Тема 1.2. Нормативно-правовые основы

совершенствования специального образования детей с ограниченными возможностями

Нормативно-правовую базу в области специального образования составляют документы нескольких уровней: международные (подписанные Россией), федеральные — правительственные и ведомственные, региональные.

Нормы международного права, определяющие положение ребенка в современном мире, закреплены в «Конвенции ООН о правах ребенка Она принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и, таким образом является международным законом. Конвенция ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. и действительна на всей территории Российской Федерации.

Конвенция представляет собой правовой документ высокого международного стандарта, провозглашающий ребенка самостоятельным объектом права, требующий от каждого государства приведения национального законодательства в соответствие с этим международным актом. Конвенция закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет. Она состоит из 54 статей. Особый интерес представляет статья 23, в которой государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условия которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Законодательная база Российской Федерации в области образования

К нормативно-правовым актам Российской Федерации относятся Конституция РФ, кодексы, законы РФ, постановления Правительства 1ссии, приказы, письма министерств и ведомств. Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию РФ, Федеральный закон «Об образовании», другие законы и нормативные правовые акты России, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Задачами законодательства РФ в области образования являются:

· разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;

· обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на образование;

· создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования РФ;

· определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Основным федеральным законом, обеспечивающим развитие специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, служит закон РФ «Об образовании» (принят 25 октября 1991 г.). Закон содержит ряд статей (3, 5, 12,17,50 и др.), закрепляющих право детей-инвалидов на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. За годы существования закона в его статьи 12 раз вносились различные дополнения и уточнения, что позволило в значительной мере обновить один из основных федеральных законов России.

Центральное место в нормативно-правовом обеспечении образования, в том числе специального, занимает закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 3 июля 1998 г.). Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В законе выделены основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации, организационные основы гарантий прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на профессиональную подготовку и др.

Важной составляющей нормативно-правовой базы специального образования являются федеральные правительственные документы, определяющие общеобразовательную и профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее значимо в этом плане постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии» (12 марта 1997 г.), в соответствии с которым созданы коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения, коррекционные учреждения начального профессионального образования. Типовое положение распространяется на специальные (коррекционные) образовательные учреждения различных видов: для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и поздноослепших, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых. Оно регулирует деятельность всех государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, создавая благоприятные условия воспитанникам с отклонениями в развитии для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

Основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития, служит постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» (4 октября 2000 г.). Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г. Она предусматривает многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание.

Одной из основных задач, поставленных в доктрине, является «создание и реализация условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей». Лицам с ограниченными возможностями здоровья гарантируется общедоступное и бесплатное специальное образование, а также бесплатное среднее и высшее профессиональное образование.

Признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государство берет на себя обязанность обеспечить:

· дошкольные и школьные образовательные учреждения квалифицированными педагогами с высшим образованием;

· условия для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов всех уровней образования;

· внедрение в учебный процесс новых технологий и информационных систем;

· формирование у обучающихся высоких духовно-нравственных качеств;

· расширение фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования;

· условия для неуклонного повышения престижа и социального статуса преподавателей высших и средних профессиональных учебных заведений.

Четкая поэтапная реализация целей и задач, определяемых доктриной будет способствовать, на наш взгляд, изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представлений об образовании и науке «как определяющих факторах развития современного российского общества». Опережающее развитие образования на основе рассматриваемой доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.

С национальной доктриной образования непосредственно связана «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», одобренная Правительством РФ 29 декабря 2001 г. Ее суть заключается в том, чтобы сориентировать образование на рынок труда и требования социально-экономического развития страны, «создать механизм устойчивого развития системы образования».

Ценность Концепции как важнейшего федерального правительственного документа заключается в том, что в ней раскрываются (дополняя и уточняя основные положения доктрины) основные приоритеты государственной образовательной политики, цели и задачи модернизации образования, а также меры по созданию правовых и экономических условий для обеспечения:

· бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта;

· равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней;

· получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Государство гарантирует социально-педагогическую и психологическую помощь семье, раннюю диагностику резервов физического и психического развития ребенка.

Согласно Концепции дети с ограниченными возможностями здоровья «должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний — в специальных школах и школах-интернатах». Предусматривается также введение персональных счетов для детей-инвалидов с целью аккумулирования государственных, корпоративных, спонсорских и родительских средств на образование и оздоровление каждого ребенка.

Важное место в Концепции отводится вопросам подготовки социальных педагогов и психологов в целях совершенствования работы с детьми группы риска, осуществления профилактики социального сиротства. Кроме этого, активизируется планомерная «подготовка и переподготовка педагогических кадров», проведение родительского всеобуча по широкому кругу проблем.

Заслуживают внимания положения Концепции о структурной и институциональной перестройке профессионального образования выпускников общеобразовательных (в том числе коррекционных) учебных заведений, о разработке различных моделей интеграции среднего и высшего профессионального образования, о создании университетских комплексов.

Наши рекомендации