Важная роль в системе КРР по ФВ отводится диагностической работе.

Диагностика (греч. diagnosis - распознание) - процесс оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека.

Она позволяет:

- выявить отклонения и нарушения, в соответствии с которыми будет выстраиваться педагогический процесс;

- подобрать комплекс индивидуальных коррекционных воздействий;

- отслеживать эффективность педагогической работы.

Исследования многих авторов подтверждают, что у детей классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения имеются особенности формирования двигательной сферы. У них не наблюдается тяжелых двигательных нарушений, но при пристальном изучении обнаруживается ряд двигательных недостатков.

Двигательное нарушение– существенный признак несформированности двигательной сферы, который проявляется в отставании, искажении или недоразвитии следующих составляющих двигательной деятельности:

1 – технике движений

2 – комплексе двигательных способностей и качеств

3 – анатомо-физиологических компонентах организма.

Причинами двигательных нарушений являются:

- недостаточное функциональное состояние основных систем организма: сердечно-сосудистой системы, ЦНС, дыхательной системы;

- отставание в биологическом и нервно-психическом развитии;

- низкий уровень кондиционных и координационных способностей.

Для учащихся классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения наиболее типичными являются следующие виды двигательных нарушений:

 несформированность техники основных видов движений;

 недостаточный уровень развития физических качеств;

 отставание физического развития;

 нарушения регуляции произвольных движений;

 несовершенство мелкой моторики рук.

Различают несколько степеней двигательных нарушений:

1. Легкая – результативность двигательной деятельности около 67% от нормы.

2. Средняя - результативность двигательной деятельности примерно от 35% до 66%.

3. Тяжелая - результативность двигательной деятельности менее 34% от нормы.

К типичным нарушениям физического развития учащихся классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения относят:

- отставание в росте,

- недостаточный или лишний вес,

- дефекты осанки и телосложения,

- нарушения в развитии грудной клетки,

- отставание в показателях окружности грудной клетки,

- низкий уровень жизненной емкости легких,

- деформация нижних конечностей (плоскостопие).

Одним из важных компонентов двигательных нарушений, которые требуют особого внимания учителя и специально направленных воздействий являются нарушения в развитии двигательных способностей, среди них различают:

а) отставание в развитии двигательных качеств:

-слабое развитие силы основных групп мышц,

- низкий уровень развития быстроты: частоты движений, скорости,

- отставание в развитие выносливости,

- недостаточность развития скоростно-силовых способностей,

- неудовлетворительное развитие гибкости и подвижности суставов;

б) нарушения в развитии координационных способностей:

- недостаточность зрительно-пространственной ориентировки,

- нарушение точности движений в пространстве,

- низкий уровень дифференцировки мышечных усилий,

- нарушения ритма и темпа движений,

- нарушения точности движений во времени и чувства равновесия,

- несформированность вестибулярных реакций.

У учащихся классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения выделяют ряд особенностей психомоторного развития, это:

1. Низкий уровень управления движениями: неумение подчинять движение основной двигательной задаче, точно выполнять осмысленное движение.
2. Недостаточное умение регулировать изменение движений по параметрам: усилию, амплитуде, продолжительности, темпу, ритму.
3. Неумение сохранять равновесие.
4. Неумение координировать (выполнять) сложные движения.
5. Слабая двигательная память.
6. Низкий уровень двигательного воображения.

Отклонения психомоторного развития определяют нарушения или низкий уровень развития двигательно-координационных способностей.

Владея информацией об уровне и сущности двигательных нарушений, подбираются конкретные специальные задания, способствующие совершенствованию неполноценных двигательных способностей. Они эффективно корректируются в процессе систематического и целенаправленного воздействия с использованием специальных физических упражнений.

Вывод:

Таким образом, в заключении я хочу сказать, что индивидуально-типологические особенности физического развития играют огромную роль в диагностической работе, которая помогает учителю вовремя выявить отклонения и нарушения, оказать своевременную помощь и наблюдать положительные изменения от нее.

Индивидуально-типологические особенности развития включает в себя:

-двигательные нарушения; нарушения в развитии двигательных способностей; особенности психомоторного развития, которые имеют свои функции.

БИЛЕТ № 29

Диагностика (греч.diagnostikos-способный распознавать) - процесс распознания и оценки свойств, особенностей и состояний субъекта или объекта, заключающийся в целенаправленности исследовании, истолковании в виде заключения.

Диагностика здоровья - процесс оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, анализ и обобщение полученных данных о здоровье.

Значение диагностической работы - для выявления степени развития и выявления тех или иных заболеваний.

Направления диагностики:

1) оценка физического развития;

2) оценка функционального состояния организма (резервов здоровья).

Методы диагностики физического развития:

1.соматометрические - определение длины и массы тела, окружности грудной клетки, талии, бедер, длина туловища и конечностей;

2.самотоскопические-оценка форм тела: грудной клетки, ног, стопы, тип осанки ,рельефа и упругости мускулатуры, полового развития;

3.физиологические-определение уровня развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации),физической работоспособности, степени развития скелетной мускулатуры.

Антропометрия (от «антропо» - человек и «метрия» - мерить) - объектный способ определения внешних измерений человеческого тела и его частей: измерение роста, веса, внешних форм тела.

Антропометрические показатели:

1) вес тела;

2)рост, стоя, сидя;

3) окружность шеи;

4) окружность грудной клетки (пауза, вдох, выдох);

5) окружность талии;

6) окружность бедер;

7) окружность бедра (правого, левого);

8) окружность голени (правой, левой);

9) длина ноги;

10) длина руки;

11) окружность плеча (свободно свисающей, напряженной);

12) окружность запястий.

Билет

Физическое развитие – это совокупность антропометрических, функциональных и со-матических признаков организма, которые обусловлены наследственными факторами и влиянием внешней среды, и их взаимосвязи.

Для исследования физического развития детей исполь­зуют показатели:

соматометрические - длина тела (рост), масса тела, окруж­ность грудной клетки и др.;

соматоскопические -состояние кожных покровов и видимыx слизистых оболочек, сте-пень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития.

Наши рекомендации