Требования к результатам освоения дисциплины

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Кафедра иностранных языков

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

«КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Cпециальность:

036401.65 «Таможенное дело»

Квалификация выпускника: специалист

Москва

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Кафедра иностранных языков

УТВЕРЖДЕНО

учебно-методическим советом

факультета таможенного дела

Академии

(протокол от 17 мая 2011 г. № 18)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Cпециальность:

036401.65 «Таможенное дело»

Квалификация выпускника: специалист

Москва

Автор:

Е.А.Федорченко, профессор кафедры иностранных языков,

доктор филологических наук, доцент

Ответственный за выпуск

Н.А.Кузнецова, зав. кафедрой иностранных языков,

кандидат филологических наук, доцент

Рецензенты:

Н.А.Герасименко, профессор кафедры современного русского языка

Московского государственного областного университета;

доктор филологических наук, профессор

А.Е.Назарова, старший преподаватель кафедры иностранных языков

Егорьевского филиала Московского государственного

гуманитарного университета им. М.А.Шолохова,

кандидат филологических наук

Программа одобрена на заседании кафедры

(протокол от 19.05.2011г. №11)

© Российская таможенная академия, 2011

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Владение государственным языком, умение общаться, вести гармоничный диалог – необходимые составляющие профессиональных умений специалистов таможенной службы.

Цели преподавания дисциплины:

- совершенствовать владение нормами современного русского литературного языка, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве государственного языка Российской Федерации;

- обеспечить достижение уровня языковой компетентности, достаточного для осуществления научной и профессиональной коммуникации.

Задачи изучения дисциплины:

- развитие устной и письменной речи студентов в соответствии с основными критериями культуры речи;

- обучение сознательному отбору языковых средств для выражения своих мыслей в различных ситуациях речевого общения;

- формирование речевых умений и навыков, необходимых для достижения целей научной и профессиональной коммуникации;

- воспитание отношения к русскому языку как к одной из основных национально-культурных ценностей.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Данная дисциплина относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. Изучение данной дисциплины позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для освоения ООПподготовки специалиста в целом, а также для продолжения профессионального послевузовского образования и успешной профессиональной деятельности, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации государственным языком Российской Федерации признается современный русский литературный язык и в качестве основных сфер его использования утверждаются сферы законодательной и правоприменительной практики, государственного управления, науки, образования.

Успешное развитие в вузе умений студентов оптимально использовать средства русского языка при устном и письменном общении в сферах, которые непосредственно связаны с их будущей профессиональной деятельностью, обусловлено повышением их общей культуры и уровня гуманитарной образованности, необходимостью теоретического осмысления языковых явлений и процессов, понимания взаимодействия внешних и внутренних факторов развития языка в современном мире. Научно-исследовательская работа обучающегося связана с реализацией научного стиля русского литературного языка в его разнообразных жанровых разновидностях.

Для освоения данной дисциплины необходимо как предшествующее полное усвоение программы по русскому языку общеобразовательной школы.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующей общекультурной компетенции (ОК)в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению (специальности):

- владение культурой взаимоотношений, взаимопонимания и сотрудничества, способностью предотвращать конфликтные ситуации, уважительно относиться к окружающим (ОК-3).

В результате изучения дисциплины студент должен:

а) знать предусмотренные программой теоретические понятия культуры речи и стилистики русского языка, общего языкознания и терминоведения; характерные способы и приемы отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения;

б) уметь составлять и редактировать тексты, ориентированные на различные формы речевого общения; реферировать и аннотировать литературу по специальности;

в) владеть навыками употребления языковых единиц в соответствии с нормами современного русского литературного языка (во всех его функциональных разновидностях – стилях).

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Очная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Аудиторные занятия
в том числе:    
Лекции
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа
Форма промежуточной аттестации (экзамен)    
Общая трудоемкость: часы зачетные единицы

Заочная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Аудиторные занятия
в том числе:    
Лекции
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа в том числе: подготовка и выполнение контрольной работы
Форма промежуточной аттестации (экзамен)
Общая трудоемкость часы зачетные единицы

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

(очная форма обучения)

  № п/п   Название раздела, темы. Формы промежуточного и итогового контроля Количество часов
  Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа
лекции практические занятия
1.   Русский язык и современная речевая ситуация  
1.1. Русский язык в его современном состоянии  
1.2. Культура речи как учение о коммуникативных качествах речи          
2. Русская лексика и культура речи        
2.1. Правильность и точность словоупотребления
2.2. Русская фразеология и выразительность речи  
3. Грамматические нормы современной русской речи
3.1. Нормативное произношение и ударение  
3.2. Правильное использование грамматических форм слов
3.3. Синтаксические нормы
4. Культура письменной речи  
4.1. Нормы русской орфографии  
4.2. Пунктуация как показатель речевой культуры  
5. Стилистические нормы современного русского литературного языка  
5.1. Научный стиль  
5.2. Официально-деловой стиль  
5.3. Публицистический стиль    
5.4. Разговорно-обиходный стиль    
6. Современная коммуникация и правила речевого общения  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

(заочная форма обучения)

  № п/п   Название раздела, темы. Формы промежуточного и итогового контроля Количество часов
  Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа
лекции практические занятия
1.   Русский язык и современная речевая ситуация  
1.1. Русский язык в его современном состоянии  
1.2. Культура речи как учение о коммуникативных качествах речи          
2. Русская лексика и культура речи          
2.1. Правильность и точность словоупотребления  
2.2. Русская фразеология и выразительность речи    
3. Грамматические нормы современной русской речи  
3.1. Нормативное произношение и ударение    
3.2. Правильное использование грамматических форм слов    
3.3. Синтаксические нормы  
4. Культура письменной речи  
4.1. Нормы русской орфографии  
4.2. Пунктуация как показатель речевой культуры  
5. Стилистические нормы современного русского литературного языка  
5.1. Научный стиль    
5.2. Официально-деловой стиль  
5.3. Публицистический стиль    
5.4. Разговорно-обиходный стиль    
6. Современная коммуникация и правила речевого общения    

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК И

Наши рекомендации