Занятие 14 «Спящий зимний лес»

ЦЕЛИ

• Продолжать развивать творческие способности.

• Познакомить с нетрадиционным способом изображения:
монотипией пейзажной.

• Совершенствовать координированность мелкой моторики.

• Продолжать воспитывать у детей умение видеть, замечать
прекрасное в повседневной жизни.

• Продолжать учить рассматривать картины: выделять главное в
ней — тему, изобразительные средства (колорит, композиция).

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Гуашь либо акварель.

2. Кисть.

3. Баночки с водой.

4. Влажная губка.

5. Листы бумаги.

Методы и приемы: наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация) и словесные (объяснение, разъяснение, беседа).

Предварительная работа: до занятия педагог рассматри­вает с детьми иллюстрации известных художников, изобража­ющих зимнюю пору: Ю. Кугач «Морозное утро», А. Пластов «Первый снег», И. Шишкин «Зима», репродукции К. Юона,

Библиотека журнала «Логопед»

И. Грабаря, Т. Бродской; проводится беседа на тему «Лес зи­мой»; читает художественные произведения: С. Маршак «Две­надцать месяцев», русские народные сказки «Снегурочка», «Два Мороза».

Вводная часть

Педагог беседует вместе с детьми по заранее просмотрен­ным картинам известных художников. Задает вопросы, кото­рые помогают раскрыть замысел автора, настроение, пере­данное им в картине: чем вам нравится эта картина, как ху­дожнику удалось передать грусть или радость, какие краски нужны ему были для этого, какие чувства вы испытываете, рассматривая эту картину?

Основная часть

Педагог знакомит детей с нетрадиционной техникой изобра­жения: монотипией пейзажной. Сначала нужно сложить лист пополам. На одной половине листа нарисовать пейзаж, на другой получится его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж вы­полнять быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половину листа, предназначенную для отпечатка, протирать влажной губ­кой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживить красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре, Дети загибают пальцы,

начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили. «Лепят», меняя положе-

ние ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг,

сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальцем.

Раз — подбросим. Смотрят вверх, подбра-

сывают воображаемый снежок.

Два — поймаем. Приседают, ловят вооб-

ражаемый снежок.

Три — уроним Встают, роняют вообра-

жаемый снежок.

И ... сломаем. Топают.

Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР

Заключительная часть

Проводится анализ выполненных детьми работ, выясняет­ся, на какую тему они сегодня рисовали, что использовали, что понравилось или не понравилось,

Занятие 15 «Новогодняя елка»

ЦЕЛИ

• Развивать творческие способности и воображение.

• Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисо­
вания — по мокрой бумаге.

• Учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни.

• Продолжать воспитывать самостоятельность в работе.

• Развивать мелкую моторику рук.

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Акварельные краски.

2. Баночки с водой, губка.

3. Листы бумаги.

4. Беличьи кисточки.

Методы и приемы: словесные (объяснение, разъяснение, беседа), наглядный (демонстрация).

Предварительная работа: чтение известных детям сти­хотворений и сказок про Новый год.

Вводная часть

Педагог проводит беседу о встрече Нового года, на которой читают стихи про Деда Мороза, Снегурочку, делают подарки близким, поют песни, водят хоровод около елки, танцуют, пляшут, рисуют, изготавливают из бумаги разные новогод­ние украшения, отгадывают загадки.

Загадки

Зимой и летом одним цветом. (Елка.)

Красавица какая

Стоит, светло сверкая.

Как пышно убрана.

Скажите, кто она? (Новогодняя елка.)

Библиотека журнала «Логопед»

Он с седою бородой.

Шуба, посох со звездой.

Он подарки нам принес,

Добрый ... (Дедушка Мороз).

Н. Нищева

Педагог предлагает детям нарисовать новогоднюю елочку.

Основная часть

Педагог демонстрирует детям рисование по мокрой бумаге. Бумага предварительно смачивается небольшим количеством воды с помощью губки. Основное изображение рисуется аква­рельными красками, чтобы изображение получилось слегка расплывчатым, объемным и более реалистичным. В процессе занятия педагог побуждает детей выражать чувства и эмоции через изобразительные средства: цвет, композицию.

Пальчиковая гимнастика «Елочка»

Перед нами елочка: Дети переплетают пальцы рук, боль­шими пальцами изображают верхушку «елочки».

Шишечки, иголочки. Выставляют указательные пальцы.

Шарики, фонарики, «Шарики» из пальцев вверх-вниз.

Зайчики и свечки, «Ушки» из указательного и среднего

пальцев; обе ладони складывают, паль­цы сжимают.

Звезды, человечки. Складывают ладони, расправляют

Н. Нищева пальцы; ставят средний и указатель­ный пальцы на стол.

Заключительная часть

В конце занятия проводится выставка детских работ. Каж­дый ребенок рассказывает о своем рисунке: какими изоб­разительными средствами ему удалось передать новогоднее настроение, с какой новой техникой изображения он по­знакомился, что понравилось или не понравилось в процес­се работы.

Примечание. В свободной деятельности или на специаль­ном занятии можно познакомить детей с тем, как встречают Новый год в других странах; откуда пошла традиция встре­чать Новый год.

Наши рекомендации