Предложения по решению проблем государственной поддержки в сфере сохранения и повышения почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения

1. Пересмотреть оценку важности почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения как основу экономического благополучия страны. Для этого необходимо предпринимать следующие меры:

- регулярно проводить обследование почв;

- планировать мониторинг сельскохозяйственных земель;

- создать организационные структуры на региональном и муниципальном уровне (агрохимические службы);

- провести материально-техническое оснащение хозяйств и контролирующих служб;

- провести ресурсное и финансовое обеспечение хозяйств и контролирующих структур.

2. Разработать полновесную ведомственную программу (по Новосибирской области) по защите почвенного плодородия, предусмотреть условные показатели эффективности программы и предусмотреть соответствующее финансирование программных мероприятий;

В настоящее время сохранение почвенного плодородия предусмотрено только частью программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2013-2020 годы».

Хотя в приказе №89 нпа от 24.12.2012 «О внесении изменений в ведомственную целевую программу» сохранение почвенного плодородия является приоритетным направлением: задача 1.1 «Создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения»

Цель - сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственных угодий и агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства качественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственных угодий, а также обеспечения их фитосанитарной безопасности.

Для достижения цели необходимо:

- обеспечить проведение почвенных, агрохимических обследований земель сельскохозяйственных угодий;

- создать условия для вовлечения неиспользуемых земель сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственный оборот путем проведения комплекса агрохимических, агротехнических, культуртехнических мероприятий;

- совершенствовать организационные и технологические принципы мониторинга и формирования информационной базы данных по плодородию почв земель сельскохозяйственных угодий на основе проведения почвенного, агрохимического и эколого-токсикологического обследования таких земель;

- создать условия для своевременного и эффективного предупреждения массового распространения особо опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, в первую очередь саранчовых вредителей, лугового мотылька, листостеблевых инфекций зерновых культур и карантинных сорняков.

3. В законодательной базе Новосибирской области сменить приоритет собственности на землю на приоритет использования земли; Упростить порядок землепользования, отменить сложную процедуру регистрации прав на землю. Это позволит в полной мере и безопасно использовать земли сельскохозяйственного назначения, сократить площадь пустующих земель;

4. Обеспечить должный контроль над применением сельскохозяйственных технологий, для этого создать специальные службы на местах; регулярно проводить проверки по соблюдению сельскохозяйственных технологий в хозяйствах;

5. Предоставлять льготы в виде субсидий (30%) на покупку техники, удобрений, мелиорантов, и. др. Причем предоставлять субсидии необходимо сразу, чтобы повысить финансовую устойчивость хозяйств.

Вывод: На мой взгляд, данные меры воздействия помогут сохранить и улучшить почвенное плодородие земель сельскохозяйственного назначения, исключить бесхозяйственное использование почв, что приведет к повышению урожайности сельскохозяйственных культур, поднятию экономического уровня региона, улучшению окружающей среды.

Заключение:

Получение высоких и стабильных урожаев культур невозможно без хорошо отлаженной системы сохранения и управления почвенным плодородием. Она призвана решать задачи по оптимизации факторов жизни растений в течение вегетационного периода при минимальных затратах техногенных средств без существенных экологических нарушений окружающей среды.

Необходимость в управлении плодородием почвы возникает в том случае, если таким фактором начинает выступать какое-либо свойство почвы. При этом сущность управления сводится к решению 3 задач: 1) выявлению свойства почвы, лимитирующего урожайность культуры;

2) определению предела, до которого необходимо улучшить данное свойство;

3) выбору наиболее эффективных средств этого улучшения. Попытки повышения плодородия почвы без связи с текущей продуктивностью культур и экономикой производства – это получение, в лучшем случае, низкой окупаемости затрачиваемых ресурсов, в худшем – убытков с неблагоприятными экологическими последствиями.

Почвенное плодородие является важным аспектом не только ведения сельского хозяйства, но и поддержания равновесия в биосфере. Российская Федерация имеет огромные площади сельскохозяйственных земель, часть которых из них при неправильном использовании, и использовании не по назначению, утратила свое почвенное плодородие.

Плодородие почв влияет не только на растениеводство, повышая урожайность сельскохозяйственных культур, но от него зависят такие отрасли, как животноводство, птицеводство, и др. Следовательно, управляя почвенным плодородием, можно поднять экономический уровень как региона (Новосибирской области), так и всей страны.

К сожалению, как в Российской Федерации, так и в Новосибирской области стоят серьезные проблемы защиты и улучшения почв сельскохозяйственного назначения. В настоящее время действует государственная программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года" . Но данная программа имеет большие недостатки в сфере контроля за состоянием почв. А в Новосибирской области отсутствует полновесная программа по сохранению почв. В данной работе были рассмотрены соответствующие предложения по государственному управлению в сфере сохранения и улучшения плодородия почв сельскохозяйственных земель Новосибирской области.

Список использованной литературы:

1. Горбонос ФВ Кооперация: Методологические и методические основы - Л: ЛДАУ, 2003 - 264 с

2. Голубев И.Ф. Почвоведение с основами геоботаники// М.: "Колос", 1982, с.134-135.

3. Крылатых Э.Н. Мониторинг социально-экономических результатов преобразования земельных отношений в аграрном секторе РФ //Науч.тр. ВИАПИ РАСХН. Переходная аграрная экономика: проблемы, решения, модели.- М., 2000.- Вып. 1. 427 с.

4. Кауричев И.С., Бурлакова Л.М. /Почвоведение –М.: 2000, 67с.

5. Курцев И.В. Научно технический процесс в сельском хозяйстве Сибири (в прошлом - на рубеже веков - в будущем)/ РАСХН. Сиб. отд-ние. СИБНИИЭСХ.- Новосибирск, 2001.- 284 с.

6. Листопадов И.Н., Шапошников Н.М. Плодородие почвы в интенсивном земледелии//М.:Россельхозиздат, 1984.-75с.

7. Махт В.А., Пученко Е.С. Внутрихозяйственная оценка земель и ее практическое применение в условиях Западной Сибири; Учеб. посо-бие/ОмСХИ.- Омск, 1990.-104с.

8. Милосердов ВБ.Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: проблемы и пути их решения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. № 2. 5-9с.

9. Миндрин А.С. Регулирование развития оборота сельскохозяйственных угодий / А.С. Миндрин, А.Ф. Корнеев, А.А. Капитонов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. № 2. 7-10с.

10. Рыбаков Ю.И. Определение направлений и объемов государственных воздействий на сельскохозяйственное производство (На примере Новосибирской области)./Монография/ Новосибирск, 2011.

11. Тю JI.B. Совершенствование государственного регулирования инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве В условиях Сибири . Развитие регион. АПК, межрегион, и внешнепрод.связей. Новосибирск, 2003. - С. 137— 139.

Наши рекомендации