпускника учебного заведения (25, 29).

Непременным условием социализации подростка является его общение со сверстниками, которое складывается в общеобразовательной школе и различных неформальных подростковых объединениях. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников.

Приобретение социального опыта ребенка зависит от того, какие межличностные отношения складываются в обществе сверстников, во всех конкретных малых группах, в которые он входит. И этим подчеркивается важная роль социального окружения на развитие личности подростка и его социализацию.

Современная наука рассматривает социализацию как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве многоправного члена общества, проявляющего следующие качества: самостоятельность, инициативность, исполнительность, возложение личностью на себя определенной меры ответственности. В широком плане проблема социализации реализуется через всю систему воспитания и обучения. Чтобы сформировать творческую личность, обладающую познавательными потребностями и деятельностными качествами, необходима целенаправленная интеграция всех сил общества, требуется экономическое, социально-политическое, духовно-информационное воздействие образовательной и окружающей социокультурной среды. Именно в этой среде личность формируется, развивается, проявляет свою деятельностную сущность, отражая себя в мире и мир в себе.

Анализ научно-педагогической литературы по проблеме социализации подростков, а также реальное состояние этой проблемы в практике позволяют выделить некоторые устойчивые противоречия между:

- возрастающими потребностями и возможностями совершенствования процесса социализации подростков в межличностных отношениях и недостаточно эффективным использованием этих возможностей в педагогическом процессе;

- новыми требованиями жизнедеятельности подростков в межличностной среде и недостаточной научно-методической и практической разработанностью педагогических рекомендаций, обеспечивающих эффективность межличностных отношений подростков как средства их социализации.

Социализация личности представляет собой сложный непрерывный процесс взаимодействия человека с обществом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, включается в различные виды деятельности, испытывает на себе разнообразные влияния окружающей среды, выполняет новые социальные роли. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит (19, 47).

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными (10, 23).

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает, открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от школы постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку (26, 52).

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования (8, 12).

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития.

Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности.

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка (5, 37).

Как указывал Л.С. Выгодский, учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником (1, 25).

Но социализация личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность во благе другого.

Основными функциями школы, как воспитательной организации в процессе социализации можно считать по А.В. Мудрику следующие:

• приобщение человека к культуре общества;

• создание условий для индивидуального развития и духовно ценностной ориентации;

• автономизация подрастающих поколении от взрослых;

• дифферентация воспитуемых всоответствиями с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества (18, 105).

Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно-мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности, которые чаще всего и формируются в микросреде подростка, в том числе и в школе. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания именно в стенах школы, относятся:

• ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим;

• честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность;

• наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость;

• инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим;

• способность размышлять, взвешивать и воля;

• готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избегание ненужного риска (6, 295).

Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств абсолютных. Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостностная личность, которая способна стать полноценным и полезным членом общества. Школа, являясь для ребенка, независимо от его возраста, является «колыбелью» для взращивания определенных качеств личности. Уже неоднократно подчеркивалось о рассогласованности требовании семьи и школы, школы и общества. Так вот, если взрослый может самостоятельно найти выход из многообразия предъявляемых требовании, то ребенок нет. Школа, как один из факторов социализации организует процесс направляемой и стихийной социализации одновременно, становясь ведущим источником информационного обеспечения для ребенка, поскольку в ней (школе) сосредоточено общение с взрослыми - педагогами и сверстниками – детьми. Соответственно осуществляется двухканальный обмен социальным опытом, передачей знании, умении, навыков, формирование определенного стереотипа или модели поведения ребенка.

Естественно, что помимо школы этот же опыт ребенок может получить и в других институтах социализации – улице, дома, молодежных кружках, секциях. Но это уже будет иная форма, трансформированная этими институтами, форма социализации, при которой социализация будет происходить уже при относительном направлении этих же институтов. К тому же временной отрезок, который проводят дети в школе, и, к примеру, в секции, отличается, да и объем информации, и виды деятельности ребенка более разнообразный. Менталитетом нашего народа сформирована точка зрения, направленная на то, что школа - основа допрофессиональной, или, если так можно выразиться предстартовой подготовки человека во взрослую жизнь. И ее требования, ее устои воспринимаются как наиболее правильные, пусть даже и в современном искажении.

В процессе стихийной социализации школа, как всякая социально-психологическая общность, влияет на входящих в нее людей в ходе реальной практики взаимодействия ее членов, которая по своему содержанию, стилю и характеру не идентична, а порой существенно расходится с декларируемыми устремлениями воспитателей. Знания и опыт реальной жизни, которые при этом стихийно получают воспитуемые в большой своей части оказываются «непрактичными» для взаимодействия в воспитательной организации с точки зрения ее основной функции - воспитания, но помогают адаптироваться в жизни общества.

На процесс самоизменения своих членов школа влияет в зависимости от ее быта, содержания и форм организации жизнедеятельности и взаимодействия, которые создают более или менее благоприятные возможности для развития человека, удовлетворения им своих потребностей, способностей и интересов. В то же время практика реальной жизни организации влияет на вектор самоизменения (просоциальный, асоциальный, антисоциальный), особенно в тех случаях, когда воспитуемые стремятся минимизировать свое пребывание в организации и реализуют себя вне ее рамок.

В относительно социально контролируемой социализации школа играет ведущую роль, ибо именно в них человек в большей или меньшей мере приобретает институциализированные знания, нормы, опыт, т.е. именно в них осуществляется социальное воспитание.

Страна, общество и государство как факторы социализации.

Влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах.

Это космос (Вселенная); планета; мир (совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете); страна (территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы); общество (совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и др. группы, а также государство); государство (звено политической системы общества, которое обладает властными функциями).

Современный мир изобилует глобальными проблемами, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества: экологическими (загрязнение окружающей среды), экономическими (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографическими (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политическими (рост числа региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность). Эти проблемы определяют условия жизни, прямо или косвенно влияют на социализацию подрастающих поколений.

На развитие человека оказывает влияние географический фактор (природная среда). В 30-е г. XX века В. И. Вернадский констатировал начало нового этапа развития природы как биосферы, который получил название современного экологического кризиса (изменения в динамическом равновесии, опасные для существования всего живого на земле, включая человека).

В настоящее время экологический кризис приобретает глобальный и общепланетарный характер, прогнозируется наступление следующего этапа: либо человечество активизирует взаимодействие с природой и сможет преодолеть экологический кризис, либо погибнет.

Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо изменить отношение каждого человека к окружающей среде.

На социализацию подрастающего поколения влияют качественные характеристики полоролевой структуры общества, которые определяют усвоение представлений о статусном положении того или другого пола (например, равенство полов в Европе, патриархат в ряде обществ Азии и Африки), полоролевые ожидания, оказывают влияние на самоопределение. Различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какой человек должен вырасти из их детей, то есть вырабатывают специфический стиль жизни (верхний слой - политические и экономические элиты; верхний средний - собственники и менеджеры крупных предприятий; средний - предприниматели, администраторы социальной сферы и пр.; базовый - интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики;низший - неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры; социальное дно). Ценности и стиль жизни тех или иных (в том числе и криминальных) слоев могут становиться для детей, чьи родители к ним не принадлежат, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к которому принадлежит их семья.

Государство можно рассматривать:

как фактор стихийной социализации (характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан);

как фактор относительно направляемой социализации (государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.)

как фактор социально контролируемой социализации (государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.).

Мезофакторы

(этнос, тип поселения, СМИ) Это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, компьютеры и др.).

Этническая или национальная принадлежность человека определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, культуру.

Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные, то есть жизненно важные (способы физического развития детей - вскармливание ребенка, характер питания, охрана здоровья детей и др.) и ментальные, то есть духовные (менталитет - совокупность установок людей к определенному типу мышления и действия).

В условиях влияния нескольких этносов успешная адаптация состоит в том, чтобы не только приспособиться к новой среде, но и сохранить особенности своей этнической группы (для обучения взаимодействию представителей различных этнических групп необходимы специальные программы - ``культурные ассимиляторы'').

Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни: в жизненном укладе сел силен социальный контроль за поведением человека, характерна ``открытость'' общения; город предоставляет личности возможность широкого выбора групп общения, системы ценностей, стиля жизни, многообразные возможности для самореализации; результатом социализации подрастающего поколения в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни.

Основные функции средств массовой коммуникации: поддержание и укрепление общественных отношений, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры и т. д. СМИ выполняют социально-психологические функции, удовлетворяя потребность человека в информации для ориентировки в социуме, потребность в связях с другими людьми, в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды.

Деятельность как сфера жизнедеятельности социальных институтов.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного института. Социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности, стабилизируют социальные отношения, вносят согласованность, интегрированность в действия членов общества. Социология интересуется в первую очередь деятельностью главных социальных институтов, связанных с реализацией основополагающих потребностей общества (институты семьи и образования), обеспечения материальной жизнедеятельности (институт экономики), интеграцией социальных групп и коллективов (политические и государственно-правовые институты), поддержанием и сохранением духовных ценностей (институты культуры) и др. Понятию социальный институт отводится центральное место в системно-структурном анализе социальных явлений, оно подразумевает возможность обобщения абстрагированных из многообразных действий людей наиболее существенных типов деятельности и социальных отношений путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смысле социальный институт может быть определен как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

Социальные институты это организованное практическое взаимодействие живых людей. Взаимодействия как тип социальных связей выступают в различных формах. Удовлетворение наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей обеспечивается взаимодействием. В повседневной жизни множество явлений, составляющий реальный каждодневный смысл жизни: безопасность человека и его образование, здоровье или хозяйственная деятельность, научный поиск или отдых, досуг все это приобретает институализированный характер, то есть устойчивы, самовозобновляются и гарантированы от случайности. Именно институализированность социальных явлений, связей, действий противостоит нестабильности, неорганизованности, случайности и хаосу вообще. Именно институциональный, то есть утвердившийся, отлаженный и регулярный аспект социальной жизни определяет уровень жизнедеятельности человека. Институциональные связи можно назвать еще нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом для удовлетворения потребностей его членов в различных сферах общественной жизни.

Социальный институт определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы стандартов поведения.

Социальные институты действуют от имени общества как целого.

Социальный институт обозначает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему. Социальные институты это великое социальное изобретение человека. Они не только обеспечивают достижение главных преимуществ социального (предсказуемость, надежность, регулярность и т. д.), но и дают основание надеяться на то, что та или иная потребность так или иначе будет удовлетворена, а цель достигнута.

Благодаря чему социальные институты приобретают такую устойчивость, регулярность, а поведение человека в системе социальных институтов предсказуемость, четкость в исполнении функций? Возьмем к примеру институт образования. Как социальный институт образование сложилось не сразу. Родители от случая к случаю передавали своим детям какие-то знания, навыки. Зачастую дети подглядывали: кто за ткачом, кто за поваром ..., но это были случайные связи передачи знаний, не было никакой системности. Такой способ овладения знаниями был не надежен и не давал необходимого уровня подготовки, не охватывал достаточного числа молодых людей.

Образование как социальный институт отличается от случайных, бессистемных, поверхностных связей передачи знаний тем, что: 1. устанавливается постоянное, глубокое взаимодействие между участниками этой связи; 2. четкое определение функций, прав, обязанностей, которые обеспечивают высокую степень взаимодействия между участниками (учителем и учеником); 3. регламентация и контроль за взаимодействием; 4. наличие специально подготовленных людей для передачи знания молодым; 5. концентрированность этих людей на своей профессиональной деятельности и т. д.

Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе (обществу). Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. д. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении к нарушителю, с другой к одобрению желательного поведения. То есть социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств

Наши рекомендации