Социально – педагогическая виктимология

В первом приближении социально-педаготическую виктимологию (victime — жертва, logos— слово, понятие, учение) можно определить как отрасль знания, в которой: а) на междисциплинарной основе изу­чается развитие людей с физическими, психическими, соци­альными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус (социально-экономический, социально-правовой, социально-психологический) в условиях конкретного общества предопре­деляет неравенство или дефицит возможностей для «жизненного старта» и (или) физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации в процес­се социализации; б) разрабатываются общие и специальные цели, принципы, содержание, формы и методы работы по профилак­тике, минимизации, компенсации и коррекции названных об­стоятельств.

Социально-педагогическая виктимология сможет стать относи­тельно самостоятельной отраслью знания в том случае, если будет осуществлен цикл исследований:историко-культурологических,этнографических,социологических, социально-психологических, психологических, этнопсихологических, криминологических, пси­хиатрических, социально-педагогических, правоведческих.

Как программу-минимум можно обозначить ряд очевидных уже сегодня проблем социально-педагогической виктимологии, раз­работка которых должна идти как в русле отдельных из названных выше отраслей знания, так и междисциплинарно.

Объяснение и прогнозирование явлений виктимности требует серьезной исторической проработки проблемы. Исторические ис­следования позволят выявить, по крайней мере, следующее:

-когда появляются те или иные типы жертв вообще и в конк­ретных культурах в частности и с чем связано их появление, т.е. какие тенденции социально-экономического и социально-куль­турного развития общества ведут к их появлению;

- какова динамика роста числа жертв, какие тенденции ей свой­ственны, как они зависят от тех или иных конкретно-историче­ских обстоятельств;

-когда те или иные типы жертв осознаются таковыми и оим денном и общественном сознаниях, каким образом это мроигчо дит и с чем связано;

- когда тот или иной тип жертвы начинает отражаться и гмш стике, юридических и других документах, есть ли для этою о» и.г к тивные причины;

- когда и каким образом общество и государство приступаю! к созданию специальных условий для существования людей, они-сенных к тому или иному типу жертв, какие тенденции сноп ственны этому процессу;

- когда и каким образом проблемы виктимологии и какие' именно становятся предметом научного исследования;

- можно ли обнаружить, когда, где и кто начал осознавать себя жертвой неблагоприятных условий социализации?

Описание, объяснение и прогнозирование виктимности тре­бует поведения цикла кросс-культурных исследований в различ­ных этнокультурных регионах, которое позволяет выявить, как минимум, следующее:

- обстоятельства и виды опасностей, столкновение с которы­ми на различных возрастных этапах грозит человеку стать жертвой неблагоприятных условий социализации;

- существующие типы жертв и их количество в разных социо­культурных условиях;

- правовое, идеологическое и обыденное сознание, конститу-ирование тех иных типов жертв, их соотношение в рамках одного региона, общее и специфическое для различных регионов;

- социальные установки и стереотипы различных этноконфес-сиональных, половозрастных и социально-культурных групп на­селения в регионах, определяющие восприятие и отношение к тем или иным типам жертв;

- в какой мере осознают себя жертвами сами люди — предста­вители тех или иных типов жертв неблагоприятных условий соци­ализации, с чем связаны региональные и другие различия в рас­пространенности и характере осознания, как оно влияет на «об­разы Я», самоуважение, самопринятие личности, на ее отноше­ние к миру и с миром.

Для реализации прогностической и конструктивной функций социально-педагогической виктимологии необходимы также ис­следования:

- сравнительно-правоведческие, выявляющие правовой статус различных типов жертв неблагоприятных условий социализации в тех или иных странах;

- сравнительно-педагогические: существующие в разных стра­нах системы, институты, формы и методы профилактики, воспи­тания, реабилитации, адаптации и перевоспитания различных типов жертв;

- психолого-педагогические: для отбора и разработки методов диагностики личности, группы, социума, позволяющих выявить реальные жертвы, а также характеристики и обстоятельства, не­сущие в себе потенциальную угрозу;

- теоретически обосновывающие оптимальную систему про­филактики, воспитания, реабилитации, адаптации и перевоспи­тания жертв социализации;

-разрабатывающие стратегию и тактику общества и государ­ства, различных социальных институтов и конкретных учрежде­ний по отношению к рассматриваемой категории людей;

- обосновывающие и разрабатывающие общие и специфичес­кие преференции для различных типов жертв.

Обозначенные выше, а также ряд других исследований позво­лят проверить следующие предположения и сформулировать но­вые:

- в процессе исторического развития объективно растет много­образие типов жертв неблагоприятных условий социализации;

- осознание и конституирование тех или иных типов жертв свя­заны с культурой, уровнем социально-экономического развития и мерой гуманизации общества;

- отношение к жертвам определяется социокультурными уста­новками и стереотипами данного общества, связано с мерой его секуляризации, а также с догматами представленных в нем кон­фессий;

- осознание человека себя жертвой связано не столько с объек­тивной реальностью, сколько с установками ближайшего окру­жения, а также с определенными личностными особенностями, которые неидентичны в различных культурах и в различных воз­растах;

-динамика числа жертв вообще и различных типов в частно­сти не имеет линейного характера, а зависит от особенностей куль­туры, уровня социально-экономического развития общества, а также от его исторического развития и современного состояния;

- объективное количество жертв и их типов в различных обще­ствах в различные исторические периоды не совпадают с количе­ством конституированных типов и людей, субъективно считаю­щих себя жертвами.

***

Можно надеяться, что развитие социально-педагогической виктимологии позволит дать хотя бы частичный ответ на вопрос о том, как человек становится жертвой неблагоприятных усло­вий социализации, выяснить, как писал немецкий просветитель XVIII в. Георг Лихтенберг, «Что происходит от причин, а что от случая?»

Человек социализированный

Социализация человека осуществляется в процессе его взаи­модействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов. Взаимодействие с ними, влияние их на че­ловека не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу.

От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, от­носительно направляемой и относительно социально контроли­руемой социализации, во многом зависит самоизменение челове­ка на протяжении его жизни, и в целом — его социализирован-ность.

Единой точки зрения на то, что представляет собой социали-зированность человека, не существует. Трактовки социализиро­ванное™ весьма многообразны и в большой мере зависят от того, в русле какого подхода к социализации они предлагаются.

Наши рекомендации