Дифференциация понятий «слог», «слово»

Вы смотрите программу «Маски-шоу»? Артистов этой пере­дачи называют мимами.

Бабушка-Загадушка предлагает детям стать мимами. Сначала мы будем только изображать действия.

Дети имитируют вязание, игру на музыкальных инструментах, рисование волн и т.д. Движения сопровождаются повторением слого­вых сочетаний са-за-са-за, се-зе-се-зе, су-зу-су-зу, зо-со-зо-со.

Что мы произносили? (Слоги.) А теперь помогите мне закон-

чить чистоговорки:

Сы-зы-сы-зы, мягка шерстка у ... (козы). Се-зе-се-зе, дадим сена мы ... (козе). Ось-ось-ось, ест осинку ... (лось). Оси-оси-оси, по лесу бродят ... (лоси). Зы-сы-зы-сы, хвост пушистый у ... (лисы). Вы подсказали мне слоги или слова? (Слова.)

6. Произношение звуков в словах. Развитие фонемати­ческого восприятия. Звуковой анализ

Посмотрим вокруг — в комнате много предметов с изучаемы­ми звуками. Назовите предметы, о которых я думаю. В слове один (слог, первый звук с. (Стол, стул.) В слове первый звук з, пос­ледний — а. (Занавеска.) Какой изучаемый сегодня звук вы услышали в середине этого.слова? (Звук с.) В моей корзинке лежит предмет, в названии которого первый звук з, последний — т. (Зонт.) «Разбросайте» звуки слова зонт. Сколько их в этом слове? (Четыре звука.) Обозначьте звуки кружочками. На ка­ком месте звук з?

Перед детьми выставляется схема слова лиса. Угадайте животное, в названии которого есть гласные звуки и, а. (Лиса.) Как вы догадались, что это лиса? Назовите зве­рей, в названиях которых есть изучаемые звуки. (Заяц, зебра, лось.)

Развитие фонематических представлений

Подарите Бабушке-Загадушке предметы, в названиях кото­рых есть звуки с, с', з, з'. Слушайте внимательно своих товари­щей. Если в названии подарка будут мягкие звуки с', з', подни­мите зеленый кружок, если с, з, — поднимите синий кружок.

Физминутка

Бабушка-Загадушка предлагает поводить хоровод «Во поле бере­за стояла». Дети водят хоровод.

9. Произношение звуков с, с', з, з' в предложениях. Анализ словесного состава предложения. Развитие вооб­ражения

Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет? Наступила осень, зацвели сады. Выпал снег, прилетели ласточки. На березе созре­ла земляника. Яблоки растут на яблоне.

Придумывание детьми предложений-небылиц. Анализ одного-

двух предложений.

Составление загадок-описаний

Выставляются картинки: земляника, сосна, фазан, змея, ослик. Расскажите о предмете, не называя его, а Бабушка-Загадуш ка будет угадывать его название.

Дети составляют описание предметов, загадывают загадки.

Решение проблемных вопросов

Если бы Бабушка-Загадушка предложила вам живого зайку и игрушечного, заводного, какого бы вы выбрали? Почему вы сделали такой выбор?

12. Чтение слов с пропущенными буквамиБабушка-Загадушка принесла нам таблички с написанными

словами, но в них не хватает по одной букве: _онт, ва_а, _ом, _ито.

Буква дополняется, слово прочитывается. Выкладываются слова по желанию детей.

Итог занятия

37 Тема «Звуки в, в' и буква в»

ПОХИЩЕНИЕ БУКВЫ в'

Материал.Цветик-семицветик, предметные картинки с изображениями птиц (соловей, скворец, журавль, воробей, сви­ристель, иволга); изображения сказочных персонажей (Вол­шебница, Великан, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, Ца­ревна-Лягушка, Винни-Пух, Ведьма); цветовые символы зву­ков, буквы.

Ход занятия

Оргмомент

Дети, я получила телеграмму. Послушайте, что в ней написа­но: «Де__очки и мальчики, меня похитила злая__едьма. __аша

но__ая бук__а». Вы догадались, какую букву похитила злая Ведь­ма? Найдем ее.

Сообщение темы занятия

Какого звука не хватает в слове едьма? (Звука в'.) В сло­вах бука, ноая, аша не хватает звука ... (в). Сегодня мы отправимся на поиски буквы в, обозначающей звуки в, в'.

3. Характеристика звуков в, в' по артикуляционным и ннустическим признакам

Слегка дотроньтесь зубами до нижней губы. Произнесите звук в. Приложите ладошку к горлу. Поет или спит ваш голосок? Обозначение звуков в, в' цветовыми символами.

4. Произношение звуков в, в' в слогах и словахКто же нам поможет?

На стол выставляется изображение Волшебницы. Повернитесь направо. Кого вы увидели? (Волшебницу.) Добрая.Волшебница дарит нам цветик-семицветик. На его лепестках написаны имена наших помощников. Назовите цвета лепестков. (Фиолетовый, малиновый, оранжевый, бордовый, розовый, ко­ричневый, сливовый.) Розовый лепесток сорвет мальчик, в име­ни которого есть звук в'.Витя срывает лепесток.

А теперь нам поможет Винни-Пух. Роль Винни-Пуха исполняет воспитатель.

«Хорошо, что я вас встретил, — говорит Винни-Пух. — По-иторите вместе со мной дразнилки и вопилки. Дразнилки: ва-по-вы-ки, ву-ва-во-фа. Какие слоги здесь лишние? (Слоги ки,фа.) А теперь вопилки: вы-ва-во (громко, низким голо­сом), ви-вя-ве(тихо, тонким голосом), вю-ву-вя-ва(воп­росительно).

Дети повторяют. После повторения слоговых сочетаний Винни-Пух указывает, какой лепесток сорвать.

Малиновый лепесток срывает тот, в чьем имени есть звук в». А теперь направляемся к Василисе Прекрасной. Закройте глаза и представьте, что мы летим на ковре-самолете.

Выставляется картинка с изображением Великана. А сейчас откройте глаза. Кто это? (Великан.) Покажите, как вы испугались Великана. Он говорит, что к Василисе Прекрасной пропустит только тогда, когда мы исполним его задания:

а) назовите первый звук слова великан;

б) назовите согласные звуки слова великан;

в) назовите птиц, в названиях которых есть звуки в, в'.

5. Словообразование

Логопед обращается к детям от имени Великана. Вижу, хорошо научились слышать звуки в, в' и птиц назвали правильно. А сейчас скажите о них ласково. (Совушка, соло вушка, воробышек, муравушка.) Назовите гласные слова совуш ка.

6. Словотворчество детей

Ласковые слова о птицах мне понравились, а теперь сочинит! о них чистоговорки. (Ва-ва-ва, на суку сидит сова. Вей-eeii вей, поет песни соловей. Бей-бей-бей, клюет зерна воробей.)

Великан пропускает детей к Василисе Прекрасной. Выставляется картинка с ее изображением.

Кто это? Какая она?

Дети подбирают прилагательные.

Физминутка

Василиса Прекрасная приглашает детей в сад. Под музыку дети танцуют, выполняют плясовые движения.

Наши рекомендации