Характерные черты культуры Московского государства

Культура Московского государства (княжества, а затем царства) сформировалась на двух началах – православие и самодержавие. Русской культуре этого периода присуще органическое единство культуры-веры. Во-первых, русская культура того времени синкретична, то есть полностью основана на одной – православной – традиции. Во-вторых, культура развивалась как единая не только в духовном, но и социально-бытовом выражении. Одежда, утварь, планировка жилья и других построек, обычаи, традиции, музыка и т.д. были очень близки для всех социальных слоев, различаясь не по существу, а скорее, по внешней форме и качеству. Так, к примеру, каменные палаты Московского кремля XVI века имеют в основании такую же планировку и то же назначение помещений, что и крестьянская пятистенная изба, но сооружены из камня, значительно просторнее и богато украшены.

Впоследствии, начиная с XVIII в., и особенно после реформ Петра I, культура дворянства и крестьянства как материальная так во многом и духовная серьезно различается, вплоть до того, что эти основные социальные слои русского общества говорят на разных языках.

Самым развитым элементом культуры Московского государства были пластические формы: зодчество, живопись, прикладное искусство.

Развитие русской культуры XVII века завершает период Средневековья и начинается длительный и противоречивый переход к Новому времени. В этом столетии усилились процессы проникновения в русскую культуру идей и форм европейской культуры, затронувшие прежде всего города. Идейные споры в православной церкви привели к ее расколу, а церковное искусство утрачивает тягу к глубине, постижению сущности и все больше стремится к описательности и декоративности. Художественное творчество из священного занятия превращается в ремесло. Слабеют связи, соединяющие искусство с другими сферами культуры, т.е. теряется единство культуры-веры.

В XVII веке остро встал вопрос о формировании современной системы образования и в 1687 году состоялось открытие первого российского учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии, созданной по образцу Киево-Могилянской академии.

Вершиной кризиса средневековой идеологии стала реформа культовой системы, проведенная патриархом Никоном в 60-е годы XVII века. Церковная реформа предусматривала устранение различий в богослужебной практике Русской православной церкви и остальных православных церквей, введение единообразия церковной службы.

Это вызвало огромные социокультурные последствия. Русское общество раскололось на приверженцев старых (старообрядцы, или староверы) и новых обрядов.

Главный итог русского религиозного раскола – раскол внутри народа по принципу ориентации на идеалы прошлого и будущего. Вопрос по сути стоял так: модернизировать страну, учитывая западные тенденции и технические достижения, или нет. Дело в том, что существовавший в Московском царстве баланс духовной и светской власти нарушается с избранием митрополита Никона патриархом. Он стремился установить нечто вроде папской власти. Какое-то время существует двоевластие. Однако самодержавие в лице царя Алексея Михайловича одержало верх. Фактически все тенденции, которые развиваются при Петре I, были подготовлены при Алексее Михайловиче. Уже в конце XVII в. намечается дифференциация русской культуры: на культуру, тяготеющую к идеалам прошлого и культуру, стремившуюся к европеизации, модернизации и реформам.

Основные тенденции культурного развития

В Петровскую эпоху

Воцарение Петра I и его реформаторская деятельность привели к окончательному разрушению культуры – веры, дали грандиозный импульс развития светской культуры (образования, архитектуры, музыки, литературы, театра).

Петровскую эпоху, саму личность императора и проводимые им реформы трудно оценить однозначно. Сделанный Петром выбор между Востоком и Западом в пользу последнего был исторически необходимым и поэтому оправданным. Попытки сохранить прежнюю самобытную Россию в неизменном виде вряд ли были осуществимы, так как они могли привести к утрате Россией своей государственной независимости, а значит, и к исчезновению ее самобытности.

Начатые Петром преобразования вызвали экономический рост, позволили значительно расширить территорию государства, Россия получила статус балтийской и черноморской державы, в ней возникли новые крупные города – Санкт-Петербург, ставший столицей государства, Севастополь, Екатеринослав, Екатеринодар, Одесса и другие. Высокий военный и экономический потенциал России позволял ей оказывать огромное влияние на международные дела. В то же время грандиозные преобразования стали тяжелым испытанием для народа. За создание новой России ему пришлось заплатить огромную цену.

На Западе эпоха Просвещения является временем исчезновения феодальных отношений и утверждения буржуазных ценностей. В XVIII веке в России крепостное право только усиливается и достигает своего апогея. Социальное положение дворянства меняется в сторону Запада, а крестьянства – в сторону Востока, в сторону окончательного порабощения, то есть все процессы в России и на Западе идут в прямо противоположные стороны.

Установившаяся еще в XV – XVI вв. система государственно-правовой собственности, политического и экономического бесправия сословий в отношении государства и его институтов расцветает в правление Петра I: все порабощены, кроме одного императора, который фактически деспот восточного типа. Полнейший произвол – основной принцип петровской политики. Другими словами, сама природа самодержавия в России сохраняла принципы авторитаризма и деспотии.

XVIII век – это время, когда в России происходит окончательная дифференциация культуры не только по горизонтали (Запад – Восток), но и по вертикали: дворянская и крестьянская культура. Закладывается исключительная многоукладность русской культуры, ее развитие определяют два разнонаправленных процесса: классицизм и сентиментализм. Русский классицизм основывается на приоритете государственности (А.Д. Кантемир, М.В.Ломоносов, В.К.Тредиаковский), а русский сентиментализм – на приоритете личности (А.Н.Радищев).

Культурные преобразования и нововведения XVIII века касались преимущественно привилегированных сословий русского общества. Однако некоторые преобразования затронули все общество. Так, по указу Петра вместо прежнего счета годам от «Сотворения мира» предписывалось исчислять года от Рождества Христова, то есть с 1 января 1700 г., как это принято в европейских странах. Правда, Европа пользовалась григорианским календарем, а в России вводился юлианский. По петровскому указу установилась и новая традиция – торжественно встречать «Новый год и столетний век», украшая ворота домов сосновыми, еловыми, можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры и потехи.

В целом петровская эпоха подготовила невиданный взлет и расцвет русской культуры и то явление, которое получило название «золотой век русской культуры». Этим веком стал XIX век.

Наши рекомендации