Упражнение 5 «Уверенный отказ»
Цель: Формирование навыка утвердительного и уверенного отказа.
Время проведения упражнения: 10 минут.
Ход упражнения: Предлагается всем участникам тренинга разбиться на пары. Один из участников просит одолжить что-то значимое в долг, а другой без объяснения должен просто и уверенно сказать «нет». Упражнение продолжается до тех пор, пока просящий не добьется своего или не откажется от своих намерений. После этого участники пары меняются ролями.
Рефлексия.
· Удалось ли добиться своего?
· Легко ли было отказать?
При обсуждении необходимо заострить внимание на том, что вступая в оправдание своего отказа, мы демонстрируем поведение неуверенного человека. Если же мы начинаем обвинять просящего в неправильном поведении, то это проявления агрессивного поведения.
Упражнение 6 « Гражданская война»
Цель: Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Время проведения:5 минут.
Ход упражнения: Все участники становятся в тесный круг. Один из них выходит в центр круга и говорит о том, чего он боится (собак, зубного врача…). Участники берутся за руки, плотным кольцом окружают добровольца и громко и дружно кричат: «Дадим отпор злым собакам, зубным врачам…»
Подведение итогов дня:
· Что больше всего запомнилось?
· Что было самым легким?
· Как можно узнать манипуляцию?
Итоговое упражнение: «Комплимент соседу справа»
Цель. Формирование позитивного настроя.
Время проведения: 5-7 минут.
Ритуал прощания.
День четвертый.
Тема: Формирование навыков уверенного поведения.
Упражнение 1. «Я хозяин»
Цель:формирование уверенного поведение посредством голоса, позы и мимики.
Время проведения:5 минут.
Ход упражнения:Любому желающему из группы предлагается выйти в центр аудитории и заявить: «Я – хозяин аудитории». Заявить надо так, чтобы все поверили, что вы действительно являетесь хозяином аудитории и об этом должны демонстрировать ваш голос, жесты, мимика, поза.
Рефлексия:
· Почему вы вышли в центр аудитории?
· Какие средства помогли доказать, что именно вы хозяин?
· Для тех, кто не щерился, почему они не смогли этого сделать?
Упражнение 2 «Разожми кулак»
Цель: Определение модели поведения: агрессивное, уверенное (позитивное).
Время выполнения: 5-7 минут.
Ход упражнения:Упражнение проводится в парах. Один из участников должен сжать кулак. Задача второго убедить его разжать кулак. Сжавший кулак вправе поступать в соответствии со своим желанием и может разжать кулак, если захочет. Затем участники меняются ролями.
Рефлексия:
· Какими способами каждый из участников влиял на другого?
· Хотелось ли разжать кулак?
· Какие чувства вы испытывали при выполнении этого упражнения?
Упражнение 3 «Железнодорожная касса»
Цель: Совершенствование навыков уверенного поведения.
Время проведения:30 минут.
Инструкция: Представьте себе, что вы на вокзале. Через 15 минут отходит поезд, на который вам необходимо попасть. В кассе остался один билет, но кассир его придерживает по своим соображениям. Вам необходимо убедить кассира, чтобы он продал вам билет.
Ход упражнения:Выбирается участник, который будет исполнять роль кассира. Остальные выходят за дверь, образуя очередь в кассу. Затем по одному заходят в комнату, подходят к кассиру и приводят доводы, почему он должен отдать билет именно ему. Каждому участнику дается не более двух минут.
Рефлексия:
· Кому продали билет и почему? (вопрос кассиру).
· Почему вам удалось убедить кассира, какими вы пользовались технологиями? (вопрос участнику, убедившему кассира).
· Почему не удалось выполнить задание? (вопрос к тем участникам, которые не смогли убедить кассира продать билет).
Упражнение 4 «Наезды»
Цель: Формирование навыков уверенного, неагрессивного поведения.
Время проведения: 10 минут.
Ход упражнения: В центр круга приглашается один из участников. Остальным предлагается предъявлять ему различные претензии (Почему опоздали? Почему в таком виде? и др.). Все претензии должны звучать агрессивно. Тот, кому предназначены претензии необходимо преобразовать внешнюю агрессию, ответив с улыбкой, без оправданий на выпады оппонентов. Участника в круге можно несколько раз поменять.
Рефлексия:
· Легко ли было выполнить задание и ответить на выпад позитивно, не оправдываясь и не переходя на агрессию?
· Почему не каждый может принять агрессивный выпад конструктивно?