Понятие организационной культуры.

Источники организационной культуры.

Области проявления организационной культуры.

Социализация и индивидуализация.

Методы изменения организационной культуры.

Этапы подготовки контрольной работы.

ПЕРВЫЙ ЭТАП – контрольная работа студентов по изучению ситуации и решению обозначенных в них проблем. В процессе исследования студенты должны применить знания по основным вопросам темы. Записи в «Дневнике исследования ситуационных задач».

ВТОРОЙ ЭТАП – защита результатов исследования. Отражение теоретических вопросов темы при анализе обозначенных в ситуациях проблем и вариантов их решения на практике.

КАК ПОДГОТОВИТСЯ К АНАЛИЗУ СИТУАЦИИ

Этот вопрос не имеет какого-либо единственно правильного ответа. У каждого может быть свой подход. Однако некоторые рекомендации можно дать.

1. Сначала прочитайте всю имеющуюся информацию, чтобы составить целостное представление о ситуации. Читая, не пытайтесь сразу анализировать.

Еще раз внимательно прочитайте информацию. Выделите те абзацы, которые вам показались важными.

3. Постарайтесь охарактеризовать ситуацию. Определите, в чем ее сущность, а что второстепенно. Затем письменно зафиксируйте выводы – основную проблему и проблемы, ей подчиненные.

4. Зафиксируйте все факты, касающиеся этой проблемы (не все факты, изложенные в ситуации, могут быть прямо связаны с ней). Так будет легче проследить взаимосвязь между приведенными данными.

Сформулируйте критерий для проверки правильности решения.

6. Попробуйте найти альтернативные варианты решения, если такие существуют. Какие из них наиболее удовлетворяют критерию?

Лекция 1. Концептуальные основы организационного поведения

План.

1. Сущность и понятие организационного поведения.

2. Основополагающие концепции ОП.

3. Факторы, влияющие на организационное поведение

4. Базисные теоретические подходы.

5. Система организационного поведения

6. Модели организационного поведения.

Сущность и понятие организационного поведения.

Организационное поведение – это изучение поведения людей (индивидов и групп) в организациях и практическое использование полученных знаний. С одной стороны ОП – это научная дисциплина, в которой к основному массиву знаний постоянно добавляются результаты новых исследований и разработок. С другой стороны ОП – это прикладная наука, благодаря которой информация об удачах и фиаско компаний распространяется в других организациях. Наука об организационном поведении представляет набор инструментов, используемых на различных уровнях анализа. Она позволяет анализировать: поведение индивидов, динамику отношений внутри малых групп, внутриорганизационные отношения, и т.д.

Организационное поведение – систематически научный анализ индивидов, групп и организаций, с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации (то есть в основе лежит личность).

Организационное поведение – это академическая дисциплина, которая помогает руководителю принимать действенные решения при работе с людьми, в сложной динамической среде. Она объединяет концепции и теории, относящиеся к отдельным людям, группам, организации в целом.

В соответствии с последним определением мы выделим 3 основных уровня проблем поведения:

-Личностные;

-Групповые;

-Общеорганизационные.

Основные силы ОП

Природа организации формируется в процессе взаимодействия различных сил, которых можно классифицировать по 4 направлениям: люди, организационные структуры, технологии и внешняя среда, в которой действует данная организация.

Основополагающие концепции ОП.

ОП основывается на ряде базисных идей о природе человека и организаций (табл. 1.1).

Таблица 1.1.Базисные концепции организационного поведения.

Природа человека Природа организации
· индивидуальные особенности · восприятие · целостность личности · мотивированное поведение · стремление к соучастию · ценность личности · социальные системы · взаимный интерес · этические принципы

Факторы, влияющие на организационное поведение

Макроэкономические факторы

  • экономическая ситуация в стране, регионе - экономическое и социальное состояние в обществе, настроения, отношение к конкуренции, социальные ожидания.
  • географическое положение организации - специфика региона в деятельности организации, климатические особенности
  • уровень жизни в регионе - уровень оплаты труда и социального обеспечения, существующий в регионе, национальные особенности работников данного региона, их мобильность, готовность к переменам, предлагаемым условиям работы.
  • внешнеэкономические контакты - влияние международного сотрудничества и конкуренции.
  • статус организации на рынке - позиции организации на конкретном рынке по отношению к другим организациям, престиж организации как места приложения сил для работников.
  • ожидания окружающих - что ожидает от организации ее окружение: клиенты, партнеры, конкуренты, поставщики и др.

Микроэкономические факторы



  • профиль и вид деятельности организации.
  • уровень финансового состояния личности - значимостьдля работников именно данного места работы, их приверженность организации, наличие у них альтернативного (дополнительного) источника средств существования
  • личность руководителя
  • реальная ситуация - экономическое положение дел в организации, состав работающих, их квалификационный уровень, стиль руководства
  • наличие корпоративного кодекса поведения - утвержденного документа о корпоративной этике и приемлемых правилах поведения в организации.

Наши рекомендации