Изучите этапы выделения чистых культур бактерий

Методические указания к практическому занятию

По дисциплине ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии

для студентовспециальности34.02.01 Сестринское дело

Тема: Выделение чистой культуры. Биохимические свойства.

Цель занятия:изучить этапы выделения чистой культуры; научиться читать биохимические ряды.

После выполнения практической работы студенты должны уметь:

-выделять чистую культуру;

- читать биохимические свойства микроорганизмов.

Студенты должны знать:

- правила работы в микробиологической лаборатории;

- методы посева на питательные среды.

Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:

ОК- 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК-3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК-4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК-6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

План занятия

I. Входной контроль

II. Инструктаж к практической работе. Демонстрация манипуляций по теме.

III. Самостоятельная работа студентов. Оформление дневников по практике

IV. Отчет о проделанной работе. Выходной контроль

Ход занятия.

I. Ответьте на вопросы входного контроля:

1Что вы понимаете под чистой культурой?

2. Что можно определить по ферментативной активности микроорганизмов?

3.Какие среды применяются для определения ферментативной активности микроорганизмов?

II.Инструктаж к практической работе

Используя методические указания, изучите методику выделения чистой культуры и научитесь определять по ферментативной активности вид микроорганизмов.

III. Самостоятельная работа студентов:

Изучите этапы выделения чистых культур бактерий.

Бактерии-аэробы выращивают в обычных условиях кислородной среды при температуре +370С в термостате.

Чистая культура - это скопление микробов одного вида.

Этапы выделения чистой культуры бактерий:

1 –ый день исследования –получение изолированных колоний.Изучаемый материал микроскопируют и высеивают на плотную среду в чашки Петри. Посевы помещают в термостат на 18-24 ч при температуре +370С.

2-ой день исследования – изучают рост микробов на чашках. Нужную колонию пересевают на скошенный агар. Посевы ставят в термостат на 18-24 часа при температуре +370С.

3-ий день исследования – изучают характер роста на скошенном агаре. Делают мазок, окрашивают его и, убедившись в том, что культура чистая, приступают к ее изучению. На этом выделение чистой культуры заканчивается.

Культура, полученная из мочи, – уринокультура

Культура, полученная из кала, – копрокультура.

Культура, полученная из желчи, - биликультура.

Культура, полученная из крови, - гемокультура.

2. Научитесь определять вид микроорганизмов по ферментативной активности.

По ферментативной активности можно отличить (дифференцировать) один вид микробов от другого. Для этого применяют, например, среды Гисса с углеводами и индикатором. При росте микроорганизмов, расщепляющих углеводы, изменяется цвет среды, а также может появляться газ. Микробы, не ферментирующий данный углевод, растут на среде, не изменяя ее. Наличие газа устанавливают по образованию пузырьков в средах с агаром или по скоплению его в «поплавке» на жидких средах.

При росте на желатиновой среде микробов, ферментирующих желатин, среда разжижается.

При расщеплении пептона могут выделяться индол, сероводород, аммиак. Их образование устанавливают с помощью индикаторных бумажек. Фильтровальную бумагу заранее пропитывают определенными растворами, высушивают, нарезают узкими полосками длиной 5-6 см и после посева культуры на МПБ помещают под пробку между нею и стенкой пробирки. После инкубации в термостате учитывают результат. Аммиак вызывает посинение лакмусовой бумажки; при выделении сероводорода – бумажка чернеет; индол вызывает покраснение бумажки.

Гемолитические свойства (способность разрушать эритроциты) изучаются на средах с кровью. Жидкие среды при этом становятся прозрачными, а на плотных средах вокруг колонии появляется прозрачная зона.

Изучите этапы выделения чистых культур бактерий - student2.ru Изучите этапы выделения чистых культур бактерий - student2.ru Изучение ферментативной активности микроорганизмов

                               
  Изучите этапы выделения чистых культур бактерий - student2.ru
    Изучите этапы выделения чистых культур бактерий - student2.ru   Изучите этапы выделения чистых культур бактерий - student2.ru   Изучите этапы выделения чистых культур бактерий - student2.ru   Изучите этапы выделения чистых культур бактерий - student2.ru   Изучите этапы выделения чистых культур бактерий - student2.ru   Изучите этапы выделения чистых культур бактерий - student2.ru   Изучите этапы выделения чистых культур бактерий - student2.ru
 

лактоза глюкоза сахароза маннит мальтоза индол сероводород желатин

Микроорганизмы, не проявляющие ферментативной активности.

                               
    Изучите этапы выделения чистых культур бактерий - student2.ru   Изучите этапы выделения чистых культур бактерий - student2.ru
  Изучите этапы выделения чистых культур бактерий - student2.ru   Изучите этапы выделения чистых культур бактерий - student2.ru   Изучите этапы выделения чистых культур бактерий - student2.ru   Изучите этапы выделения чистых культур бактерий - student2.ru   Изучите этапы выделения чистых культур бактерий - student2.ru       Изучите этапы выделения чистых культур бактерий - student2.ru

лактоза глюкоза сахароза маннит мальтоза индол сероводород желатин

Микроорганизмы, проявляющие ферментативную активность

Наши рекомендации