История семейных групповых конференций

Коноплева С.В.

СЕМЕЙНЫЕ ГРУППОВЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ В РОССИИ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Мурманск

ББК

К __

Рецензенты:

Левитес Д.Г., профессор, академик АПСН, заведующий кафедрой педагогического проектирования и образовательных технологий МГПУ, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель РФ

Полозова Л.А., национальный директор программ представительства гуманитарной организации «СОС – Детские Деревни Норвегия» в Российской Федерации, Заслуженный учитель школы РФ

Коноплева С.В.

К __Семейные групповые конференции в России: теория и практика. – Мурманск, 2010. – 84с.

ISBN

В книге представлен первый опыт внедрения семейных групповых конференций в России. Введены адаптированные термины по методу «семейные групповые конференции», определено содержание, технология и особенности работы всех участников процесса, в частности, независимого ведущего – специально обученного организатора семейных групповых конференций. Описывается практическая апробация метода на северо-западе России и предложены рекомендации для дальнейшего внедрения метода на территории нашей страны.

Это издание предназначено, прежде всего, для специалистов, которые хотят использовать нетрадиционные формы работы с семьей; оно будет интересно учителям, воспитателям, психологам, специалистам по социальной работе, студентам, а также широкой аудитории.

Издание осуществлено при финансовой поддержке представительства гуманитарной организации «СОС – Детские Деревни Норвегия» в Российской Федерации.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть произведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Коноплева С.В., 2010.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. 4

1. История семейных групповых конференций. 6

2. Семейная групповая конференция: характеристика и роли участников процесса. 11

2.1. Общая характеристика метода «семейные групповые конференции». 11

2.2. Начало работы по проведению семейной групповой конференции. 14

Процесс обращения за проведением семейной групповой конференции. 14

Референт и его роль в подготовке семейной групповой конференции. 18

Семья, родственник или третье лицо в роли референта. 22

3. Подготовка семейной групповой конференции. 24

3.1. Личность независимого ведущего. 24

3.2. Подготовительная работа с семьей (взрослым участником) 28

3.3. Подготовительная работа с ребенком: ребенок в качестве советчика. 35

3.4. Сотрудничество со специалистами при подготовке семейной групповой конференции 41

3.5. Организация семейной групповой конференции. 42

4. Этапы проведения семейной групповой конференции. 46

4.1. Обмен информацией. 48

4.2. Личное время семьи. 51

4.3. Представление и принятие плана. 52

4.4. Окончание работы независимого ведущего. 54

5. Практическая апробация и распространение результатов применения метода «семейные групповые конференции» на северо-западе России. 56

6. Анализ и оценка результативности применения метода «семейные групповые конференции». Рекомендации к его дальнейшему распространению.. 64

Выводы.. 74

Литература. 77

Приложение 1. 79

Приложение 2. 81

Приложение 3. 83

Приложение 4. 84

Предисловие

Сотрудничество на севере между Россией и Норвегией складывалось веками, а его социальная направленность в самом широком смысле занимает центральное место и вместе с экономическими, политическими и культурными связями способствует упрочнению общих интересов на севере.

Интересно, что на рубеже веков несколько крупнейших норвежских общественных организаций начали свою деятельность в северо-западных регионах России, в результате которой осуществлялись и продолжают осуществляться разнообразные проекты и программы, направленные на поддержку детей, семей, пожилых людей, инвалидов.

В частности, в феврале 2000 года было открыто представительство гуманитарной организации «СОС – Детские Деревни Норвегия» (далее – Представительство) в Российской Федерации. За последние десять лет Представительство реализовало ряд благотворительных, социальных проектов, ориентированных на детей и молодежь, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Первыми проектами, реализованными Представительством, были строительство Детской Деревни в г. Кандалакша Мурманской области (2000 - 2003 гг.) и организация приемных семей для 100 детей-сирот (2000 - 2005 гг.).

В конце 2009 года закончилось внедрение двух трехгодичных проектов:

- проекта «Социальная интеграция инвалидов (детей и молодёжи)», направленного на улучшение условий жизни инвалидов, внедрение новых реабилитационных технологий, расширение спектра социальных услуг, осуществляемых на базе семьи;

- проекта «Наркотик: искушает сегодня – убивает завтра», способствующего формированию антинаркотического правосознания, пропаганде здорового образа жизни.

В настоящее время на территории России Представительством реализуются три проекта:

- проект «Программа PRIDE», который позволяет внедрить новые технологии подготовки приемных родителей и специалистов, работающих с замещающими семьями;

- проект «Семейные групповые конференции», обеспечивающий согласованные действия по оказанию помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, с целью укрепления семьи;

- проект «Молодежные центры», позволяющий использовать новые социальные технологии адаптации выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни;

Все проекты инновационные, направлены на повышение опыта и внедрение новых знаний, а также на укрепление семьи.

Проблемы семей с детьми остаются актуальными для многих регионов России. В связи с этим организуется работа по профилактике социального неблагополучия семей с детьми, уделяется большое внимание усилению ответственности родителей за воспитание детей; совершенствуется система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; проводится реабилитация и адаптация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Такие действия на уровне регионов созвучны целям и задачам проекта «Семейные групповые конференции», который был впервые представлен в Мурманской области в 2004 году и получил свое распространение в другие регионы северо-запада России с 2006 года.

В должности координатора проекта в Представительстве я изучала зарубежный опыт внедрения семейных групповых конференций, впервые в России перевела исследования и работы специалистов в данной области и ввела адаптированные термины, разработала программу подготовки специалистов, которые смогут грамотно и в соответствии со спецификой метода строить работу на всех этапах его использования. Некоторые результаты этой работы представлены в теоретических разделах данной книги.

Кроме того, читатели могут познакомиться с практической работой по внедрению проекта «Семейные групповые конференции», который был реализован благодаря деятельности представительства гуманитарной организации «СОС – Детские Деревни Норвегия» в северо-западных регионах Российской Федерации за весь период существования проекта.

Коноплева С.В.

Подготовка семейной групповой конференции

Обмен информацией

По окончании приветствия и представления начинается первый этап семейной групповой конференции – «Обмен информацией».

Не существует правила, кто начинает этот этап. Независимый ведущий предоставляет слово семье, по желанию родственники могут сказать что-то о причине семейного совета. Возможные решения в начале встречи не обсуждаются, так как обсуждения будут происходить во втором этапе.

Если семья не начинает первый этап, в процесс вступает референт. Он объясняет причину проведения семейной групповой конференции, подчеркивает мотив и цель семейного совета, отмечает сильные стороны семьи и объясняет, что является причиной для беспокойства. Фактически, озвучивается ключевой вопрос встречи, очень важно сформулировать его ясно, в противном случае неправильная или неточная формулировка может оказать негативное влияние на результат. Информация должна быть знакома участникам.

Практический совет независимому ведущему Хорошо, если центральные вопросы будут записаны на ватмане, чтобы поддержать идеи и объяснение референта. Во время семейной групповой конференции ватман может висеть на стене. Убедитесь, что до этого момента на ватмане ничего не было написано. Примеры вопросов: - Где дети смогут жить в спокойствии и безопасности? - Кто будет делать что и когда? - Кто соберется вместе, если план не сработает и нужно будет внести изменения?

После представления и слова референта специалисты (учитель, психолог, врач, медсестра и другие) могут поделиться информацией об услугах с их стороны. Нет смысла вдаваться в подробности этих предложений, необходимо рассказать только о наиболее важной информации. Более того, специалисты должны четко знать, что они не должны предлагать свои решения. Несмотря на то, что их решение могло бы быть подходящим в данной ситуации, очень важно дать семье возможность обсудить, каким образом они хотят решить свою проблему, найти пути ее решения и максимально использовать свои собственные ресурсы и силы. Референт также должен говорить на языке семьи, излагать мысли в доступной форме, чтобы и дети его тоже понимали.

Практический совет независимому ведущему Перед ведущим стоит важная задача сохранять баланс между специалистами, которые предлагают информацию об услугах по проблеме, и семьей, которая может задавать вопросы. Независимый ведущий понимает, что на последующих этапах конференции семья может запросить дополнительную информацию.

То есть вся информация представляется доступным языком, ясно, открыто, понятно и приемлемо, чтобы семья при желании смогла воспользоваться ей и принять четкое, хорошо обдуманное решение о дальнейших действиях.

Практический совет независимому ведущему Процесс подачи информации должен быть интерактивным. Это значит, что семья может задавать вопросы о том, что она услышала.

Если референту или специалисту необходимо установить так называемое минимальное требование, которое семья обязана учесть при составлении плана, то они могут это сделать по окончанию интерактивного процесса по обмену информацией. То есть референт или специалист заранее объявляет возможные решения, которые не будут одобрены ими на этапе «Принятие плана». Например: «Дети не могут остаться с другом мамы, который, как известно, жестоко обращался с ними». Специалисты продумывают минимальные требования, они должны уметь мотивировать их. Важно, чтобы о них было сказано семье на этапе «Обмен информацией» до того, как семья приступит к обсуждениям.

Специалисты ответственныза информацию, которую они предоставляют семье. Во время общения необходимо помнить об особенностях личностного восприятия – кто-то воспринимает новое лучше на слух, кто-то визуально, поэтому желательно обеспечить наличие устной и письменной информации. Специалисты сохраняют для себя копию о предлагаемых услугах. Независимый ведущий делает для себя заметки, так как они будут очень важны для будущего отчета.

Практический совет независимому ведущему Независимый ведущий следит за тем, чтобы предоставление информации семье не переходило в форму постановки вопросов.

Иногда специалисты не присутствуют на совете семьи. В этом случае они предлагают информацию в письменном виде и оставляют свои контактные данные, либо договариваются со своими сотрудниками, чтобы они присутствовали на семейном совете, зачитали подготовленную информацию и ответили на вопросы семьи[29].

Очень важно, чтобы у семьи не оставалось вопросов и сомнений по сказанному, ответственностью независимого ведущего является уделить этому особое внимание. После выступления каждого специалиста ведущий предоставляет время для ответов на вопросы, а по окончании этапа «Обмен информацией» убеждается, что:

- семья имеет четкое представление о ситуации семьи;

- референт определил ключевой вопрос семейного совета;

- специалисты доступно предоставили необходимую и относящуюся к делу информацию, прояснили сомнения семьи;

- если необходимо, четко определены минимальные требования.

Независимый ведущий благодарит специалистов за ответственное отношение к делу и за предоставление четкой информации. Он убеждается, что специалисты не присутствуют на последующем этапе семейного совета, но это решение нелегко дается в силу того, что:

- семья боится остаться в своем кругу, особенно если сложилась конфликтная ситуация между ее членами;

- семья посчитает, что невежливо просить специалистов покидать помещение;

- кто-то из членов семьи может настаивать на присутствии определенного специалиста, выбрав его в семейные адвокаты (на подготовительном этапе независимый ведущий убеждается в том, что у этого участника есть также семейный адвокат из числа близких людей);

- сами специалисты могут посчитать, что у семьи недостаточно ресурсов для принятия самостоятельного решения;

- если семья небольшая, есть искушение расширить круг участников обсуждения за счет присутствия специалистов;

- признание права семьи на личное время и конфиденциальное обсуждение непривычно для специалистов;

- специалисты интересуются, бывают ли исключения и прочее.

Переходом к этапу «Личное время семьи» может послужить установка для семьи: «Определены ключевые вопросы, отмечены сильные стороны вашей семьи, предоставлена информация о доступных от специалистов услугах. Настал момент оставить вас в кругу ваших близких и родных людей, чтобы вы смогли написать план действий. Я буду находиться в комнате Х, специалисты будут со мной. Если вам нужно что-то прояснить, свяжитесь сразу же со мной. Если такая необходимость не возникнет, позовите меня по окончании составления вами плана[30]».

Если есть письменное или видео обращение от кого-то из отсутствующих членов семьи, то окончание этапа «Обмен информацией» – это подходящий момент для их озвучивания.

Личное время семьи

Независимый ведущий объявляет о начале второго этапа – этапа «Частное время семьи», на котором семья может обсудить ситуацию и разработать план для решения проблемы.

Независимый ведущий подчеркивает, что в центре обсуждения должны быть дети и их благополучие: «Вы – семья, ваша задача разработать план, который приведет к разрешению ситуации». Он рекомендует семье не торопиться и рассмотреть проблему со всех сторон и просит:

- не обсуждать не относящиеся к причине встречи трудности;

- сконцентрироваться на ключевом вопросе, касающемся ребенка;

- согласовать план так, чтобы каждый мог согласиться с ним;

- подумать о распределении ответственности для реализации плана;

- подумать о сроках последующей оценки плана и определить тех, кто примет в этом участие;

- если положения плана не будет осуществляться на этапе реализации, определить действия ответственных лиц.

Для семьи важно обсудить ключевой вопрос конфиденциально и среди близких людей, потому что ответственность за проблему и ее решение находится в руках семьи. Преимущество такой формы работы заключается в том, что участники могут свободно обсуждать свои личные вопросы без присутствия специалистов и других посторонних лиц.

Независимый ведущий гарантирует семье:

- достаточное для обсуждения время;

- использование помещения в целях семьи (например, проведение обсуждений в малых группах, место для написания плакатов и прочее);

- условия для проведения неформального обсуждения – за чашкой чая или кофе;

- получение дополнительной информации от специалистов (при необходимости);

- помощь в оформлении плана на ватмане, когда все формулировки будут завершены.

Независимый ведущий, референт и специалисты покидают комнату, чтобы семья, их родственники и друзья приступили к обсуждениям.

Практический совет независимому ведущему и референту Обычно специалисты покидают семейную групповую конференцию. Ведущий и референт остаются за пределами семейного совета на случай, если они понадобятся семье. Референту могут задать дополнительные вопросы, на следующем этапе он должен одобрить план. Независимый ведущий остается для последующего проведения встречи, для решения организационных и практических вопросов.

Во время данного этапа нужно быть готовым к неожиданным поворотам событий, к неожиданным случаям. Если обсуждение пойдет на повышенных тонах, если кто-то захочет покинуть встречу, независимый ведущий может вмешаться в процесс, чтобы урегулировать ситуацию, а затем оставить семью для дальнейших обсуждений. В таких случаях следует неторопливо сформулировать проблему и подумать вместе с семьей о дальнейших шагах: «Как вы думаете, что нам следует делать?».

Практический совет независимому ведущему Следите за временем. Убедитесь, что у семьи есть достаточно времени для обсуждений. В том случае, если появляются временные ограничения, встречу можно перенести на другой день в ближайшие сроки.

4.3. Представление и принятие плана

На данном этапе семья представляет результаты своих размышлений. Важно, чтобы ведущий не торопил ход конференции, даже если предыдущий этап занял много времени. Необходимо уделить достаточно внимания формулировкам плана, чтобы они были как можно более точными и ясными и представляли интересы ребенка.

Независимый ведущий просит семью представить план и уделяет особое внимание содержанию плана. Он убеждается, что каждый шаг плана ясно прописан и просит конкретных дополнительных объяснений (открытые вопросы: кто, что, где, когда, как).

Некоторые семьи могут сами рассказать подробно о пунктах разработанного плана, некоторые просят ведущего сделать это за них. В последнем случае необходимо использовать слова и терминологию семьи.

Если этого еще не сделала семья, то независимый ведущий записывает план на ватмане, чтобы участники воспринимали его как на слух, так и зрительно.

Практический совет независимому ведущему Убедитесь, что план написан в присутствии всех участников встречи, чтобы позже не возникло никаких сомнений об изначальном содержании плана. Даже если семья записала план на листке бумаги, будет мудро переписать его на ватман, используя слова и выражения семьи.

Проверяется, принимает ли каждый член семьи каждый пункт написанного плана. Необходимо подчеркнуть, на каком этапе выполнения плана активна семья, а на каком – специалисты. Распределение ответственности и определение ответственных лиц прописывается на каждой ступени плана (имена, сроки). Кроме того, описываются действия участников в случае невыполнения плана или строгих отклонений от принятых действий.

Практический совет независимому ведущему Независимый ведущий на этой ступени обращает особое внимание на детей и близких им людей (детских адвокатов), старается определить, согласны ли они с планом.

На следующей ступени приглашается референт. Он знакомится с планом и задает поясняющие вопросы. Референт принимает план семьи, даже если существует необходимость для дальнейшей доработки или внесения новых уточняющих деталей после встречи. Единственной причиной неприятия плана может быть наличие риска для ребенка (план не обеспечивает безопасность или не отвечает минимальным требованиям). В таком случае референт описывает причины для беспокойства, и семье предоставляется возможность внести коррективы, то есть семья продолжает обсуждение («Личное время семьи»). Иногда участники предлагают перенести семейную групповую конференцию на другой день, перерыв во встречах нежелателен, но является возможным решением при недостатке времени.

Из опыта работы в Мурманской области На одной из первых семейных групповых конференций обсуждения на этапе «Личное время семьи» были перенесены на следующий день. Опасения присутствующих специалистов о прекращении процесса переговоров не оправдались – семья пришла на продолжение встречи на следующий день и с большим энтузиазмом завершила разработку плана (который впоследствии успешно выполнила).

Когда план одобрен референтом, присутствующие участники расписываются на нем в знак согласия.

После перечисленных процедур независимый ведущий заботится о последних деталях, таких как:

- определение вместе с семьей критериев оценки успешности реализации плана, даты оценки и лиц, привлекаемых к оценке;

- прояснение своей роли, а именно что он не будет присутствовать во время оценки, но будет связываться с семьей в течение трех месяцев, чтобы обсудить успешность реализации плана.

- гарантирование того, что каждый участник получит свою копию плана в течение двух дней после окончания семейной групповой конференции, включая специалистов, присутствовавших на первом этапе.

С целью мониторинга эффективности использования метода по отношению к участникам встречи и с целью анализа деятельности независимых ведущих по окончанию семейного совета проводится анкетирование участников. Важно систематически изучать практический опыт внедрения метода с целью усовершенствования проведения семейных групповых конференций в дальнейшем. В связи с этим независимый ведущий раздает анкеты участникам для заполнения на месте или дома с последующим возвращением для анализа (можно раздать конверты для отправления анкет по почте).

В заключение семейного совета ведущий благодарит за участие и сотрудничество, за вклад и содействие в проведении встречи. Он подчеркивает еще раз, насколько детям важно видеть и чувствовать, что семья и ближайшее окружение проявляют заботу, внимание и ответственность по отношению к ним[31].

Как правило, встречи заканчиваются чаепитием и неформальным общением участников.

Анализ и оценка результативности применения метода «семейные групповые конференции». Рекомендации к его дальнейшему распространению

В предыдущих главах достаточно подробно был представлен проект «Семейные групповые конференции», общая характеристика метода, описан процесс внедрения проекта на северо-западе России.

Остановимся подробнее на статистических результатах проекта «Семейные групповые конференции», реализуемого представительством гуманитарной организации «СОС – Детские Деревни Норвегия» в Российской Федерации.

Как представлено на рисунке 8 и 9, к концу 2009 года по проекту «Семейные групповые конференции» подготовлено 549 специалистов муниципального и регионального уровня, а также специалистов-практиков и волонтеров.

История семейных групповых конференций - student2.ru

Рис. 8. Количество подготовленных специалистов.

История семейных групповых конференций - student2.ru

Рис.9. Количество подготовленных специалистов по годам реализации проекта

В конце обучения кандидаты в независимые ведущие заполняют анкеты, в которых определяют круг возможных трудностей в предстоящей работе. Многие сомневаются в потенциале семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, полагая, что у такой семьи нет ресурсов для разрешения ситуации. Кроме того, некоторые подготовленные по методу специалисты выражают ряд других опасений:

- Новый метод – это дополнительный объем работы для подготовленного специалиста в добавление к основным обязанностям, которых немало (то есть требует много времени на подготовку, ведение переговоров).

- Сомнения в применимости основополагающих принципов и ценностей семейной групповой конференции, лежащих в основе процесса, к российским условиям.

- Доступность ресурсов – кадровых, профессиональных (знания, умения и навыки специалистов).

- С точки зрения практики возникают опасения, заинтересуется ли семья в такой форме работы, и как будут чувствовать себя основные участники сложившейся ситуации в процессе работы.

- Кандидаты в независимые ведущие отмечают достаточность теоретических знаний в данной области, но недостаток практических навыков, то есть как применять метод «семейные групповые конференции» в реальной работе с семьей. Обсуждая возможные трудности, обучающиеся не всегда могли спрогнозировать модель своего поведения в той или иной ситуации. В последствие только на практике у них появлялась возможность обговорить и проработать «слабые места».

- Обучение проводится для специалистов из разных ведомств (образование, здравоохранение, социальная защита), чтобы по окончании обучения независимые ведущие и референты могли взаимодействовать друг с другом в рамках данного метода, зная особенности и роли каждого участника в процессе.

С учетом данных, полученных в ходе ведения семинаров, вносились коррективы в обучающий план, чтобы максимально удовлетворять запросы кандидатов в независимые ведущие, а также уделялось особое внимание проблемным вопросам на этапе подготовки и проведения семейных групповых конференций.

Практика применения метода предполагает как непосредственное проведение семейных групповых конференций при участии Представительства, так и самостоятельное использование метода обученными на рабочих местах. Так при координации Представительства состоялось 17 семейных советов, в которых приняли участие 149 членов семьи, ближайшего окружения и специалистов по вопросам семьи. На всех этапах работы большая ответственность за подготовку и проведение семейных групповых конференций возлагается на независимого ведущего, то есть внештатного сотрудника или специалиста-практика.

Как показал опыт внедрения семейных групповых конференций, заявитель побуждает родителей и семью в целом на проведение семейного совета, таким образом, играет большую роль на начальном этапе работы. Когда заявитель подготавливает семью к приходу независимого ведущего, то семья становится более открытой и мотивированной на работу. Референтами на северо-западе России выступали специалисты органов опеки и попечительства, специалисты по социальной работе или психологи из школ, центров помощи семье и детям, специалисты комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты центров постинтернатной адаптации, сами члены семьи.

Ключевой вопрос для предстоящей встречи, как правило, формулировался референтом совместно с семьей. Координатор проекта помогает в словесном оформлении вопроса, чтобы он отвечал критериям постановки вопроса. Постановка ключевого вопроса и его словесное оформление (ясность, открытость, доступный язык и прочее) вызывает трудности в 80% ситуаций, в связи с этим на обучающих семинарах выделен отдельный блок работы, связанный с тренировкой в постановке ключевых вопросов.

Результаты привлечения семей к участию в семейной групповой конференции были разными. Вначале один независимый ведущий расстраивался из-за того, что не мог пригласить родственников на встречу семьи, а участие тех родственников было важным. Другой независимый ведущий не мог связаться с некоторыми приглашенными, они не отвечали на звонки и сообщения. В трех ситуациях независимые ведущие начинали работу с семьями, но семейные групповые конференции не состоялись; причинами отказа послужили алкоголизм родителей и решение проблемы другим способом.

Подготовка специалистов, которые предоставят информацию по вопросу семьи на первом этапе встречи, может стать нелегкой задачей, так как метод «семейные групповые конференции» идет в разрез с общепринятой практикой работы. Тем не менее, презентация метода, распространение информации и многоуровневые семинары с привлечением специалистов разных ведомств, способствуют вовлечению специалистов в работу с семьей и постепенному изменению отношения к альтернативным методам работы: «Иногда дает результат неожиданная форма решения проблемы. Надеюсь, такая семейная групповая конференция поможет перевернуть сознание в семье,» - прокомментировала специалист из Мурманской области.

Независимые ведущие отмечают, что подготовка семейной групповой конференции – это сложный и трудоемкий процесс, так как необходимо быть связующим звеном между членами семьи, референтом, приглашенными специалистами, развеивать недопонимания и прояснять ситуацию, будучи нейтральным для всех сторон. В своих отчетах они отмечают, что:

- Встречаются скептически настроенные родственники, которые не верят в положительный результат.

- Важно отслеживать реализацию плана для поддержки мотивации семьи.

- Неплохо было бы чаще обмениваться опытом с другими независимыми ведущими.

- Возникают трудности в общении с чиновниками (психологические сложности).

- Иногда появляются сложности в работе со специалистами.

Тем не менее, этот метод работы позволяет поставить семью в центр процесса и организовывать работу с учетом их знаний и мнений.

В ходе практической работы среди членов семьи отмечается надежда, когда они подготавливаются и идут на встречу, хотя этот метод работы для них непривычен. «Конференция ради моей семьи?! Почему бы не попробовать!» - сказала одна из первых мам-участниц из города Мурманск.

В среднем количество участников на семейных групповых конференциях варьировалось от 4 до 14 человек. На подготовительном этапе именно ребенок и его родители определяли, кого они хотели видеть на семейной групповой конференции. Возраст детей и молодежи, принимающих участие в конференциях, изменялся от 9 до 24 лет (у самой старшей участницы был грудной ребенок).

В начале всех встреч атмосфера была напряженной, но постепенно сменялась чувством облегчения. Участники отмечают включенность в процесс, а также то, что раньше с ними так не работали («нас не спрашивали», «нам не предлагали» и прочее).

Период подготовки конференции занимает в среднем от 10 дней до двух месяцев. Не считая времени проведения самой конференции, независимые ведущие затратили в среднем 25 часов на ее подготовку (самая короткая подготовительная работа – 10 часов, самая длинная – 32), сама конференция проходит в среднем в течение 4 часов.

Независимый ведущий с учетом пожеланий семьи приглашает специалистов. Приглашенные специалисты посетили все встречи семьи, их число было от 2 до 7 человек на каждой семейной групповой конференции, некоторые специалисты предоставляли информацию об услугах в письменном виде. 85% участников помогло присутствие специалистов и предоставленная информация. В одном случае специалист вел себя надменно по отношению к членам семьи, но присутствие независимого ведущего и психолога помогло сгладить ситуацию.

На этапе обмена информацией координаторы задавали тон и настроение конференции. Семьи видели в них независимых людей и доверяли им. Независимые ведущие направляли ход встречи и следовали принципам независимости, особенно когда им иногда приходилось приостанавливать членов семьи или специалистов, дающих советы или порицающих семью.

Во время проведения трех конференций семьи обращались за помощью к независимому ведущему на этапе составления плана. Тем не менее, инициатива по разработке плана оставалась за семьей. В одном случае семейная групповая конференция проходила в два дня.

Присутствие детей сдерживало на этом этапе некоторых участников от резких высказываний. Поддержка детского адвоката показала положительные результаты на всех конференциях, так же как и присутствие всех желаемых членов семьи.

Взрослые и дети в своих анкетах, которые они заполняют по окончании семейной групповой конференции, отмечают:

- «Я хочу, чтобы такие семейные встречи проводились с другими семьями».

- «Встреча прошла на высоком уровне, я довольна».

- «СГК помогает найти общий язык, достичь конкретных результатов, а не просто поговорить».

- «Из-за особенностей менталитета сложно убедить участников дать согласие на проведение такой встречи в более широком кругу с привлечением близких людей и специалистов».

- «Такие встречи должны спасти наше общество».

- «Встреча принесла только положительные эмоции, помогла найти решения и выработать стратегию поведения».

Апробация модели на практике показала, что все планы по разрешению трудных жизненных ситуаций, составленных членами семьи самостоятельно, были одобрены специалистами и выполнены семьями в соответствии с определенными временными рамками.

Проводится постоянный мониторинг и анализ деятельности независимых ведущих для того, чтобы преодолеть выявленные трудности и повысить эффективность работы специалистов. Сохранение подлинности моделей и методов, которые адаптируются и внедряются на территории Российской Федерации, очень важно для Представительства.

Опираясь на российский опыт, а также принимая во внимание культурные особенности, определены рекомендации по внедрению метода «семейные групповые конференции» в практику работы специалистов.

Как отмечалось выше, данный метод имеет ряд преимуществ. Семейные групповые конференции – это новая модель принятия решений, где ключевая роль принадлежит семье, а понятие «семья» рассматривается нетрадиционно. Могут возникнуть разные мнения о том, кто входит в состав семьи, поэтому сторонникам данной модели будет необходимо сконцентрировать внимание на формулировке этого понятия, учитывая общее мнение. Метод решения проблемы, основанный на ресурсах семьи, требует расширенного толкования слова «семья». В обществе, в котором отношения с дальними родственниками не поддерживаются или являются очень непрочными, поддержка значимых друзей расширит возможность привлечения сил и средств для решения семейной проблемы. Иногда причиной, препятствующей проведению конференции и применению семейно-ориентированного метода, могут быть аргументы о нормах права, охраняющие неприкосновенность личной жизни семьи. Интересно, что об этом аргументе думают больше специалисты, чем семья, хотя та зависимость, которая существует между семьями и помогающими им специалистами, допускает то, что этот важный вопрос может быть вынесен на обсуждение и семьей. Если семья не хочет, чтобы кто-то знал об их проблемах, то нужно быть готовым помочь этой семье посмотреть на ситуацию с другой стороны. Можно напомнить, насколько часто они вовлекают дальних родственников в события, происходящие в их жизни (на свадьбы, крестины, похороны и многое другое), а потом спросить, почему же дальние родственники будут менее полезны в данном случае.

То есть происходит ориентация на мобилизацию внутренних ресурсов семьи. Интересно, что из планов, выработанных во время проведения конференций в Мурманске, ни один не был оценен специалистами отрицательно. Участники семейных встреч советовали своим знакомым провести семейную групповую конференцию. Как в Мурманске, так и в других городах, на ранних этапах применения семейных групповых конференций на практике рассказ «историй» о достижениях оказывает мощный эффект даже до того, как результаты оценки будут доступны. Специалисты, привлекаемые к участию в семейных групповых кон

Наши рекомендации