Развитие Я в теории Л. С. Выготского
Развитие ребенка характеризуется двумя основными переменами, происходящими в эту пору и имеющими для всего последующего развития решающее значение.
Первый момент — органический — состоит в том, что ребенок овладевает вертикальной походкой. Отсюда радикальная перемена в приспособлении к пространству, расширение его власти над вещами, освобождение рук от функций передви-
жения и обилие предметов, которыми он может теперь манипулировать и овладевать.
Начинающие ходить дети не только воспринимают себя как отдельное объективное существо, но у них уже есть представление об отсутствующих сейчас объектах и событиях, и они вполне могут оперировать этими представлениями. Ребенок становится относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего. С осознанием этого объективного факта и связано, по мнению С. Л. Рубинштейна, зарождение самосознания личности, первое представление о своем Я. При этом человек осознает свою самостоятельность лишь через свои отношения с окружающими людьми, он приходит к познанию собственного Я через познание других людей.
Другой момент, Л. С. Выготский назвал его культурным, заключается в овладении речью, которое приводит к перестройке всех особенностей детского мышления, памяти и других функций. Речь становится универсальным средством для воздействия на мир.
Решающим моментом в смысле развития личности ребенка в этом периоде является осознание им собственного Я. Как известно, ребенок первоначально называет себя собственным именем и с некоторым трудом переходит к тому, чтобы усвоить личное местоимение.
Понятие о Я развивается у ребенка из понятия о других. Понятие о личности есть, таким образом, социальное отраженное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы, приспособления, которые он применял по отношению к другим.
Личное имя ребенка выделяется часто в ответах на вопросы: "Кто хочет этого? У кого это есть?". Здесь личное местоимение, как и собственное имя ребенка, является указательным жестом на самого себя.
Следующей стадией в развитии Я ребенка является игра как особая форма поведения. На стадии игры ребенок еще неустойчиво локализует свою личность. Он также легко может быть другим, как и самим собой. Аналогично этому каждая вещь может принять любой облик, однако при общей лабильности, неустойчивости детского Я и окружающих его вещей, внутри каждой игры ребенок уже разумно расчленяет обращение с веща-
ми и обращение с людьми. Примечательно и то, что ребенок на этой стадии развития уже не путает деятельность игры и деятельность серьезную, он уже владеет одной и другой.
Теории социального сознания
Природа процесса познания ребенком собственного Я раскрывается определенным образом в работах В. В. Зеньковско-го, который развитие самосознания ребенка тесным образом связывает с социальным сознанием, т. е. восприятием людей как живых существ. Все развитие самосознания и социального сознания есть лишь дифференциация и развитие этого изначального и непосредственного сознания внутренней однородности личности своей и других людей. Различение "людей" и "вещей" является самым ранним из различий, в которых для сознания ребенка открывается многообразие мира.
Развитие самосознания и социального сознания не может быть отделено одно от другого. В. В. Зеньковский выделяет три фазы в развитии самосознания и социального сознания. Первую он называет проективной, вторую — субъективной, третью — эйективной. Обратимся к характеристике этих ступеней в развитии у ребенка самосознания и социального сознания.
По терминологии В. В. Зеньковского, люди "рисуются" ребенку проективно— это живые, активные существа, которых он знает лишь внешне. Тот внешний образ, в котором ребенку представляются люди, Зеньковский называет проектом, "ибо каждый человек рисуется для нас в своем внешнем облике, в котором, однако, есть жизнь, находящая свое выражение столько же в действиях, движениях, сколько и в блеске глаз, звуках голоса, улыбке. Мы, взрослые, сложнее и глубже осознаем человеческую среду, но и у нас исходным пунктом является проект — внешний облик человека, внешние обнаружения и действия его. Для ребенка характерно, что этим внешним материалом исчерпывается все, что он осознает о людях"1.
Проективное социальное сознание, по утверждению В. В. Зеньковского, очень рано ведет к появлению проективной самоха-
1 Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1992. С. 45.
рактеристики, которую он определяет как проективное самосознание. Первые чувства, связанные с проявлением интереса к своей личности, возникают у ребенка в связи с взаимодействием с социальной средой. Он рано привыкает к тому, что имеет свое имя, откликается на него. Позднее ребенок приобретает способность реагировать на действия, проявляемые взрослым в отношении его.
Все это способствует накоплению материала для проективной самохарактеристики. «Дети приучаются к тому, что у них есть свое "место" в системе социальной жизни, что к ним определенно относятся окружающие люди, что у них есть свое имя, — все это ведет к тому, что дитя выделяет себя из окружающей обстановки. Не внутренние, а социальные мотивы побуждают дитя к этому: дитя только следует тому выделению его из среды, какое оно "преднаходит" в этой среде по отношению к себе»1.
В указанный период происходит переход ребенка от существа, уже ставшего субъектом (т. е. сделавшего первый шаг на пути формирования личности), к существу, осознающему себя как субъекта, иначе говоря, к возникновению того системного новообразования, которое принято связывать с появлением слова "Я".
Весь этот период осуществляется в условиях, во многом отличных от тех, которые определяли жизнь и деятельность младенца. Дети раннего возраста, благодаря успехам предшествующего развития в младенческом возрасте, начинают занимать совсем иное место в окружающем их мире людей и предметов. Они способны к удовлетворению многих своих потребностей, первичным формам речевого общения, иначе говоря, могут уже осуществлять деятельность, не опосредованную взрослыми людьми. В этот период познавательная деятельность ребенка обращается уже не только на внешний мир, но и на самого себя.
Настоящий интерес к самому себе, указывает В. В. Зеньков-ский, созревает очень медленно и становится вполне определенным лишь в отрочестве. Субъективное самосознание однако вовсе не устраняет проективного. Оба вида самопонимания, взгляда на себя питают друг друга. Следуя Зеньковскому, вне-социальное и социальное самосознание образуют два полюса в сознании человека. Благодаря этому человек никогда не сознает себя только изнутри: уму всегда рисуется собственная лич-
ность и извне. Иначе говоря, в нашем самосознании мы всегда связаны с социально-психической перспективой, всегда осознаем себя среди других людей.
Открыв в себе внутренний мир, ребенок неизбежно приходит к сознанию, что и в других людях есть свой внутренний, закрытый для других внесоциальный мир. Эту стадию В. В. Зень-ковский называет эйективацией. Объясняя ее природу, он ссылается на детскую подражательность в отношении к взрослым. Замечая действия взрослых, подражая им в играх, ребенок облекает их собственными эмоциями и фантазией. «Работа фантазии определена внешне темным эмоциональным вживанием в душу родителей, проективными образами их, но тем свободнее она во внутреннем вживании в "позиции" родителей. Внешние движения неизбежно вызывают игру чувств, дитя переживает новые эмоции, которые определяются игровой фантазией...»1.
Степень овладения растущим человеком социальным опытом действий и отношений, осознания себя в обществе, видения себя в других людях, готовности к ответственному дей-• ствию в окружающем мире своеобразно кумулируется в позиции его Я по отношению к обществу. Формирование такой позиции представляет собой постоянный процесс и одновременно результат социального развития ребенка в онтогенезе.
Целенаправленное рассмотрение в качестве объекта исследования особенностей развития межличностных связей у детей, условий становления их социальной зрелости и анализ ее формирования на разных этапах детства позволили Д. И. Фельд-штейну2 вычленить два основных типа реально существующих позиций ребенка по отношению к окружающим, условно названных им "Я в обществе" и "Я и общество".
Первая позиция, где акцент делается на себя, отражает стремление ребенка понять свое Я — что такое Я и что я могу делать. Вторая касается осознания себя субъектом общественных отношений. Обе эти позиции четко связываются с определенными ступенями развития дошкольника, фиксируя соответствующее положение растущего человека по отношению к социальной действительности, его возможности включения в деятельность и развития в ней.
Зенькоеский В. В. Психология детства... С. 47.
1 Зеньковскип В. В. Психология детства... С. 53.
2 Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994.
Предметно-практическая сторона деятельности, в процессе которой происходит освоение социального опыта ребенка через освоение орудий, знаков, символов, выработки способов обращения с предметами, при оценке своих действий, рефлексии на свое поведение, связана с утверждением позиции "Я среди других — Я в обществе".
Становление качественно иной социальной позиции "Я и общество" связано с актуализацией деятельности, направленной на усвоение норм человеческих взаимоотношений, обеспечивающей осуществление процесса индивидуализации. Ребенок стремится проявить себя, выделить свое Я, противопоставить себя другим, выразить собственную позицию по отношению к другим людям, получив признание самостоятельности, заняв активное место в разнообразных социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими. Это обеспечивает развитие у него самосознания себя в обществе.
Развертывание определенной позиции ребенка по отношению к людям и вещам приводит его к возможности и необходимости реализации накопленного социального опыта в такой деятельности, которая наиболее адекватно отвечает общему уровню психического и личностного развития. Так, позиция "Я в обществе" особенно активно развертывается в периоды раннего детства (с 1 года до 3 лет), младшего школьного (с 6 до 9 лет) и старшего школьного (с 15 до 17 лет) возраста, когда актуализируется предметно-практическая сторона деятельности.
Позиция "Я и общество", корни которой уходят в ориентацию младенца на социальные контакты, наиболее активно формируется в дошкольном (с 3 до 6 лет) и подростковом (с 10 до 15 лет) возрасте, когда особенно интенсивно усваиваются нормы человеческих взаимоотношений.
Выявление и раскрытие особенностей разных позиций ребенка по отношению к обществу позволили Д. И. Фельдштейну выделить два типа закономерно проявляющихся рубежей социального развития личности, обозначенных им как промежуточный и узловой.
Промежуточный рубеж развития — итог накопления элементов социализации — индивидуализации — относится к переходу ребенка от одного периода онтогенеза в другой (в 1 год, 6 и 15 лет).
Узловой (поворотный) рубеж представляет качественные сдвиги в социальном развитии. Он связан с новым этапом онтогенеза (в 3 года, 10 и 17 лет).
Названные типы рубежей фиксируют достигаемый уровень социальной позиции растущим человеком, подчеркивая определенный характер этой позиции.
В социальной позиции, складывающейся на промежуточном рубеже развития ("Я в обществе"), реализуется потребность развивающейся личности в приобщении себя к обществу — от рассмотрения себя среди других, стремления быть, как другие, до утверждения себя среди других.
На узловом, поворотном рубеже развития, когда формируется социальная позиция ("Я и общество"), реализуется потребность растущего человека в определении своего места в обществе, в общественном признании — от осознания наличия своего Я, своей "самости" до стремления к реальному выделению своего Я в системе равноправных отношений с другими людьми.
И промежуточные, и узловые рубежи возникают в процессе социального развития не однажды: закономерно чередуясь, они следуют один за другим. Например, если "Я в обществе" у годовалого ребенка означает, что он начинает понимать, что есть другие, то у шестилетнего позиция "Я в обществе" содержит рассмотрение себя в кругу других конкретных людей, стремление походить на них.
Если "Я и общество" у трехлетнего ребенка указывает на выделение своего Я среди других людей, то у десятилетнего уже происходит освоение общества не просто как совокупности знакомых людей, а как объективно существующей социальной организации, где его Я выступает наравне с другими.
Таким образом, определение позиции, своего места в "мире людей", осуществляемое в деятельности взаимоотношений, дает импульс к развитию возможностей ребенка, его потенций, лежащих в основе построения образа Я.