Практическое занятие №13.«Типичные ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций».

Исходный уровень знаний студентов для освоения темы:

Студент должен:

Знать основные единицы синтаксиса;

Уметь владеть литературными нормами сочетаемости слов.

На практическом занятии рассматриваются следующие вопросы:

1. Литературная норма сочетаемости слов.

2. Особенности русского управления.

3. Правила построения сложных предложений;

4. Правила употребления обособленных членов предложения.

Итоговый уровень знаний.

Студент должен:

Знать способы соединения слов в процессе коммуникации;

Уметь корректировать ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций.

Практические задания

Задание 1. Поставьте существительное в нужном падеже, доставив, если нужно, предлог:

1) Удивляться (способности)

2) Отчитаться (работа)

3) Примириться (недостатки)

4) Приветствовать (победители)

5) Поздравить (удача)

6) Встретиться (герой)

7) Уклониться (ответ)

8) Убедиться (правота)

9) Восхищаться (живопись)

10) Вовлечь (работа)

Задание 2. Отметьте и исправьте ошибки в предложениях:

1) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

2) Этому учеников воспитывали в школе.

3) Неоднократно подчеркивалось о том, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.

4) Так, например, в повести описывается о жизни деревни.

5) Читатель просит объяснить о роли литературы.

6) Школа-это где учатся дети.

7) Волк попросил лису, чтобы она дала ему немного рыбы.

8) Расставив знаки препинания неправильно, предложение может потерять смысл.

9) Путешествуя по стране, я всегда веду дневник.

10) Но есть действия такие, которые могут совершаться с помощью языка.

Задание 3. Напишите правильный вариант следующих предложений, объясните ошибки:

1) Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины.

2) Чувство Вакулы должно пройти через испытания, равнодушие и капризы Оксаны.

3) Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.

4) Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах.

5) Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок в общежитии.

6) В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Румыния, США и другие.

7) Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем номере журнала и которая рассказывает о неизвестных страницах войны.

8) Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

9) Новая книга, казалось, что будет иметь успех.

10) На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты.

Задание 4. Отметьте предложения, в которых допущены грамматические ошибки.

1) Он любил и увлекался чтением.

2) Он вынул книгу и начинает ее читать.

3) Войдя в комнату, он осмотрел всех.

4) Дети одели панамы.

5) Весна в Ростове была ранняя.

6) Занятия шли согласно расписания.

7) Автор показывает героя своего времени и как общество влияет на него.

8) Своевременно оплачивайте за проезд.

9) Я тебе за это и говорю.

10) Я соскучился за семьей.

Задание 5. Составьте словосочетания со следующими глаголами:

Верить, винить, вникнуть, восхищаться, гордиться, горевать, грешить, дожидаться, дрожать, жертвовать, заверить, заслуживать, избегать, интегрировать, компенсировать, консультироваться, молить, оплатить, ослушаться, подражать.

Основная литература

1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

2. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. § 1, 2. М., 2007.

Дополнительная литература

1.Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2000.

2.Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 2006.

3. Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 2007.

Наши рекомендации