Торговля и разработки месторождений меди
Экономика культуры винча развивалась быстро не только за счет земледелия и скотоводства, но также торговли и добычи меди. Обсидиан для изготовления серпов и других режущих инструментов добывали в бассейне Верхней Тисы. Алебастр и мрамор для статуй, раковины спондилус для украшений, скорей всего, поступали с берегов Адриатического и Эгейского морей. Залежи цинабарита, использовавшегося для красильных работ, были в Шупля-Стене (Центральная Югославия). Но самым значительным достижением этой культуры следует считать разработки месторождений меди, начатые не позднее 5000 г. до н. э. Древнейшая шахта была найдена в местечке Рудна-Глава, в 140 км к востоку от Белграда (подробнее о металлургии, торговле и ремеслах см. ниже).
Хронология
Когда в 1930 г. профессор Васич впервые опубликовал в «Иллюстрированных лондонских новостях» результаты раскопок телля Винча, то он назвал его «центром эгейской цивилизации во II тыс. до н. э.». По мнению ученого, это поселение возникло в эгейском среднем бронзовом веке и продолжало существовать вплоть до завоевания этого региона римлянами. В этом убеждении он был непоколебим и незадолго до смерти вновь повторил, что Винча — греческая колония. Некоторые современные историки Балкан до сих пор ссылаются на эту точку зрения Васича, чтобы усилить свои позиции его авторитетом. Однако это не соответствует археологическим данным, согласно которым культура винча сформировалась в последние века VI тыс. до
Гимбутас М. Цивилизация Великой Богш
Рис. 3-15.1
Рис. 3-15.2
Столбовые ямы
О Биконические сосуды О Грузики сСЗ Антропоморфные статуэтки • Сосуд на трех ножках
S
рнуальныч сосудов
14 сосудов
4 сосуда
Рис. 3-15
Двух- и трехкомнатные дома из поселения по» невинчевской культуры Дивостин, Центральная Югославия. (1) Двухкомнатный дом (дом № 17) и предположительная реконструкция его стен и кровли; (2) план трехкомнатного дом (дом № 14), скорее всего, — святилища. Площадь северной комнаты - 25,3 кв. м, средней -37,5 кв. м, южной - 25,5 кв. м.
Гмм 111. Зенит европейской ццвилизации: Центральная и Восточная Европа, 5500-3500гг. ддо.н.______________________ 77
Рис. 3-16 Букрания (покрытый слоем глины череп вола) из святилища поздневинчевской культуры (телль Винча, найдена на глубине 2,89 м). Глаза стилизованы под две резные спирали, идущие к носу, который окрашен в синий цвет. Над глазами нарисован красный треугольник (выцвел); рога обломаны. Высота 44 см. |
н.э. и просуществовала около тысячи лет. Поселения культуры винча - убедительное свидетельство того, что развитие материальной культуры, искусств и религии является единым и непрерывным процессом. Современные археологи считают винчу туземной культурой, а ее расцвет - результатом постепенных сошю-экономических изменений, ускоренных появлением металлургии и ростом численности населения. За тысячу лет поселения стали больше почти в два раза, меж тем как физический тип их обитателей - грацильных средиземноморцев - не изменился по сравнению с эпохой старчево28.
Согласно радиоуглеродной датировке и с учетом дендрохронологической корректировки, культуру винча следует поместить в промежутке между 5400-5300 и 4300-4100 гг. до н.э. (Табл. 8). Общая классификация ее примерно такова: ранняя культура винча — ок. 5400—4900 гг. до н.э., поздняя или классическая культура винча — ок. 4900—4300 гг. до н.э. (лишь в одном случае была получена более поздняя датировка, нежели 4300 г. до н. э.)29. Оба периода имели ряд фаз, однако в целом это была единая эволюция, чье постепенное движение хорошо прослеживается на протяжении более ысячи лет.
Керамика
Примерно в 5400-5300 гг. до н.э. в керамике возникает новый стиль, для которого характерны черные изделия с лощеным орнаментом: это заставило некоторых ученых предположить, что новая волна иммигрантов из Западной или Центральной Анатолии принесла сюда свою традицию темной керамики. На самом деле новый стиль появился под воздействием болгарской культуры караново, где производство черной керамики началось на несколько веков ранее и получило достаточно широкое распространение. К концу VI тыс. до н. э. темные сосуды появились не только в Югославии, но и в Фессалии, и даже в Южной Греции.
Переход от старчевской керамики к изделиям культуры винча хорошо прослеживается на примере поселения Анза (Македония), раскопки которого были осуществлены автором данного труда в 1969— 1970 гг.зи В Анзе самые ранние материалы культуры винча были найдены поверх позднестарчевского
i |
cflofl, их радиоуглеродная датировка — ок. 5300— 5000 гг. до н.э. Для слоя культуры винча характерен высокий процент высококачественных черных изделий с лощеным орнаментом (серо-черная керамика счерным ангобом, хорошо обожженная), разнообразие форм и ручек которых намного превышает ассортимент предшествующего периода. Они постепенно
вытеснили оранжевые изделия культуры старчево. Теперь основными формами высококачественных изделий стали биконические сосуды, глубокие и плоские блюда, зооморфные и орнитоморфные кувшины и сосуды на высоких ножках (рис. 3-17). Лучшие экземпляры вылощены до зеркального блеска как снаружи, так и внутри. Большая часть сосудов украшена каннелюрами, которые делались при определенном способе лощения (рис. 3-18.1). Эта декоративная техника, равно как биконические формы (рис. 3-18.2) и разнообразие ручек и ушек являются характерными чертами всего периода винча. В эпоху ранней культуры винча появились также сосуды с черным верхом. На изделия наносился коричневый, желто-коричневый или красный ангоб, а затем их лощили. Черная окраска верхней части не была случайной и, скорей всего, чтобы ее получить, сосуды во время обжига переворачивали и верхнюю часть погружали в золу, в то время как остальные их части окислялись31.
Искусство скульптуры
Искусство культуры винча обладало уникальным своеобразием32, которое позволяет легко отличать его от других культурных групп; большое значение здесь имеет тот факт, что от нее сохранились тысячи мелких и крупных глиняных скульптур. Только на месте давшего ей имя поселения Винча было обнаружено около 2000 фигурок и антропоморфных сосудов, относящихся к разным фазам ее развития. Из них 630 были представлены Васичем в третьем томе его труда «Винча» и нашли приют в Белградском университете и в национальных музеях. Раскопки практически любого поселения культуры винча дают значительное количество статуэток. Самые интересные скульптуры (цветные вклейки 8 и 9) были найдены в Южной Югославии, особенно в районе Приштины (Косово и Метохия), одном из беднейших мест современной Европы, населенном албанцами.
I
Гимбутас М. Цивилизация Великой Богат
Рис. 3-18.1 |
Рис. 3-18 (1) Типичный сосуд культуры винча черного лощения в виде свернувшейся змеи и с каннелюрами (ранняя фаза классического периода культуры винча, начало Vтыс. до н.э.; высота 14,5 см). (2) Черный лощеный (гладкий) сосуд из Црнока-лачка-Бары у г. Ниш, Южная Югославия. Поселение ранней культуры винча, ок. 5000 г. до н.э.; высота 37 см. |
Рис. 3-17
Рис. 3-17 Керамика ранневиневсккй культуры черного узорного лощения: биконические сосуды с шнелюрами, блюда, кувшины ручками, сосуд на ножке и большой кувшин с ликом Богини-птицы на горлышке. Ок. 5200-5000 гг. до н.э., Анза IV, Македония, Юго-Восточная Югослави
; Ш. Зенит европейской цивилизации: :ентральнаяи Восточная Европа, ,500—3500 гггдо н.э.
Рис. 3-19.3 |
Рис. 3-19.2 |
Рис. 3-19.1 |
Рис. 3-19 Богиня-птица в маске с клювом, Винча, (1) начало Утыс. до н.э., (2, 3) середина Утыс. до н.э.
Статуэтки культуры винча, в особенности изображения Богини-птицы, представляют ряд ценных деталей: характерную безротую маску с большим носом или клювом (рис. 3-19 и 3-20); такие детали туалета, как лямки (рис. 3-20), набедренные ремни или узкие юбки (см. рис. 7-87 и 7-89-7-94), а также вырезанные или нарисованные символические обозначения божественности — знаки в виде «V», шевроны, волнистые, параллельные, двойные и тройные линии (см. рис. 7-14). В некоторых случаях изображения Богини-птицы появляются на горлышках сосудов (см. рис. 7-17) или прикрепляются к ним в качестве маски (рис. 3-19.2). Птицеобразные сосуды с человеческими масками можно считать настоящими шедеврами этого искусства. Маски характерны для всех скульптур с ясно выраженными чертами кото-рые представляют божественных существ. У Богини-птицы и других богов классического периода культуры винча лица закрыты пятиугольными масками с
полукруглыми глазницами (рис. 3-19 и 3-20). У поздних скульптур культуры винча глазницы имеют миндалевидную форму (рис. 3-21). На плоских частях маски вырезали символические знаки. Крупные маски в натуральную величину были найдены в Южной Югославии (цветная вклейка 11).
Среди скульптур преобладают изображения Богини-птицы; это позволяет предположить, что именно она была главным божеством, которому поклонялись в святилищах культуры винча. Однако встречаются изображения и других божеств - богинь в образе змеи, мадонн (матерей с младенцами на руках, в медвежьей или птичьей маске: см. рис. 7-5 и 7-6). Около 20% статуэток составляют зооморфные фигурки - змеиные, лягушачьи, ежиные, песьи и рыбьи - и антропоморфные фигурки мужчин в бараньих или козьих масках. Чрезвычайно любопытны обнаруженные в Южной Югославии кентавры с человеческой головой, лицом-маской и туловищем быка (цветная вклейка 22). Ха-
Бо, |
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Бо,
Рис. 3-20 |
Рис. 3-20 Типичная статуэтка культуры винча в большой пятиугольной маске с полукруглыми глазницами, горизонтально рассеченной тройной линией, ниже которой идут заштрихованные участки. По плечам — черные лямки с белой каймой. Витошевац-Лукичски-Брег у г. Ниш, Юго-Восточная Югославия, 5000- 4500 гг. до н. э.; высота 13 см. |
рактерной чертой более раннего этапа искусства винча являются крышки в виде совиной головы, которыми покрывали большие биконические сосуды, скорей всего использовавшиеся как емкости для жидкости во время религиозных обрядов (цветная вклейка 10). Некоторые зооморфные и антропоморфные статуэтки вырезали из мрамора, алебастра или из опалита: прекрасный тому пример — песьи головы из светло-зеленого опалита и белого мрамора. Вместе со статуэтками археологи нередко находят столы для приношений, сосуды и мас-ляные лампы с ножками антропоморфных или зооморфных очертаний, символической резьбой или яркой раскраской (цветная вклейка 13).
Как и тысячу лет назад, в эпоху сескло, на каждой стадии культуры винча встречаются и шедевры реалистического искусства, и схематически выполненные реплики более крупных скульптур. Схематизированные или миниатюрные статуэтки обычно покрыты символическими рисунками и знаками: их в значительных количествах изготавливали в эпоху ранней культуры винча. Не исключено, что многие фигурки со знаками имели вотивный характер.
Здесь мне хотелось бы привести пример, связанный с моими раскопками раннего поселения культуры винча в Анзе (Македония). Там в одной из построек — очевидно, разрушенном святилище — были найдены не только обычные статуэтки небольших размеров, но и огромный сосуд высотой в 92 см, украшенный красными треугольниками и шевронами, на горловине которого вырезан лик Богини-птицы (см. рис. 7-17). Неподалеку от этого места были также обнаружены сосуд в форме водоплавающей птицы длиной в 60 см (см. рис. 7-18) и скульптурное изображение свиньи в натуральную величину^. Размер и детальность скульптуры, естественным образом, зависели от ее предназначения.
Эстетические достижения, воплощенные в керамике и скульптуре культуры винча, заставляют по-новому взглянуть на творческие традиции Древней Европы. Ее искусство было не только пронизано мифологическими ценностями, оно достигло того уровня технического мастерства, который способствовал появлению как схематически обобщенных, так и в высшей степени реалистических изображений. По части совершенства в изображении женского тела некоторые торсы культуры винча вполне достойны соперничать с древнегреческой скульптурой (рис. 3-22).
Культура тиса в бассейне реки Тиса
Своим названием эта культура обязана реке 'иса,которая катит свои воды с Карпатских гор по Восточной Венгрии и Северной Югославии и впадает! Дунай (см. выше рис. 3-14). По аллювиальным вовышенностям на заливных лугах рек Тиса, Мароши Кёрёш было рассыпано немало поселений. Они от четливо делятся на три группы, каждая из которш получила свое название: группа горжа в окрестностж Сольнока (Южная Венгрия), херпай поблизости 01Дебрецена (Восточная Венгрия) и чёсхалом рядомс городом Ньиредьхаза (Северная Венгрия).
Как и винча, культура тиса берет начало в культуре старчево (кёрёш): среди ее носителей преобладает грацильный средиземноморский (старчевскй) физический тип. Она отлична от культуры винчавс специфических экологических характеристик бассейна реки Тиса; ее обособление в качестве самостоятел! ной культуры совпало с появлением теллей и их хозяйственного уклада.
Открытие культуры тиса и ее основные поселения
Открытие и начало изучения культуры тиса связ! но с раскопками в местечке Чока (теперь входящем состав Северной Югославии), которые с 1907 по 1913проводились Ф.Морой34. А исследования поразитель-
hataill. Зенит европейской цицивизациии:ентральная и Восточная явропа, 5500-35000г. до н.эн
Рис 3-21.1
Рис. 3-21
(1) Богиня-птица культуры винча в виде сосуда с пятиугольной рельефной маской; тонкая светло-коричневая текстура, каннелюры (вылощен галькой).
(2) Вид с трех сторон; спереди и сзади — орнамент из шевронов, выполненный техникой каннелирования. Классическая культура винча, начало Утыс. до н.э.; высота 32,5 см.
\
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой БояЩ
Рис. 3-22 Сидящая женская терракотовая статуэтка; классическая культура винча, Чар-шия, Центральная Югославия, приблизительно 4700— 4500 гг. до н. э.
Рис. 3-23 Антропоморфные сосуды в виде восседающих на тронах богинь, украшенные панелями с орнаментом из шевронов, зигзагов, заштрихованных треугольников, полос из ромбов, знаков «X» и священными письменами. На руках и запястьях обозначены браслеты (нижний ряд, справа). Кёкеньдомб, Юго-Восточная Венгрия, классический период культуры тиса, начало Утыс. до н.э.; высота (1)33 см, (2) 24 см, (3) 23 см.
Рис. 3-23.1
Рис. 3-22
Рис. 3-23.2
Рис. 3-23.3
но богатого телля Кёкеньдомбу рода Ходмезёвашархей (Юго-1 точная Венгрия), в 1922-1944 проведенные Я.Баннером, с ли научную базу — и стали моюн: стимулом — для изучения данн культуры35. Последующие раскопи Сегвар-Тюзкёвеш в Сентеше ( 1955-1964 гг. осуществлял Й.Чала в 1970-х гг. -Я. Коре к) дали кулы^ ре тиса самостоятельный статуей многом благодаря открытию щ зительной глиняной скульптуры! антропоморфных сосудов (цветня вклейка 12). Мастера Кёкеньдомй и Сегвар-Тюзкёвеша оставили щ уникальные образцы пласиине1 ского искусства, в том числе антро-поморфные сосуды в виде воск дающей на троне богини богат украшенные вставками с символ*
ческими ГСОМСТОИЧССКИМИ V3GDJ1VI
(рис 3-23) и изображения мужски божеств, из которых самым знаЭ ниты м является так называемы! «Бог с сепппм» из Сегвап-Ткпкё» ша (изображение мужчины Э рый на плече держит поелмётсе*! повидной формы)36.
Хронологическое деление
В 1970-х и 1980-х гг. были про-! должены раскопки теллей, богатая культурными остатками ранней! классической тисы. Среди них-| Весте37, Баттонья38, Херпай39 и Ы жа40. Около 60 радиоуглрродный датировок, полученных при исследовании ряда теллей, позволяю поместить эту культуру между 5491 и 3700 гг. до н.э. (Табл. 9). В эта промежутке имели место рання культура тиса или период сака№ хат (5400-5000 гг. до н.э.); классе-: ческая культура тиса (5000-4400 п до н.э.), давшая три подфазыи-са I II III; тисапольгарский период (4400-3700 гг. до н.э.), извсстный не столько теллями сколкко захоронениями. Превосходны! обзор последних весьма интенсивных раскопок можно найти в вы4 шедшем на английском языке км лективном труде под редакиис! П.Рацки «Поздний неолит в рай-оне реки Тиса»(1987).
I.wa III. Зенит европейской цивилизации: Центральная яВосточная Европа, 5500-3500гг. до н.эн
S3
Рис. 3-24
IfiT.-
• i ii
I
А
II
ЖЛГ--
5м
_1
Рис. 3-24
План и реконструкция дома. Стены в комнате с боковым входом и самой большой печью (справа в углу) были внутри и снаружи украшены полосами нарезного орнамента в виде меандров и окрашены в красный цвет. Горжа, Юго-Восточная Венгрия, классический период культуры тиса, ок. 4500 г. до н.э.
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Вт
Рис. 3-25
Рис. 3-25 Реконструкция двухэтажного дома (святилища?), Херпай, уровень 8, дом 11;Восточная Венгрия, XLVIII-XLVIвв. до н.э. (радиоуглеродные датировки см. в Таблице 4).Все три комнаты первого этажа были заполнены горшками. В двух комнатах справа стояли печи в виде усеченных пирамид в комнате слева находился круf—
этаже также имелось два больших
ти было скопление сосудов.
Поселения-телли
Необходимым условием для появления теллей было существование построек из дерева и глины. Размеры поселений варьировались от 1,5 га (Кё-кеньдомб)до 11 га (Сегвар-Тюзкёвеш). Самый крупный из северных теллей в Чёсхаломе имеет пять уровней последовательной застройки41. Все курганы расположены на возвышенностях, рассыпанных по заливным лугам, в районах, пригодных для выращивания зерновых.
Телли можно классифицировать по трем основным категориям: высота в 3-4 м указывает на высокую плотность населения; высота в 1—2,5 м - на менее густонаселенные поселки, как правило, с большей территорией; что касается однослойных поселений, то он и состояли из отдельных домов. Все эти типы поселений могли существовать рядом, образуя единый поселенческий комплекс42. Дома ставили на близком расстоянии друг от друга, так что они образовывали небольшие группы, в 4—6 домов, или большие, в 10—13 домов, пространство вокруг оставлялось свободным.
Архитектура
Примечательной особенностью архитектуры тиса являются многокомнатные и двухэтажные постройки (рис. 3-24,3-25). Многокомнатные дома имели до 18 м в длину (например, в Горже), трехчастное деление, деревянный каркас и глинобитные стены. Поставленные вертикально бревна поддерживали двускатную кровлю и укрепляли стены. Плетеная часть стены между бревнами состояла из прутьев, веток и камыша, которые затем с обеих сторон покрывали слоем глины. Полы также обмазывали глиной, под которой нередко находилась деревянная основа, хранящая отпечатки
тростниковых или камышовых циновок. Носител культуры тиса украшали стены рисованным или гра вированным орнаментом, в некоторых поселен! (Кёкеньдомб, Горжа, Херпай) сохранилась глиням лепнина в форме звериных голов. В каждой комнат была глиняная печь — открытая или закрыта с куполообразным верхом или в форме усеченной ш рамиды. Характерной особенностью домов культур тиса были большие прямоугольные или круглые .iapiдля хранения зерна. Их либо вмуровывали в пол, ли& ставили на ножках. Некоторые из этих деревянных^! дуков и корзин чудом сохранились (в Херпае). Кучи глиняных пряслиц указывают на то, что рядом с очага ми располагались вертикальные ткацкие станки. стью богатой внутренней обстановки - которая, например, встречается в Весте классического ' периода к^ь-туры тиса — могли быть похожие на столы переноснь жертвенники, плоские чаши с четырехугольным основанием крышкидля больших сосудовувенчанныешо-бражен,ием птичьих голов прикрепленные к стена декоративные бычьи головы, ямы для приношений ксоносы — ритуальные блюда на ножках с множество маленьких отделений для различных поиношени?
*,,,t""1" "IWJIK""" AV^ri рилш шшл припиши.™
(рис 3-26 3-271 9ти ппелметы связаны с спвепшени-
были общинными святилищами то по крайней мек. местом домашнего культа