Составители: И.Г. Хомякова, С.Л. Попова

КУРСОВАЯ РАБОТА.

Общие требования и методика выполнения

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов IV курса

библиотечно-информационного факультета

Составители: И.Г. Хомякова, С.Л. Попова

Рязань – 2006

Утверждено в качестве методического пособия кафедрой

библиотековедения и библиографии РЗИ (Ф) МГУКИ

22 марта 2006 г., протокол № 7.

Рекомендовано к печати Ученым Советом РЗИ (Ф) МГУКИ

30 марта 2006 г., протокол № 8.

Составители: канд. пед. наук, доцент И.Г. Хомякова,

Канд. пед. наук, доцент С.Л. Попова

Курсовая работа. Общие требования и методика выполнения: метод. пособие для студентов IV курса библ.-информ. фак. / сост. И.Г. Хомякова, С.Л. Попова. – Рязань: РЗИ (Ф) МГУКИ, 2006. – 35 с.

© И.Г. Хомякова, 2006

© С.Л. Попова, 2006

© РЗИ (Ф) МГУКИ, 2006

Введение

В соответствии с учебным планом студентами IV курса библиотечно-информационного факультета РЗИ (Ф) МГУКИ выполняется курсовая работа, которая заключается в составлении рекомендательного библиографического пособия (указателя).

Данная курсовая работа представляет собой итог изучения цикла библиографических дисциплин. В процессе выполнения курсовой работы студенты должны отработать основную методику создания библиографической информации; закрепить знания, умения и навыки в области рекомендательного библиографирования.

Целью данного методического пособия является содействие в организации самостоятельной деятельности студентов по выполнению курсовой работы.

Методическое пособие состоит из двух частей, приложений, списка рекомендуемой литературы. В первой части изложены общие требования к курсовой работе. Во второй части раскрываются методические особенности выполнения курсовой работы в виде рекомендательного библиографического указателя.

В приложения включены следующие материалы:

· образец индивидуального задания для выполнения курсовой работы;

· образец оформления титульного листа и оглавления курсовой работы;

· схема плана-проспекта библиографического пособия;

· образцы библиографического описания и рекомендательных аннотаций;

· примерная тематика курсовых работ.

1. Общие требования к курсовой работе

Курсовая работа студентов IV курса библиотечно-информационного факультета РЗИ (Ф) МГУКИ выполняется в виде рекомендательного библиографического пособия, а именно – указателя.

В соответствии с ГОСТом 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» «рекомендательное библиографическое пособие» – это библиографическое пособие, отражающее документы, рекомендуемые определенным категориям читателям и отобранные по соответствующим содержательным и качественным критериям. Тот же ГОСТ определяет «библиографический указатель» как библиографическое пособие со сложной структурой и научно-справочным аппаратом.

Рекомендательные библиографического пособия являются главным продуктом рекомендательной библиографической деятельности – одного из важных видов отечественной библиографии. Рекомендательная библиография способствует образованию, воспитанию, просвещению и культуре. С помощью присущих ей методов рекомендательная библиография организует процесс самообразовательного чтения, формирует у читателей новые социально значимые интересы, расширяет кругозор. Предлагая читателю определенную литературу, рекомендательная библиография помогает выбору произведений для чтения, осмыслению и усвоению прочитанного.

Задачи рекомендательной библиографии традиционно рассматриваются по трем направлениям: содействие общему и профессиональному образованию; помощь в самообразовательной деятельности читателя; участие в процессе популяризации знаний.

Одна из важнейших функций рекомендательной библиографии – формирование культуры чтения как необходимого компонента общей культуры личности. Рекомендательная библиография общедоступна и отвечает всеобщим интересам членов общества, что обусловливает ее популяризаторский, образовательно-воспитательный характер. Поскольку рекомендательная библиография всегда была связана с популяризацией лучших, наиболее ценных документов, ее часто называют также «популярная библиография».

Условием успешного выполнения курсовой работы в виде библиографического пособия является усвоение студентом общей методики библиографирования документов и частной методики рекомендательного библиографирования; овладение необходимым комплексом общенаучных и профессиональных знаний.

Студентами могут создаваться рекомендательные библиографические указатели различных видов: проблемно-тематические, тематические, персональные (биобиблиографические), краеведческие.

При выборе и уточнении содержательных границ темы курсовой работы студенту необходима консультация с научным руководителем. Выбранная тема утверждается на заседании кафедры.

После того, как студент определил для себя тему курсовой работы, он должен заполнить бланк «Индивидуального задания» (см. Приложение № 1), где фиксируются необходимые сведения для учета и контроля за выполнением данной работы.

В период работы над курсовым проектом студент получает консультации научного руководителя. Время проведения консультаций планируется деканатом в расписании занятий или назначается научным руководителем индивидуально.

Окончательный вариант курсовой работы должен быть представлен в печатном (компьютерная распечатка, машинопись) или в рукописном виде (на листах формата А4, писать разборчиво). Для печатных работ, подготовленных на компьютере, устанавливаются следующие параметры оформления текста: гарнитура Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал, поля: слева – 3,5 см, справа – 1,7 см, сверху и снизу – 1,8. Нумерация страниц сквозная, номер страницы проставляется справа внизу.

Работа должна быть снабжена титульным листом и оглавлением (см. образцы оформления в Приложении № 2 и № 3).

Готовая курсовая работа передается через деканат библиотечно-информационного факультета научному руководителю на проверку и рецензирование. Сроки предоставления курсовых работ определяются деканатом и доводятся до сведения всех студентов.

Чтобы работа была положительно оценена, она должна отвечать следующим требованиям:

1. Соответствие всем методическим правилам составления рекомендательного библиографического указателя.

2. Аккуратность оформления работы.

3. Точность срока представления работы научному руководителю.

Оценка за курсовую работу проставляется в зачетной книжке, а также отмечается во вкладыше к диплому.

2. Методика выполнения курсовой работы в виде

рекомендательного библиографического указателя

Процесс подготовки каждого библиографического пособия, в том числе и рекомендательного указателя, включает следующие основные этапы: подготовительный, основной (аналитический и синтетический) и заключительный.

2.1. Подготовительный этап составления рекомендательного

библиографического пособия

Подготовительный этап включает в себя выбор и изучение темы, разработку плана-проспекта, выявление литературы по теме пособия.

2.1.2. Выбор и изучение темы

При определении темы будущего библиографического пособия студент должен исходить из того, что тема должна быть актуальной и социально значимой, соответствовать библиографическим потребностям читателей определенной категории.

Процесс составления библиографического пособия начинается с обязательного изучения выбранной темы. При этом выясняется суть изучаемого предмета, проблемы, для чего необходимо ознакомление с основными справочными, научными, научно-популярными, учебными изданиями по данной теме. Следует также изучить библиографическую оснащенность темы, что достигается путем выявления уже имеющейся библиографической продукции по данной или близкой тематике. С этой целью целесообразно использование ежегодника Российской книжной палаты «Библиография российской библиографии».

2.1.3. Составление плана-проспекта пособия

Получив необходимое представление о теме, ее значении и содержании, следует приступить к разработке плана-проспекта пособия, который представляет собой основной документ, регламентирующий дальнейшую составительскую работу. В плане-проспекте обосновывается необходимость принятия того или иного методического решения, исходя из общего замысла библиографического указателя.

Основными элементами, которые отражаются в плане-проспекте, являются следующие:

· обоснование актуальности темы;

· целевое и читательское назначение пособия (в помощь образованию и самообразованию, повышению квалификации, для первоначального знакомства с темой и т.д.; для школьников, студентов, специалистов определенной отрасли деятельности и др.);

· источники выявления документов:

основные: издания государственной библиографии («Книжная летопись», «Летопись газетных статей», «Летопись журнальных статей» и т.д.), каталоги и картотеки библиотек, отраслевые реферативные журналы, издания массовой библиографической информации (газета «Книжное обозрение») и др.;

дополнительные: источники прикнижной библиографии в монографиях, научных сборниках, хрестоматиях; аналитические и историографические обзоры; периодические и продолжающиеся издания по теме пособия и др.;

· критерии отбора документов:

критерии содержательного отбора: определение тематических рамок пособия;

критерии формального отбора: установление хронологических, языковых, территориальных, количественных границ отбора, по типам (официальные, научные, научно-популярные, производственные, учебные, справочные, информационные) и видам (книги, брошюры, статьи из периодических и продолжающихся изданий, ноты, карты, изоиздания и пр.) документов;

критерии качественного отбора: соответствие критериев отбора целевому и читательскому назначению пособия, социальной, научной и практической значимости, художественной ценности документов;

· структура пособия:

содержательная: систематическая (в соответствии с классификациями ББК, УДК и др.), тематическая, предметная; рекомендательная;

· методы группировки материала внутри разделов и подразделов: алфавитная, хронологическая, по видам и типам документов, «от общего к частному», «от простого к сложному» и т.д.;

· способы библиографической характеристики документов: аннотации (рекомендательные; общие, аналитические, групповые);

· наличие справочно-поискового аппарата: предисловие, вводные тексты к разделам, вспомогательные указатели (авторов и заглавий, именной, географический и др.), приложения, оглавление.

План-проспект пособия, разработанный студентом, обязательно согласовывается с научным руководителем и утверждается последним. В дальнейшем, по окончании работы на основе плана-проспекта пишется предисловие к пособию. (См. схему плана-проспекта библиографического пособия в Приложении № 4).

2.1.4. Выявление литературы

Основная задача данной операции заключается в том, чтобы с максимально возможной полнотой выявить сведения о литературе, соответствующей теме пособия. Эффективность процесса выявления зависит от правильно определенного круга источников, порядка и способа их изучения.

Источники выявления делятся по своему характеру на две группы: вторичные – библиографические издания (государственные библиографические указатели, указатели библиографических пособий, текущие, ретроспективные и др. пособия), реферативные издания, каталоги и картотеки библиотек; первичные – научные труды, сборники документов, материалы конференций, справочные издания, периодические и продолжающиеся издания.

По тщательности, углубленности обследования источники выявления можно разделить на основные и дополнительные. Основные источники должны быть обследованы наиболее широко и тщательно, дополнительные – более выборочно в целях контроля за полнотой выявленного материала.

При подготовке рекомендательных указателей в качестве основных источников целесообразно использовать источники массовой библиографической информации (например, «Книжное обозрение: Сигнальные экземпляры недели», «Экслибрис: Приложение к «Независимой газете», «Библиотечная газета», «В мире книг» и т.д.), каталоги и картотеки библиотек, бюллетени новых поступлений. Органы государственной библиографии («Книжная летопись», летописи газетных и журнальных статей и т.д.) используются как дополнительные.

Вместе с тем следует учитывать, что деление источников на основные и дополнительные условно. В зависимости от определенной специфики целевого и читательского назначения, тематики, жанра пособия и других установок основные источники могут становиться дополнительными и наоборот.

Описания всех выявленных в ходе просмотра документов (книг, статей и др.) заносятся в рабочую картотеку. Она организуется или в общем алфавите авторов и заглавий, или по основным разделам будущего указателя (оба способа применяются в библиографической практике). Библиографические описания документов следует выполнять на каталожных карточках. На каждой карточке желательно делать соответствующие пометки об источнике выявления, что может в дальнейшем потребоваться для уточнения тех или иных характеристик документа.

2.2. Основной этап составления библиографических пособий

Основной этап составления библиографических пособий включает два логически взаимосвязанных подэтапа – аналитического и синтетического.

Аналитический подэтап в процессе рекомендательного библиографирования предусматривает несколько операций, выполняемых параллельно или последовательно:

· общий библиографический анализ документов;

· составление библиографических описаний;

· аннотирование;

· окончательное оформление библиографической записи.

Общий библиографический анализ документов предполагает знакомство составителя с содержанием и формой документа: выявление авторской концепции, выраженной в тексте произведения; основной и сопутствующей темы библиографируемого документа; его социальной, научной и культурной значимости; его структуры, типологических, жанровых и стилевых особенностей; целевого и читательского назначения и т.д. Результаты общего анализа документа дают возможность составителю оценить соответствие документа основным параметрам, обозначенным в плане-проспекте.

Анализ документа включает: ознакомление с титульным листом, издательскими данными и аннотацией, оглавлением, предисловием, примечаниями, комментариями. В некоторых случаях целесообразно для более объективной оценки документа использовать критические статьи, рецензии, отзывы в печати и другие дополнительные источники. Общий библиографический анализ документа подготавливает основу для других операций: библиографического описания, аннотирования и др.

Составление библиографических описаний должно быть нацелено на точную и полную идентификацию документа. Библиографическое описание должно быть составлено согласно положениям ГОСТа 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления». Сокращения слов в библиографической записи следует производить в соответствии с ГОСТом 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила». Образцы библиографического описания см. в Приложении № 5.

Процессы аннотирования призваны решить задачу расширенной, углубленной характеристики документов с точки зрения его содержания, назначения, формы и других особенностей. Составителям библиографических пособий следует широко применять различные виды аннотаций: общие, аналитические, групповые. Вопрос о характеристике документов способом справочного или рекомендательного аннотирования решается в зависимости от вида, целевого и читательского назначения библиографического пособия. В рекомендательном пособии, как правило, применяются рекомендательные аннотации.

Рекомендательная аннотация призвана активно пропагандировать документы, заинтересовывать, привлекать внимание, убеждать в необходимости прочтения документа. Поэтому рекомендательным аннотациям присуща дидактическая направленность, педагогические рекомендации, методические советы и т.д. Рекомендательные аннотации должны быть написаны живым, доступным языком.

В соответствии с требованиями ГОСТа 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования» в состав аннотации могут входить следующие элементы:

· основная тема, проблема, цель работы;

· результаты работы;

· что нового несет в себе данный документ по сравнению с другими, родственными по тематике и целевому назначению;

· сведения об авторе документа;

· указания на принадлежность автора к стране (на документы, переведенные с других языков);

· сведения о достоинствах аннотируемого произведения, взятые из других источников (рецензий, критических обзоров и т.п.).

В аннотации на произведения художественной литературы должны быть указаны сведения о литературном жанре, период, к которому относится творчество автора, основная тема и проблема произведения, место и время описываемых событий.

Текст аннотации должен отличаться лаконичностью и высоким уровнем обобщения информации, содержащейся в первичном документе. В текст аннотации не включают сведения, имеющиеся в библиографическом описании аннотируемого документа, в частности в заглавии; стремятся не использовать сложные синтаксические построения, громоздкие предложения, затрудняющие восприятие текста.

Рекомендательный библиографический указатель, в виде которого выполняется курсовая работа, должен быть полностью аннотированным.

В каждом конкретном библиографическом пособии аннотации должны быть выдержаны в определенном ключе: соблюдены сформулированные в плане-проспекте методические требования, обеспечено единообразие в раскрытии содержания документов. Образцы рекомендательных аннотаций см. в Приложении № 6.

Окончательное оформление библиографической записи является завершающей операцией, объединяющей все предшествующие операции данного подэтапа. Это фактически переходный процесс от аналитического к синтетическому этапу библиографирования.

Синтетический подэтап включает в себя:

· отбор выявленных и изученных документов;

· группировку библиографических записей.

В составительской практике зачастую отбор документов происходит параллельно с процессом выявления материала. Отбор документов для библиографических пособий можно разделить на ограничительный (формальный и содержательный) и качественный.

Формальные ограничения при отборе могут быть пространственными (фонд библиотеки или фонды ряда библиотек), формально-издательскими (вид издания, объем, способ размножения и др.), хронологическими (учетный период, время написания), языковыми, территориальными, количественными и др.

Студентам следует соблюдать установленные количественные ограничения для курсовой работы в виде библиографического пособия. Рекомендательный указатель должен содержать 50 – 70 библиографических записей.

Немаловажными для рекомендательного пособия являются хронологические ограничения при отборе документов. Обычно для данного вида пособий устанавливаются следующие ограничения в учетном периоде документов:

· для книжных изданий – 5 – 7 лет,

· для статей из журналов – 2 – 3 года,

· для статей из газет – 1 год.

Содержательные ограничения в отборе предполагают оценку документов с точки зрения соответствия тематике библиографического пособия. В пособие должны отбираться документы, полностью раскрывающие существо проблемы, разносторонне освещающие общие и частые вопросы темы.

В процессе качественного отбора подлежат исключению документы, не соответствующие конкретному целевому и читательскому назначению пособия. Составителю следует основательно знать тему пособия и тщательно отбирать научно и художественно ценную литературу; учитывать уровень подготовки, специфику восприятия информации различных групп потребителей, которым предназначено то или иное пособие.

В библиографической практике, как правило, охарактеризованные выше виды отбора используются в сочетании друг с другом.

Группировка библиографических записей завершает синтетический подэтап библиографирования. Группировка позволяет ориентироваться во включенном в пособии материале, устанавливает взаимосвязи между библиографическими записями. Группировка включает три основные операции:

· разделение всего массива библиографических записей на определенные группы по избранному признаку;

· определение последовательности разделов, подразделов, рубрик, подрубрик;

· распределение записей внутри последнего деления по заранее выбранному способу расположения.

Основными способами группировки являются формальный, содержательный и рекомендательный.

Формальная группировка обеспечивает поиск документов по их внешним признакам. При любой разновидности формальной группировки (по алфавиту авторов и заглавий документов, по виду изданий, месту издания, языку, хронологии и т.д.) не затрагивается содержание документов. Поскольку формальная группировка не обладает необходимыми рекомендательными возможностями, не способствует целям логического раскрытия проблемы, значимости материалов, доступности их для восприятия читателями, использование ее в рекомендательных пособиях в качестве основного способа расположения материала нецелесообразно. Принципы формальной группировки могут применяться в рекомендательных библиографических указателях лишь при распределении записей внутри последнего деления (подраздела, подрубрики), а также при группировке художественной литературы – она располагается, как правило, в алфавите авторов и заглавий произведений.

Содержательная группировка предполагает обращение составителя к тексту документов, распределение материала по темам (вопросам), отраженным в произведениях. Содержательная группировка может быть систематической, тематической и предметной.

Систематический и предметный методы расположения материала широко используются в научно-вспомогательных и профессионально-производственных библиографических пособиях. Для рекомендательных же пособий наиболее подходит тематическая группировка.

Тематическая группировка обладает более подвижной структурой, что предполагает большую или меньшую детализацию разделов и подразделов, возможность изменять их последовательность. Данный способ группировки широко используется в библиографических пособиях тематического, проблемно-тематического (комплексного), краеведческого характера.

Рекомендательная группировка ориентирована на оказание консультационной помощи читателю и существует в различных вариантах – «от общего к частному» или «от простого к сложному». Данный способ группировки широко используется в рекомендательных библиографических пособиях, адресованных как пользователям, начинающим знакомиться с темой, так и специалистам для углубленного изучения предмета.

В большинстве библиографических пособий, подготавливаемых студентами в качестве курсовой работы, используется сложная группировка материала, основанная на сочетании нескольких методов. Например, сначала материал группируется по разделам в соответствии с избранным основным способом (чаще всего – тематическим). Внутри разделов и подразделов используется рекомендательный способ группировки – «от общего к частному», «от простого к сложному». При более дробной группировке в пособии, в пределах последнего деления материал располагается по формальному принципу: в алфавите авторов или заглавий, по хронологии издания, по типам и видам документов и др.

Составителям библиографических пособий необходимо помнить, что в указателях со сложной структурой, большим количеством литературы многоаспектного характера необходимо применять систему ссылок. Ссылки дают дополнительную возможность раскрыть содержание документов, не прибегая к дублированию одних и тех же библиографических записей в разных разделах пособия. Если документ носит многоаспектный характер, его следует поместить в раздел, которому посвящена большая часть текста, а в другой раздел дается ссылка по форме: см. также № .

После произведенной группировки материала библиографические записи в рабочей картотеке должны быть пронумерованы, что позволяет приступить к следующему этапу библиографирования.

2.3. Заключительный этап составления

библиографических пособий

Заключительный этап библиографирования включает подготовку справочно-поискового аппарата, редактирование и оформление библиографического пособия.

Подготовка справочно-поискового аппарата предполагает написание предисловия, вводных статей к разделам, составление вспомогательных указателей, приложений, оглавления.

В основе предисловия, предваряющего библиографическое пособие, лежит план-проспект. В предисловии дается обоснование актуальности и значения темы пособия, характеристика целевого и читательского назначения, источников выявления и принципов отбора материала, способов группировки и раскрытия содержания документов, имеющегося справочно-поискового аппарата. Таким образом, предисловие отражает основные компоненты плана-проспекта пособия и детально разъясняет методику составления данного пособия.

Вводные статьи к разделам (их включение в пособие желательно, но не обязательно) призваны помочь читателю ориентироваться в литературе данного раздела, отразить его частную проблематику.

Вспомогательные указатели обеспечивают многоаспектное раскрытие содержания и формы библиографируемых документов. В совокупности с основной схемой расположения материала вспомогательные указатели дают возможность осуществлять поиск документов по дополнительным признакам.

Наиболее распространенным видом вспомогательных указателей в курсовых библиографических работах является алфавитный указатель авторов и заглавий произведений. Вспомогательный указатель состоит из рубрик и ссылок к номерам библиографических записей, помещенных в основной части пособия.

Пример записей в алфавитном указателе авторов и заглавий:

Агеева И.Н. Охрана природы Урала 4

Алгоритмы и программы 18

Басманов В.А. Вехи времени 29

Бурцева Е.Л. Социология образования 75

Востоков Е.Ф., Норина А.С. Анализ финансового состояния 6

Государство и право 48

Данилов Ф.И. Народные промыслы Сибири 37

Загрязнение и охрана окружающей среды 10

Приложения к библиографическим пособиям могут включать списки просмотренных источников, условных сокращений, дополнения, методические советы, иллюстративный материал (фотокопии обложек и титульных листов наиболее интересных и значительных изданий, портретов деятелей науки, культуры, искусства, карт и т.д.).

Составление пособия завершается его научно-библиографическим, литературным и технико-библиографическим редактированием.

Научно-библиографическое редактирование осуществляется в процессе всей работы над пособием. Научное редактирование начинается на этапе составления плана-проспекта, оценки правильности определения целевого и читательского назначения пособия, логичности и обоснованности систематизации материала, соответствия содержания отобранных документов поставленным целям.

В процессе литературного редактирования вычитывается текст пособия, исправляются стилистические погрешности, опечатки. Литературному редактированию в первую очередь подвергаются предисловие, вступительная статья, наименования разделов и подразделов, тексты аннотаций и рефератов.

Технико-библиографическое редактирование предполагает проверку единообразия выбранного способа описания, соответствия библиографических описаний действующим ГОСТам, проверку правильности нумерации записей и соответствия им сведений во вспомогательных указателях.

Последняя операция – оформление библиографического пособия: составление титульного листа, оглавления и т.д. При необходимости происходит художественное оформление пособий (как правило, рекомендательных).

Литература:

1. Коготков Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник / Д.Я. Коготков. – СПб.: Профессия, 2004. – С. 154 – 185.

2. Брискман М.А. Составление библиографических пособий / М.А. Брискман, М.П. Бронштейн. – М., 1964. – 299 с.

3. Истрина М.В. Аннотирование произведений печати: метод. пособие / М.В. Истрина. – М.: Книга, 1981. – 48 с.

4. Справочник библиографа / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2002. – С. 276 – 361.

Приложение № 1

Кафедра библиотековедения и документоведения

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Приложение № 2

Образец оформления титульного листа курсовой работы

Рязанский заочный институт (филиал)

Московского государственного университета культуры и искусств

Кафедра библиотековедения и документоведения

КНИЖНАЯ ВСЕЛЕННАЯ ДЕТСТВА:

Лучшая научно-познавательная литература для детей младшего школьного возраста (2000 – 2005 гг.):

Курсовая работа

Исполнитель студент__________ группы

С. В. Иванова_____________________

(подпись)

Научный руководитель:

И. Г. Хомякова, доцент,

канд. пед. наук______________________

(подпись)

Рязань, 2006

Приложение № 3

Образец оформления оглавления курсовой работы

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ..............................................................................……........1

1. КНИГИ, КОТОРЫЕ ЗНАЮТ ВСЁ:Общие справочные издания для детей ...................…………………………………………………………4

2. ИЗДАНИЯ ПО ЕСТЕСТВЕННЫМ НАУКАМ.........................….......10

2.1. ЦАРИЦА ВСЕХ НАУК:Математика………………………….....15

2.2. НЕБЕСНОЕ КОРОЛЕВСТВО:Астрономия………………….... 20

2.3. РАЗНОЦВЕТНАЯ ЗЕМЛЯ:География...................…...................24

2.4. ЧУДЕСА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ:Биология. Ботаника.

Зоология……………………………………………………………...27

3. В ПОИСКАХ МИНУВШИХ СТОЛЕТИЙ:История………………..32

4. ЯЗЫК РОДНОЙ, ДРУЖИ СО МНОЙ!:Языкознание...…………....36

5. ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРЕКРАСНОГО: Искусство…………... 38

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ И ЗАГЛАВИЙ..................40

ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................43

Приложение № 4

Схема Плана-проспекта библиографического пособия

№№ п/п Основные направления работы, методические приемы Предполагаемые решения Изменения, уточнения
1. Тема пособия        
2. Вид пособия Рекомендательный библиографический указатель  
3. Целевое и читательское назначение      
4. Обоснование актуальности темы      
5. Источники выявления документов:      
  а) основные      
  б) дополнительные      
6. Критерии отбора документов:      
  а) критерии содержательного отбора      
  б) критерии формального отбора:      
  · хронологические   Книги за последние 5 лет; статьи из журналов – за 2 года; статьи из газет – за 1 год  
  · языковые На русском языке  
  · территориальные Изданные в Российской Федерации  
  · количественные 70 названий документов  
  · по типам документов Официальные, научно-популярные, научные, производственные, учебные, справочные и др.  
  · по видам документов Книги, брошюры, статьи из периодических и продолжающихся изданий, ноты, карты, изоиздания и др.  
  в) критерии качественного отбора      
7. Структура пособия Тематическая    
8. Методы группировки материала внутри разделов и подразделов Рекомендательная – «от общего к частному», «от простого к сложному»    
9. Способы библиографической характеристики документов      
  а) библиографическое описание В соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления»  
  б) аннотации Рекомендательные аннотации: общие, аналитические, групповые  
10. Элементы справочно-поискового аппарата Предисловие, вводные тексты к разделам, вспомогательный указатель авторов и заглавий, приложение, оглавление и т.п.    

Приложение № 5

Приложение № 6

Общие аннотации

Групповая аннотация

5. Обручев В.А. Плутония: науч.-фантаст. роман / В.А. Обручев; ил. В. Романова. – М.: ОНИКС, 2000. – 335 с.: ил. – (Золотая б-ка).

Обручев В.А. Земля Санникова: науч.-фантаст. роман / В.А. Обручев; худож. Е. Суматохин. – М.: ОНИКС, 2000. – 316 с.: ил. – (Золотая б-ка).

Научно-фантастические книги известного ученого и писателя В.А. Обручева остаются популярными для многих поколений читателей. Написать «Плутонию» автора побудили два ранее прочитанных им романа: «Путешествие к центру Земли» Ж. Верна и «Затерянный мир» А. Конан Дойла. Будучи серьёзным учёным, В.А. Обручев нашёл в этих книгах множество ошибок. Для своего сочинения Обручев воспользовался очень популярной в начале XIX века гипотезой. Учёные того времени считали, что Земля имеет обширную внутреннюю полость с центральным светилом. Чтобы «проверить» истинность этого утверждения, Обручев «снаряжает» экспедицию. И уж будьте уверены, все животные и растения, встреченные её участниками, описаны без каких бы то ни было научных ошибок. А приключения, выпавшие на долю первопроходцев, нисколько не уступают в занимательности тому, что сочинили Ж. Верн и А. Конан Дойл.

«Земля Санникова» тоже написана под впечатлением от книги – «Заколдованной земли» чешского писателя Карла Глоуха. Как и в первый раз, Обручев был возмущён ошибками автора: неужели в Гренландии тысячелетиями мог сохраняться тёплый «островок» с мамонтами и первобытными людьми, если ледники ползут? Здесь на помощь учёному приходит предание. Северяне рассказывали, будто бы некий промышленник Яков Санников видел в районе Новосибирского архипелага неведомый остров. Итак, Земли Санникова на самом деле нет на свете. Зато – перв

Наши рекомендации