Разработка урока усвоения нового материала по технологии

Разработка урока усвоения нового материала по технологии

Развивающего обучения в 8-9 классе

Выполнила: Быкова Дарья 934 гр.

Предмет: Обществознание, право

Тема урока: «Права несовершеннолетних»

Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: нетрадиционный, урок-исследование.

Ресурсы:

· Учебник «Основы правовых знаний» для 8-9 кл. Книга 1. / С.И.Володина, А.М. Полиевктова, Е.М. Ашмарина – 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002. С.89-95.;

· Презентация «Права несовершеннолетних» (10 слайдов);

· Сокращённый вариант Всеобщей декларации человека;

· Сокращённый вариант Конвенции о правах ребёнка;

· Выборка статей СК РФ и ГК РФ;

· Подборка заданий.

Цели и задачи:

· Создать условия для ознакомления учащихся с международными документами о правах ребёнка;

· Создать условия для ознакомления учащихся с правами ребёнка, закреплёнными в Семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ;

· Научить распознавать свои права;

· Воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам;

· Развивать способность реализовывать свои права в повседневной жизни;

· Научить отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека.

Основные виды деятельности учащихся:

· Работа с текстом учебника и документами;

· Работа в группах;

· Умение выбрать главное и правильно формулировать выводы;

· Умение отстаивать свою точку зрения;

· Умение применять полученные знания в конкретных ситуациях.

Основные понятия урока:

· Декларация;

· Конвенция;

· Дееспособность несовершеннолетних;

· Личные и имущественные права ребенка;

· Защита прав ребенка

План урока ( содержание учебного материала):

1. Сообщение темы и определение целей урока;

2. Знакомство с международными документами по правам ребёнка

2.1. Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека.

2.2. Знакомство с Конвенцией о правах ребенка 1989.

3. Знакомство учащихся с основными правами ребёнка, закреплёнными в СК РФ и ГК РФ

3.1. Личные и имущественные права ребенка

3.2. Дееспособность малолетних и несовершеннолетних

4. Осуществление защиты прав ребёнка

4.1. Семейное законодательство

4.2. Государственная защита

4.3. Международное право

5. Рефлексия

6. Домашнее задание.

Структура конспекта урока.

Структурные единицы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Скриншот слайда
1.Организаци-онный этап 2 мин. -приветствует учеников Актуализация знаний: Ребята, тема нашего урока – права несовершеннолетних. Вы знаете, о ком идёт речь? Как вы думаете: является ли эта тема актуальной в наше время?   -отвечают на вопросы; -записывают тему урока. Разработка урока усвоения нового материала по технологии - student2.ru
2.Мотивация. Воспроизведение и восприятие освоенного учебного материала. 4 мин. -учитель знакомит с целями урока Учитель: Значительным прогрессом в развитии мирового сообщества в 20 веке явилось понимание ценности человеческой личности, ее достоинства; понимание необходимости обеспечения минимальных гарантий существования и свободного развития человека. Передовая мировая общественность стремилась определить минимум прав и свобод, который был бы обеспечен любому человеку и в любой стране. Первая статья «Всеобщей Декларации прав человека» гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своих правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Когда мы говорим о главных препятствиях на пути к правовому государству, прежде всего, обращает на себя внимание невысокая правовая культура значительной части населения. Речь идет об отношении человека к праву. Цель сегодняшнего урока – сделать еще один шаг на пути формирования нашей правовой культуры. Сегодня мы поговорим о том, какими правами обладают несовершеннолетние, какие международные и российские документы гарантируют эти права и свободы. -слушают предисловие учителя; -знакомятся с целями урока. Разработка урока усвоения нового материала по технологии - student2.ru
3.Осмысление и понимание знаний учащимися в известной ситуации 3 мин. Учитель:Сегодня на уроке мы будем использовать групповую форму работы. Поэтому в конце урока у нас должно сложиться полное представление по следующим вопросам: 1.Всеобщая декларация прав человека. (Приложение 1) 2.Конвенция о правах ребёнка 1989 г. (Приложение 2) 3.Основные права ребёнка, закреплённые в СК РФ (Приложение 3) 4.Дееспособность несовершеннолетних. (Приложение 4) - в распечатанном виде раздает каждой группе нормативные документы; -на слайде представляет алгоритм работы в группе. - каждая группа получает свой алгоритм работы и тему, которую должны изучить, обсудить и предоставить свою точку зрения по данному вопросу всему классу. Разработка урока усвоения нового материала по технологии - student2.ru Разработка урока усвоения нового материала по технологии - student2.ru
4.Восприятие новых знаний и интеллектуальных умений. 10 мин. -следит за работой групп, в случае необходимости оказывает помощь, направляет деятельность ребят, организует и контролирует деятельность учащихся; -работа в группе, изучение информации;    
5.Осмысление и понимание знаний учащимися элементов нового 8 мин. -предлагает каждой группе выступить с ответами.   -выступление групп; -каждая группа по окончанию ответов задает свои вопросы отвечающей группе и вносит свои дополнения.  
6.Сравнение. Обобщение знаний и новых интеллектуальных умений. 9 мин. -предлагает для обобщения и закрепления знаний ознакомиться с таблицами на слайде (основные права ребенка, закрепленные в СК РФ и Дееспособность несовершеннолетних) и внести коррективы в ответы групп; -предлагает ознакомиться с осуществлением защиты ранее изученных прав. -просматрива-ют презента-цию. Разработка урока усвоения нового материала по технологии - student2.ru Разработка урока усвоения нового материала по технологии - student2.ru Разработка урока усвоения нового материала по технологии - student2.ru
7.Использован-ие знаний и новых интеллектуальных умений. 7 мин. -учитель рассказывает ребятам о конфликте, который произошел с братом и сестрой и предлагает ребятам помочь им в их споре - объективно ценить ситуацию и найти решение, опираясь на полученные знания и нормативные документы. -вникают в суть проблемы; -предлагают пути решения; -отвечают на вопросы. Разработка урока усвоения нового материала по технологии - student2.ru Разработка урока усвоения нового материала по технологии - student2.ru
7. Рефлексия. 2 мин. -просит учеников оценить свою работу на уроке и рассказать, что больше всего запомнилось; -предлагает каждому на маленьком листочке написать права несовершеннолетних, которые на их взгляд, являются самыми важными; -задает домашнее задание: §13, стр.94, задания для самостоятельной работы. -благодарит класс за активную работу! Хвалит учеников! Прощается. - высказывают свое мнение о работе на уроке и наиболее запоминающихся моментах; -пишут наиболее важные, на их, взгляд, права несовершеннолетних и сдают учителю; -записывают д/з.   Разработка урока усвоения нового материала по технологии - student2.ru

Приложения





Приложение 1

Сокращённый вариант

Резюме преамбулы

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, и, принимая во внимание необходимость охраны прав человека властью закона, как и необходимость содействия развитию дружеских отношений между нациями, Генеральная Ассамблея заявляет о том, что народы ООН, подтвердив свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин, преисполненные решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, дали обет содействовать уважению этих прав и всеобщему их признанию и осуществлению.

Приложение 2

Сокращённый вариант

Конвенции о правах ребёнка

Целью Конвенции является установление норм по защите детей от всех форм насилия и безнадзорности, с которыми, в различной степени, они ежедневно сталкиваются во всех странах. Она учитывает культурные, политические и другие различия государств. Первостепенное внимание уделено наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Права, определённые Конвенцией, могут быть подразделены на следующие три группы:

· Обеспечение: право владеть, получать или иметь доступ к определённым вещам или услугам (например, имя и гражданство, медицинский уход, образование, отдых и игры, забота об инвалидах и сиротах).

· Защита: право на защиту от наносящих ребёнку ущерб актов и действий (например, разлучение с родителями, вовлечение в военные действия, экономическая или сексуальная эксплуатация, физическое или психологическое насилие).

· Участие: право ребёнка быть заслушанным в ходе любого решения вопросов, затрагивающих его интересы. Ребёнок, по мере роста своих физических и умственных способностей, должен получать больше возможностей участвовать в жизни общества в качестве подготовки к взрослой жизни (например, свобода речи и мнений, культуры, религии и языка).

Преамбула

Преамбула определяет тон, в котором должны толковаться все 54 статьи Конвенции. В ней указываются основные документы ООН, принятые до Конвенции и имеющие непосредственное отношение к детям, подчёркивается важность семьи для гармоничного развития ребёнка, важность особых гарантий и заботы, включая соответствующую правовую защиту, как до, так и после рождения, важность традиций и культурных ценностей каждого народа для развития ребёнка.

Статья 1. Определение ребёнка

Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 2. Недопустимость дискриминации

Каждому ребёнку, без всякого исключения, должны быть обеспечены все права. Государство должно защитить ребёнка от всех форм дискриминации.

Статья 3. Наилучшие интересы ребёнка

Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка.

Статья 4. Осуществление прав

Государство обязано обеспечить осуществление прав, определённых Конвенцией.

Статья 5. Родители, семья, права и обязанности общества

Государства обязаны уважать родителей и семью применительно к их функции воспитания ребёнка.

Статья 6. Жизнь, выживание и развитие

Право ребёнка на жизнь и обязанность государства обеспечить выживание ребёнка и его всестороннее развитие.

Статья 7. Имя и гражданство

С момента рождения право на имя, на гражданство, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 8. Сохранение своей индивидуальности

Государство обязано оказывать помощь и защиту ребёнку для восстановления его индивидуальности, если он незаконно лишён её.

Статья 9. Недопустимость разлучения с родителями

Право ребёнка поддерживать контакт со своими родителями в случаях разлучения. В том случае, когда разлучение вытекает из таких обстоятельств, как арест, тюремное заключение или смерть одного или обоих родителей, государство предоставляет родителям или ребёнку информацию в отношении местонахождения отсутствующего члена семьи.

Статья 10. Воссоединение семьи

Заявление ребёнка на въезд в государство или выезд из него с целью воссоединения семьи должны рассматриваться гуманным образом. Ребёнок имеет право поддерживать на регулярной основе прямые контакты с обоими родителями, если они живут в различных государствах.

Статья 11. Незаконное перемещение и невозвращение детей

Государства принимают меры для борьбы с похищением ребёнка со стороны одного из родителей или третьего лица.

Статья 12. Выражение своего мнения

Право ребёнка выражать своё мнение и право на то, чтобы оно принималось во внимание.

Статья 13. Свобода слова и информации

Право искать, передавать и получать информацию любого рода в форме произведений искусства, письменной или печатной форме.

Статья 14. Свобода мысли, совести и вероисповедания

Государства должны уважать права и обязанности родителей руководить ребёнком в осуществлении в осуществление этого права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребёнка.

Статья 15. Свобода ассоциаций

Право ребёнка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

Статья 16. Личная жизнь, честь и репутация

Ни один ребёнок не может быть объектом вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции.

Статья 17. Доступ к информации и СМИ

Ребёнок должен иметь доступ к различным источникам информации; поощряется уделение особого внимания языковым потребностям ребёнка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств, а также разработка принципов защиты ребёнка от информации, наносящей вред его благополучию.

Статья 18. Родительские обязанности

Оба родителя несут общую и одинаковую ответственность за воспитание ребёнка, и государство оказывает им надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей.

Статья 19. Злоупотребление и небрежное отношение (со стороны родителей или опекунов)

Государства должны обеспечить защиту детей от всех форм физического или психологического насилия. Должны быть разработаны социальные программы с целью предоставления необходимой поддержки ребёнку и лицам, которые о нём заботятся.

Статья 20. Замена ухода за детьми ввиду отсутствия родителей

Ребёнок имеет право на обеспечение ему замены ухода в соответствии с законами своей страны. При рассмотрении вариантов замены ухода за детьми государство должно учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную, культурную и языковую принадлежность.

Статья 21. Усыновление

Государства обязаны обеспечить, чтобы усыновление ребёнка осуществлялось только компетентными органами. Усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребёнком, если все способы в стране его происхождения исчерпаны.

Статья 22. Дети-беженцы

Детям-беженцам должна быть обеспечена надлежащая защита. Государства должны оказывать содействие международным организациям по предоставлению такой защиты, а также в воссоединении детей с их семьями.

Статья 23. Дети-инвалиды

Право на особую заботу и образование, обеспечивающие активное участие в жизни общества.

Статья 24. Медицинский уход

Доступ к услугам системы здравоохранения, принятия государствами эффективных и необходимых мер с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.

Статья 25. Периодическая оценка

Ребёнок, помещённый на попечение с целью ухода за ним, его защиты или лечения, имеет право на периодическую оценку условий, связанных с таким обеспечением.

Статья 26. Социальное обеспечение

Право ребёнка на социальное обеспечение.

Статья 27. Уровень жизни

Родители несут ответственность за обеспечение ребёнку уровня жизни, необходимого для его гармоничного развития, даже в том случае, если один из родителей проживает в другой стране.

Статья 28. Образование

Право на бесплатное начальное образование, доступность различных форм среднего образования и необходимость принятия мер по снижению числа учащихся, покинувших школу.

Статья 29. Цели образования

Образование должно быть направлено на развитие личности и способностей ребёнка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.

Статья 30. Дети, принадлежащие к этническим меньшинствам или коренному населению

Право ребёнка, принадлежащего к этническим меньшинствам или коренному населению, на пользование своей культурой и родным языком.

Статья 31. Отдых и досуг

Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Статья 32. Экономическая эксплуатация

Право ребёнка на защиту от эксплуатации, от выполнения любой работы, представляющей опасность для его здоровья.

Статья 33. Наркотики и психотропные вещества

Защита ребёнка от незаконного употребления этих веществ, от использования детей в их незаконном производстве и торговле ими.

Статья 34. Сексуальная эксплуатация

Защита ребёнка от сексуальной эксплуатации, включая проституцию; защита от использования детей в порнографических материалах.

Статья 35. Похищение детей, торговля детьми или их контрабанда

Государство обязано принимать все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды.

Статья 36. Другие формы эксплуатации

Государство обязано принимать все необходимые меры для защиты детей от всех других форм эксплуатации.

Статья 37. Пытки, смертная казнь, лишение свободы

Обязательства государства в отношении детей, заключённых под стражу.

Статья 38. Вооружённые конфликты

Дети, не достигшие 15 лет, не должны принимать участия в военных действиях. Дети моложе 15 лет не подлежат призыву на службу в вооружённых силах.

Статья 39. Восстановление и реинтеграция

Обязательства государства по физическому и психическому восстановлению и реинтеграции детей, ставших жертвами эксплуатации, пыток или вооружённых конфликтов.

Статья 40. Правосудие по делам несовершеннолетних

Ребёнок, обвиняемый в нарушении уголовного законодательства, имеет право на такое обращение, которое способствует у него развитию чувства достоинства.

Статья 41. Права ребёнка в других документах

Настоящая Конвенция прав ребёнка действует наряду с другими документами о правах ребёнка, принятыми в конкретной стране.

Статья 42. Распространение Конвенции

Обязательства государства по информированию о принципах и положениях Конвенции, как взрослых, так и детей.

Статья 43 – 54 . Применение положений Конвенции

Эти статьи предусматривают контроль Комитета по правам ребёнка за применением положений Конвенции.

Примечание.Названия статей даны только для удобства пользования. Они не входят в официальный текст.

Приложение 3

Приложение 4

Тезаурус.

Авторское право - подотрасль гражданского права, регулирующая отношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях.

Дееспособность-способность физического лица осуществлять действия в соответствии со своей правоспособностью, дающая возможность наделять его правами и возлагать на него ответственность, обязанности. Полная дееспособность приобретается после достижения лицом совершеннолетия.

Декларация- 1) в конституционном праве название политико-юридических актов, имеющее целью придать им торжественный характер, подчеркнуть их особо важное значение для судеб соответствующего государства Специфической чертой декларации как нормативно-правового акта является общий, неконкретный характер содержащихся в них положений, требующий дополнительного законодательного регулирования; 2) в международном праве торжественный акт, формулирующий согласованные сторонами общие принципы и цели.

Имущественные права- субъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом.

Конвенция-разновидность международного договора, в котором прописанные нормы являются юридически-обязующими для сторон, подписавших эту конвенцию. Конвенцию следует отличать от декларации, последняя носит декларативный характер и не является юридически-обязующим документом.

Личные неимущественные права - права граждан и организаций, не имеющие имущественного содержания, разновидность субъективных прав.

Наследование - переход имущества умершего (наследодателя) к его наследникам. Различают наследование по закону (когда в законе указаны лица, которые являются наследниками, и очередность призвания их к наследованию) и по завещанию. Наследование по закону обычно имеет место при отсутствии завещания.

Опека - вид семейного устройства малолетних (несовершеннолетние до 14 лет), оставшихся без попечения родителей, а также форма защиты прав и интересов гражданина, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Органы опеки и попечительства - орган государственной исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции по опеке и попечительству.

Попечительство- вид семейного устройства несовершеннолетнего, достигшего 14-ти лет, либо форма защиты гражданских прав и интересов совершеннолетнего лица, признанного судом ограниченно дееспособным (например вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами).

Сделка - действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Усыновление - принятие на воспитание детей, лишившихся попечения родителей, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми.

Эмансипация - объявление его полностью дееспособным посредством решения органа опеки и попечительства либо суда по достижении шестнадцатилетнего возраста. В российском гражданском праве несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Разработка урока усвоения нового материала по технологии

Наши рекомендации