Д.А. Милютин: геополитические приоритеты России

Дмитрий Алексеевич Милютин (1816— 1912) - автор многих трудов, но наи­больший интерес с точки зрения гео­политики представляет работа «Крити­ческое исследованиезначения военной географии и военной статистики». В нейзаложены идеологические итеоре­тические основы рус-ской геополитики. В 1846 г. полковник русской ар­мии Д.А. Милютин под-вел черту под дискуссией о предмете военной гео­графии, выпустив брошюру «Крити­ческое исследованиезначения военной географии и воен-ной статистики». Блестящий офицер (генерал в 40 лет), ученый с об-ширными познаниями, обладающиймощным аналити­ческим умом. Милю-тин вI860 г. стал заместителем (товарищем) военного министра, затем воз-главлял Военное министерство, а в последние годы жизни Александра II,после отставки канцлера Горчакова в 1878 г., фактически под егоначалом оказалось иМи­нистерство иностранных дел.

Милютин верно определил геополитические приоритеты России. Ос-новным противником он считалБританскую империю, но пред­принимать активные действия противнее считал преждевременным. Россия еще не залечила раны Крымской войны 1853—1856 гг. Для поддержания равно-весия вЕвропе ина Ближнем Востоке, по его мнению, нужен был военно-политический союз России и Германии. В Средней Азии Россия стреми-лась подчинить себе огромный Туркестанский край, где необходимо было ликвидировать феодаль­ную зависимость среднеазиатских городов от полу-диких племен кочевников. По сути,в Туркестане Милютин делалвсе для того, чтобы занятьнеобходимые позиции, с которых можно было бы угро-жать Индии - основе могущества Британской империи и одно­временно ее ахиллесовой пяте.

Сложны и противоречивы были и геополитические отношения России с Турцией. По плану военного министра турок нужно былоизгнать из Европы и создать Балканскуюконфедерацию под общимпокровительством Европы, а проливы должны получить нейтраль­ный статус.

Персия и Китай получали гарантии Российской империи от всех превратностей английскойполитики. Эти страны, как и США, Милютин считалестественными союзниками России.

Плоды геополитических расчетов генерал-фельдмаршала,умев­шего «мыслить континентами», Россия смогла пожинать уже в 1877-1878 гг. Русские войска тогда били турок на Балканах, а анг­лийская эскадра смогла решиться только на маневрирование в про­ливе Дарданеллы. Британию больше беспокоили казачьи полки, расквартированные в Мерве и Ташкенте, нацеленныена Индию.

Таким образом, за 10-11 лет в Европе и на Балканах создалась совершенно иная геостратегическая и геополитическая ситуация. Все это стало возможным в силу ряда объективных условий и субъ­ективных фак-торов. Одним из последних было практическое при­менение знаний по военной географии, разработанной русскими офицером-ученым Языковым, определившим военную географию как науку теоретическую, как отрасль или часть военной стратегии, а в большей степени благодаря научным трудам и практическим делам Милютина.

Последний генерал -фельдмаршал России справедливо критико­вал работу Языкова и других ученых (европейских), старавшихся военной гео-графии придать значение «специальное и самостоятель­ное». Он отмечает, что «ни один не достиг этой цели в самостоя­тельном исполнении, и что в немногих сочинениях, служащих об­разцами отдельных описаний театров войны, все исследования к другимэпохам применены быть не могут».

Предметом военной географии и военной статистики, по мне­нию Милютина, являются общие и частные закономерности функ­ционирования и развития государства- политическая система, эко­номическая и военная мощь, территория, географическое положе­ние, а также общие топографические свойства - очертания границ, включаясоседей:

«...иное государство растянуто на большое протяжение или разбро­сано отдельными частями, другое округлено и составляет сплошную мас-су; одно по своему положению есть государство исключительно кон­тинентальное, другое исключительно морское: одно принуждено иметь для обороны сравни-тельно гораздо большие войска, чем другое; одно об­ращает главноевнимание на сухопутные войска, другое на флот».

Как видно изэтого фрагмента работы, русский военныйученый еще в 1846 г., т.е. задолго до рождения X. Маккиндера и вто время, когда другому крупнейшему теоретику США, автору теории «мор­ского могущества» А. Мэхену было только шесть лет, ставил вопро­сы о роли пространства, об очертаниях береговых линий играниц, о ролитого или иного вида войск в защите государства.

Далее в своей работе последний генерал-фельдмаршалРоссийской им-перии рассуждает как классик геополитической науки, предвосхищая будущие идеи Ратцеля и Челлена;

«Производительность почвы, климат и другие свойстваместности опре-

деляют собственные средства государства... Наконец, сообщения вод-

ные исухопутные, искусственные и естественные... облегчаютили зат-

рудняют перевоз ку...».

Под углом зрения основных принципов геополитики рассмат­ривает Д.А. Милютин роль народонаселения, государственного уст­ройства в геополитических игеостратегических отношениях.

Наши рекомендации