Классификация движения косплей

О популярности движения косплей выступил японский представитель фирмы Cosplay.com Джеки Доусай, который занимается продвижением косплея на официальный уровень и подготовкой профессиональной команды японских косплейеров. Кроме того, он является одним из организаторов Всемирного Косплей саммита и главной фигурой в жюри, которое отбирает косплейеров для Саммита по всему миру. Джеки сравнивает косплей с коллекционированием. По его мнению: «Человек, увлеченный чем-либо очень сильно, всегда старается собрать как можно больше предметов, связанных с объектом своего увлечения. Фанаты аниме и манга стараются заполучить все, что связано с любимым героем, будь то фигурка или аксессуар. Косплей дает все это сразу и в большом количестве. Мы получаем готового персонажа, в его костюме, с его аксессуарами, и сами на какое-то время становимся им, воспроизводя его манеру говорить, двигаться и вести себя. Нам хочется побывать в мире нашего любимого персонажа, стать таким же, как он. Отсюда ключевой момент в косплее – синхронизировать себя с персонажем. Настоящий косплейер не только выяснит все подробности и тонкости костюма и макияжа персонажа, но и постарается понять, почему именно такое одеяние выбрал персонаж, какие у него привычки и хобби, постепенно узнавая персонажа как личность. Очень часто настолько вживаешься в образ, что начинаешь переносить какие-то черты характера персонажа в реальную жизнь, что может даже помочь исправить какие-то свои вредные привычки. Занимаясь косплеем, очень легко найти друзей, которые любят то же, что и вы. Например, встречаются два персонажа Луффи и Сандзи, вот уже масса точек соприкосновения, в итоге два косплеера стали настоящими друзьями. Все косплееры стараются объединиться в команды и вместе придумывать и шить костюмы, писать сценические выступления, вместе творить».

Интерес к косплею переживает настоящий всплеск. Из этого можно сделать вывод, что культура косплея ещё не сформирована до конца, а, наоборот, стремительно развивается, все больше и больше расширяя свои рамки.

Косплей с каждым днем принимает в свои ряды новых поклонников. Причем, косплеем начинают заниматься не только школьники и студенты, но и люди более старшего возраста. Как правило, хороший уровень косплея − у относительно взрослых и обеспеченных людей, как минимум − студентов старших курсов. На аниме-фестивале много 16-летних девочек, но они обычно делают самые простые костюмы. Старшее поколение выбирает для себя героев не столько из аниме, сколько из исторических фильмов. Здесь на сцену выходят суровые самураи и мужественные рыцари.

Появляются новые виды косплея, совершенствуются уже существующие. Из существующих видов косплея можно выделить следующие:

1) Явление, когда косплееры перевоплощаются в лиц противоположного пола, получило термин «Сrossplay» (см. Рисунок 24). Особенно популярен этот стиль у девушек, которые часто копируют своих любимых героев мужского пола.

Рисунок 24 – Представители Сrossplay (персонаж Джек Воробей из фильма «Пираты Карибского моря»)

2) «Dollers» — косплееры мужского пола, использующие для создания и получения максимального сходства с женским персонажем специальные накладки на разные части тела, а также специальные маски (см. Рисунок 25).

Рисунок 25 – Представители Dollers

3) «Kigurumi» — термин, которым называют явление, когда «косплеят» персонажей из животных (см. Рисунок 26).

Рисунок 26 − Kigurumi пижама костюм крокодила

4) Косплей по аниме и манге: костюм персонажа берется не только из анимационного фильма, сериала или японского комикса, но и из специально изданных артбуков и компьютерных игр (см. Рисунок 24). Это ни в коем случае не является нарушением каноничности. Костюмы по аниме могут быть как простыми в изготовлении, так и чрезвычайно сложными. Иногда на создание костюма у косплеера уходит по полгода.

Рисунок 24 − Герой комикса (манги) "Бесобой" − Балор в исполнении Алёны Дягилевой, город Улан-Удэ, Республика Бурятия, 2016 год

5) Игровой косплей: косплей на популярные видеоигры (см. Рисунок 25);

Рисунок 25 – Эцио Аудиторе да Фиренце герой компьютерной игры «Assassin's Creed» в исполнении Алены Макарычевой, г. Улан-Удэ, Респблика Бурятия, 2015 год

6) Кукольный косплей: в качестве дополнительного персонажа для более полного раскрытия образа или для использования в сценке или показе это костюм для куклы, которая служит (см. Рисунок 26).. Кукла изображает спутника странствующего героя, которого изображает косплеер. Кукла может наряжаться и в такой же костюм, как и у участника (см. Рисунок 27).. Также, кукольный косплей служит ещё для одной цели: в нем можно воплотить то, что невозможно выполнить для себя. Или сделать персонажа, роль которого не подходит самому косплееру, но очень хочется её представить на суд зрителей.

Рисунок 26 – Куклы в образах Эльфаба, Фиеро и Глинда. Автор – bowiegirl, г. Москва. 2016 год. https://vk.com/wall-9878695?offset=1200

Рисунок 27 – Кукольный косплей

7) Оригинальный косплей: прекрасная возможность воплотить все свои мечты, т.к. придумывает и создает персонажа косплеер сам (см. Рисунок 28). Здесь человек не ограничен никакими рамками, все фантазии и оригинальные идеи могут найти свой выход в создании оригинального косплея. Но здесь существует один весьма весомый минус: такой необычный костюм очень сложно оценить, потому что нет оригинала, с которым его можно сравнить. В этом случае костюм оценивают по сложности и мастерству исполнения.

Рисунок 28 – Оригинальный косплей на персонаж Skye из манги Вселенная Аиши Неко в исполнении Юлианы канда, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, 2014 год

8) J-рок косплей: косплей поклонниками j-rock музыки сценических образов («visual key») любимых исполнителей, групп (см. Рисунок 29). Пока это явление получило широкое распространение лишь только в Японии. Конечно, и в других странах также можно встретить людей, настолько обожающих какого-либо исполнителя из стиля j-rock, что они примеряют его образ на себя и копируют его манеру одеваться, двигаться, делают прически под своего кумира. Но все же на Западе это не приобрело широкий масштаб.

Рисунок 29 − Косплей группы Dir en grey, победители первого в Москве J-Rock Convent'а

9) Ролевой косплей – косплей не по аниме, а по мотивам фэнтези, фантастики или различных популярных фильмов (см. Рисунок 30). Американские косплееры же давно шьют костюмы персонажей не из манги, а из американских фильмов и комиксов;

Рисунок 30 – Персонаж Тауриэль из фильма «Хоббит: Пустошь Смауга» и «Хоббит: Битва пяти воинств» в исполнении Кохэйри, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, 2015 год.

10) Косплей по мультфильмам – прототипы: неазиатские мультипликации;

11) Косплей по книгам – прототипы: популярные книги, легенды и мифы;

12) Косплей реальных людей – прототипы: известные деятели, певцы, актеры и т.д.;

13) Косплей в стиле стимпанк (Steampunk). Тенденцией данного вида косплея стало использование элементов реальных костюмов и существующей моды в создании костюмов для «костюмированной игры». К примеру, стилизация одежды под наряды фарфоровых кукол викторианской эпохи (Gothic Lolita) привлекает некоторых косплееров, которые используют детали и даже большие элементы этих костюмов для создания косплея (см. Рисунок 31).

Рисунок 31 − Костюм " Steampunk doll".

Виды косплей-движения
Таким образом, на основе вышеизложенного можно выделить следующие виды движения косплей в мире, представленные на рисунке 32.

Косплей по аниме и манга
Косплей в стиле стимпанк
Игровой косплей
Оригинальный косплей
Ролевой косплей
J-рок косплей
Кукольный косплей

Рисунок 32 − Разновидности движения косплей

Разнообразны и формы представления косплея:

1) Сценический косплей: здесь косплееры показывают театрализованные представления, где могут быть задействованы и не косплееры, в поддержке декораций и т.п. (см. Рисунок 33);

Рисунок 33 – Демонстрация сценического представления "Бременские музыканты" на Иркутском фестивале «АНИМЕ38 Fight Cosplay-con 2015»

2) Дефиле персонажей: демонстрация костюма и изображение персонажа на сцене в течение короткого промежутка времени (см. Рисунок 34).

1. Рисунок 34 – Персонаж Ситри Картрайт из манги «Принц преисподней: Демоны и реалист» в исполнении Pheasant, г.Улан-Удэ, Республика Бурятия, 2014 год.

3) Вокальные и танцевальные номера (шоу): мероприятие сценического характера, которое может сочетать в себе театральные, вокальные, танцевальные и другие подобные номера, участниками которых в основном являются косплееры (см. Рисунок 35);

Рисунок 35 – Вокально-танцевальный номер на фестивале «Pandora Festival "2 Level"!!!», г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, 2016 год.

4) Шествие: встречи знакомых, неспешные брожения по городу (см. Рисунок 36);

Рисунок 36 – Шествие косплееров в честь дня города, г. Иркутск. Дата проведения 08.06.2015 год.

5) Одиночные, парные и групповые сценки: показ костюма, характерные позы и мимика персонажа (см. Рисунок 37);

Рисунок 37 – Парная сценка персонажей LexTilm и Krymu из манги «Большой куш», г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, 2014 год.

6) Фото- и Видео-косплей: К изготовлению костюмов для участия в фотосессиях, посвященных тому или иному аниме, фильму или игре, косплееры подходят не менее серьезно, чем к костюмированным фестивалям и показам. Фотокосплей это не просто позирование перед объективом фотокамеры (см. Рисунок 38). Нужно изобразить своего персонажа и полностью раскрыть его образ, находясь в статичном положении, не используя такие способы, как речь, пластика, походка. Используется только мимика, выражение глаз и замерший в движении жест. Но индивидуальные фотосессии не так сильно распространены, как может показаться. Чаще всего в фотокосплее задействованы два или более участников, которые пытаются передать через фотографию какие-либо сцены, атмосферу фильма или манги в картинке, или изобразить какой-нибудь момент из отыгрываемого источника. В качестве декораций используются индустриальные здания, стройки, природа. Но чаще всего для этого вида косплея используются фотостудии, которые оборудуются в соответствии с поставленной задачей.

Рисунок 38 – Персонаж Акамэ из манги «Убийца Акамэ» в исполнении Alice Raliv, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, 2015 год.

7) Профессиональный косплей - в России встречается довольно редко, в основном для него создаются специальные косплейные группы (косбенды), которые имеют свой гардероб, отобранный состав и возможность делать качественные и красивые снимки (фотографы не заменимая часть аниме фестивалей и фото-косплея) (см. Рисунок 39).

Рисунок 39 – Часть коллекции костюмов мастерской «АНИМЕ 38», г. Иркутск, Россия, 2015 год.

8) Домашний косплей - как правило, этот вид очень распространен среди начинающих косплееров (см. Рисунок 40), либо тех, кто не имеет возможности сходить на «аниме-пати» (см. Рисунок 41). Отличительной особенностью начинающих анимешников является то, что костюм собирается буквально из «всего, что под руку подвернется» и участвуют в нем, в среднем, от одного до пяти человек. Фотографирование/снятие видео проходит так же, в основном, в домашних условиях, потому такие косплеи редко отличаются особым качеством. Но безусловным преимуществом является эмоциональная часть процесса.

Рисунок 40 – Косплей начинающих косплееров

Рисунок 41 – Домашний косплей блич Полу Гин-полу Айзен и Хисаги Шухей, Россия.

9) Пародия на косплей: Цель косплеера-пародиста - это подражание, имеющее целью создание комического эффекта. Известно, что некоторые косплееры изначально настроены на создание гротеска. Например, когда полные и/или немолодые люди одеваются в костюмы кукол, маленьких зверушек и т.п. (см. Рисунок 42).

Рисунок 42 – Косплей двойника и пародиста на примере аниме персонажа

Таким образом, выделены основные формы представления косплея представленные на рисунке 43.

Форма представления Косплея
Фото- и видеокосплей
Домашний косплей
Шествие
Вокально-танцевальные номера
Сценический косплей
Пародия на косплей
Дефиле персонажей
Одиночные, парные и групповые сценки
Профессиональный косплей

Рисунок 43 – Основные формы представления косплея

1.2.2 Основные требования и ключевые моменты по созданию образа косплея

Как и любое явление косплей имеет свои требования:

1. Узнаваемость персонажа. Далеко не все персонажи и далеко не все костюмы легко узнать. Например, многие герои ходят в обычной японской школьной форме. Ее просто воспроизвести, но зрителям будет трудно угадать, чей именно это костюм. С другой стороны, есть сложный и уникальный костюм персонажа из аниме, которое мало кто видел. И эффект от такого костюма тоже будет испорчен. Зрители будут не любоваться, а гадать и спорить. Кстати, весьма приблизительно сделанный костюм всем известного персонажа может произвести больший фурор, чем точно воспроизведенный наряд малоизвестного героя. Сознание зрителей "допишет" костюму хорошо известные черты, даже если они там только намечены.

2. Соответствие образа персонажу. Многие персонажи косплея отличаются "нечеловеческими" пропорциями, которые в реальной жизни встречаются довольно редко - и обычно не у тех, кто занимается косплеем. При парном или групповом косплее необходимо обращать внимание на взаимный рост персонажей (см. Рисунок 44). Однако рост некоторых персонажей аниме — еще не повод, чтобы их не косплеить. Какие-то особенности фигуры можно компенсировать, какие-то нет.

Рисунок 44 − Взаимный рост персонажей

Однако на практике наиболее заметны не "неточности" костюма, а "неточности" того, кто его носит. Необходимо освоиться с костюмом. Носить его естественно. Отрепетировать наиболее выигрышные варианты позирования. Необходимо не только надеть костюм персонажа, но и подражать его походке, жестам, темпераменту… Этими нехитрыми приемами можно произвести намного большее впечатление, чем физиологической точностью. В состав многих костюмов входят волшебные палочки, мечи и прочие полезные предметы. Хорошо сделанный бутафорский меч может скрыть немало мелких огрехов в костюме. И обязательно нужно сделать для него нейтральный (в смысле - не похожий на ножны) чехол для переноски.

3. Отыгрыш героя на сцене. Если косплей проводится организованно, и предстоит выйти на сцену, необходимо придумать номер. И, если это возможно технически, номер с движением и соответствующей музыкой. Не помешают махи мечом, танец, изобразить боевую позу персонажа, песня под фонограмму… Разговорную часть выступления лучше сократить до минимума. Практика показывает, что четко и убедительно говорить существенно сложнее, чем убедительно двигаться в костюме. Многие персонажи связаны теми или иными взаимоотношениями. Если в косплее участвует аниме пара (к примеру, Рэй или Асука относительно Синдзи, см. Рисунок 45), надо придумать какой-нибудь совместный номер. Особенно это актуально, если для персонажа сложно придумать одиночный номер и если костюмы по отдельности трудно узнать.

Рисунок 45− Косплей Аянами Рэй и Асука Лэнгли

4. Качество костюма. Косплеер — это гример. Часто косплееры для завершения образа используют достаточно сложный, пластический грим. Накладывать его — настоящее искусство. Прическа — тоже часть костюма. Особенно это важно, если у персонажа специфический цвет волос или укладка. Даже если человек внешне не очень похож на своего персонажа, правильная стрижка, покраска или уклада сведут различия до минимума. Немаловажным моментом является прочность костюма и хорошее прикрепление всех его деталей. Когда во время выступления косплеер начинает терять детали своего костюма, это выглядит комично и может полностью испортить показ. Пришивать на живую нитку стоит только те детали, от которых косплеер собирается избавиться во время своего выступления. Не стоит забывать, что зрители не только любуются на костюм косплеера, но и изъявляют желание потрогать своими руками.

5. Атрибутика. У многих персонажей есть персональные принадлежности: пистолеты, волшебные палочки, жезлы, мечи и прочие героически-магические штуки. Хорошо сделанный меч поможет скрыть мелкие огрехи костюма, а впечатление от выступления будет гораздо более целостным. На языке косплееров такие предметы называются «стафф». Найти где-то качественный стафф — такая же нелегкая эпопея, как пошив костюма.

Для каждого вида косплея имеются свои правила и свои инструменты по созданию образа персонажа. Ключевые моменты по созданию образов для косплея на примере Малефисента, Мортиша Адамс приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Основные особенности создания образа персонажа для косплея

Особенности персонажа Персонаж для косплея
«Малефисента» «Мортиша Адамс»
Картина персонажа
Пропорции тела Высокий рост, среднего телосложения Тонкая талия
Макияж Бледная кожа, выступающие скулы. созданы с помощью силиконовых гелевых накладок и игрой тонов, желто-зеленый цвет линз, характерные угольные брови злодейки, алая помада на губах У нее не может быть загара, она бледна холодной, лунной бледностью
Прическа Сделанные из волос маленькие рожки и большими искусственные рога, которые закреплялись поверх натуральных косичками из волос Длинные (до лопаток и ниже) черные, как вороново крыло, волосы
Маникюр Длинный маникюр нюдового оттенка, внутренняя часть ногтей была покрыта красным цветом Длинные, тонкие пальцы, ногти средней длины миндалевидной формы с черным, белым и красным цветом лака
Одежда Длинное черное платье-плащ с огромным шлейфом и высоким воротом, наличие черного широкого ошейника Черное, слегка зауженное к низу платье в пол с деликатным вырезом и длинными рукавами
Обувь Черного цвета туфли с острым носком и каблуком Туфли черного цвета
Атрибутика Черные крылья и посох -
Походка, жесты Лесная колдунья, женственная, но воинственная Не может суетливо размахивать руками, тараторить и заливисто смеяться, она грациозна и несколько даже медлительна

Всегда надо помнить, что идеальный костюм невозможен. Как бы хорошо костюм не был сделан, найдутся и те, кому он придется по вкусу, и те, кому он не понравится. Оценка косплея зрительным залом идет не только по мастерству его изготовления и соответствию костюму выбранного персонажа. Большое значение имеют индивидуальное представление зрителя о персонаже, его вкус и мнение об изображаемом герое. Главное, чтобы костюм нравился самому косплееру, соответствовал его пониманию героя и послужил для раскрытия характера и образа персонажа.

Наши рекомендации