Официальные и неофициальные.
Социальная стратификация
Социальная стратификация (дифференциация) –расслоение и иерархическая организация общества.(П. Сорокин).
Критерии дифференциации: доход(экономическая),объем власти(политическая), образование(род деятельности.), выделяют также престиж -оценка общества социальной значимости статуса личности.Престижзависит от реальной полезности деятельности и системы ценностей общества.
Социальные слои:
Касты– строго замкнутые слои традиционных обществ.
Сословия –группы людей, различающиеся по правам и обязанностям.
Классы – социальные группы, выделяемые по способу их участия в общественном производстве и распределении, месту в общественном разделении труда.
Страты– неформальные группы, имеющие относительно равное социальное положение, критериями которого являются доход, доступ к политической власти, образование.
Статус
Социальный статус– это положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое экономическими, профессиональными, этническими идругими специфическими для данной системы признаками (пол, образование, профессия, доход).
Личный статус – положение, которое занимает индивид в малой группе
Социальный статус – положение личности в социальной группе.
Статусный набор – совокупность статусов одной личности.
Социальный статус | ||
Предписанный | Достигаемый | Личный |
Связан с рождением человека (пол, национальность) | Приобретен уже в обществе (образование, профессия) | Связан с признанием качеств и заслуг в системе межличностных отношений (особенно в малой группе) |
Социальная роль- некоторый образец поведения, признанный для людей определенного статуса.
Социальная мобильность
Социальная мобильность (П. Сорокин)– переход индивида или группы из одной позиции в иерархии социальной стратификации в другую.
Социальная мобильность: горизонтальная - внутри одного слоя и вертикальная – переход из одного слоя в другой. Вертикальная мобильность может быть нисходящей и восходящей.
Каналы социальной мобильности («социальные лифты») –это социальные механизмы, перемещающие людей из одного социального слоя в другой: образование, армия, школы, семья, собственность, церковь.
Маргинал –индивид, утративший свой прежний социальный статус, неспособный адаптироваться к новой социальной среде («на краю»).
Маргинальность– промежуточное положение индивида между социальными группами, связанные с его перемещениями в социальном пространстве.
Люмпены– люди, опустившиеся «на дно» общественной жизни.
Социальный конфликт (Г. Спенсер) – столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, группами, классами в обществе.
Структура конфликта: конфликтная ситуация——инцидент——активные действия——завершение
Типы поведения в конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество. Большинство ученых считают конфликт закономерным, прогрессивным явлением.
Типы конфликтов:внутренние, внешние, глобальные, локальные, экономические, политические, семейные, национальные.
Национальные конфликтысвязаны с обострениемнационального вопроса –о самоопределении народов и преодолении этнического неравенства, а также тенденциями в современном мире.
Две тенденции в современном мире:
1. Интернациональная – интеграция, сближение наций.
2. Национальная – дифференциация, стремление к независимости.
Социальная политика государства - целенаправленная деятельность государства по совершенствованию социальной сферы общества. Направления: 1.совершенствование социальной структуры общества, 2. регулирование взаимоотношений между различными слоями, 3. развитие человеческого потенциала (программы развития образования, пенсии, здравоохранение, экология).
Социальная политика: активная- непосредственное воздействие государства (бывает централизованная и децентрализованная) и пассивная- опосредована экономическими факторами
Ст. 54, п. 1 Семейного кодекса РФ: «Ребенком признаётся лицо, не достигшее
возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)»
Периодизация социальной стадии | ||
Отрождения до 1 года | Младенчество | Период первоначального приспособления и приведения в готовность существенных сил к первоначальной адаптации |
От 1 до 6 лет | Детство | Период интенсивного накопления социального значимого опыта и ориентации в социальном пространстве |
От 6 до 11 лет | Отрочество | Период завершения первоначального созревания физических и психологических структур головного мозга |
От 11 до 14 лет | Подросток | Это новый качественный период в становлении человека: половое созревание, сознательное проявление индивидуальности |
От 14 до 18 лет | Юность | Период завершения созревания и социальной готовности |
Молодежь– это социально-демографическая группа со своими привычками, правилами поведения и вкусами, с относительной самостоятельностью в некоторых вопросах.