Классификация мобильных энергетических средств

К мобильным энергетическим средствам для осуществления сель-скохозяйственных технологических процессов в составе машинно-тракторных агрегатов (МТА) относятся прежде всего тракторы. Трак-торы предназначены для выполнения в основном тяговых процессов и, следовательно, считаются тяговыми энергетическими средствами (ТЭС).При работе в составе тягово-приводных агрегатов, когда энер-гия двигателя используется не только на осуществление тяговых про-цессов, но и на привод активных рабочих органов сельхозмашин через систему отбора мощности, трактор в широком понимании является сельскохозяйственным энергетическим средством.

Сельскохозяйственные тракторы классифицируются в основном по трем признакам: 1) назначению (или области применения), 2) типу двигателя и 3) как ТЭС по номинальной силе тяги.

По первому признаку тракторы делятся на тракторы общего назна-чения, универсально-пропашные, специализированные, малогаба-ритные и мотоблоки.

Тракторы общего назначения используются в растениеводстве для работ общего назначения (вспашка, сплошная культивация, по-сев, уборка кормовых и зерновых культур).

К тракторам общего назначения предъявляют следующие требо-вания: высокие тяговые свойства, низкое давление на почву и соот-ветствие ширины колеи трактора ширине захвата плуга. Последнее обусловлено назначением этих тракторов работать в основном с по-чвообрабатывающими машинами, создающими высокое тяговое со-противление, и выполнять в сжатые агротехнические сроки ранне-весенние работы по закрытию влаги при высокой влажности рыхлой почвы.

Универсально-пропашные тракторы предназначены главным об-разом для возделывания пропашных культур. До 60% времени их ис-пользуют на транспортных работах, а кроме того на вспашке и других энергоемких почвообрабатывающих операциях.

Основные требования к универсально-пропашным тракторам определяются операцией междурядной обработки пропашных куль-тур. К ним относятся: регулируемая в соответствии с шириной между-рядий колея движителей, увеличенный агротехнический просвет, вы-сокая маневренность и хорошая управляемость при движении агрегата

в междурядьях. Универсально-пропашные тракторы по условию безо-

1.2. Классификация мобильных энергетических средств• 9

Классификация мобильных энергетических средств - student2.ru

пасного движения в транспортном потоке должны иметь тормозную систему с приводом на прицеп и световые приборы в соответствии с требованиями дорожной безопасности.

Специализированные сельскохозяйственные тракторы предна-значены для работ по возделыванию и уборке отдельных культур или для особых производственных условий. К ним относятся свекло-водческие тракторы (Т-70С, ВТ-100ДС), тепличные, животноводче-ские и др. Специализированные тракторы конструируют преимуще-ственно на основе базовых моделей колесных и гусеничных тракторов с применением специфических агрегатов и систем.

На базе тракторов общего назначения созданы модификации пахотно-пропашных и специализированных тракторов. К ним отно-сятся, например, тракторы Харьковского (ХТЗ-16331) и Волгоград-ского (ВТ-100ДС) тракторных заводов.

По типу движителя тракторы делятся на колесные и гусеничные. Гусеничные сельскохозяйственные тракторы, в отличие от колес-

ных, предназначены для выполнения ограниченного количества опе-раций, главным образом энергоемких почвообрабатывающих. В свя-зи с этим требования к гусеничным тракторам не так разнообразны, как к колесным.

Сельскохозяйственные гусеничные тракторы общего назначения создают и производят только в России и других странах СНГ. Их доля

в тракторном парке России составляет примерно 30%, или половину от количества тракторов общего назначения. За рубежом такие тракто-ры имеют ограниченное применение. Их доля в общем парке не пре-вышает 3%, поэтому в сельском хозяйстве используют модификации промышленных гусеничных тракторов.

Колесные тракторы выпускаются с двумя и четырьмя ведущими колесами (колесные схемы 4К2 и 4К4). Применение тракторов с че-тырьмя ведущими колесами позволяет повысить тягово-сцепные показатели за счет использования всего веса в качестве сцепного. Полноприводные тракторы 4К4 различаются по размерам колес. При одинаковом размере и грузоподъемности передних и задних ко-лес тракторы относятся к схеме 4К4б, при меньшем размере передних колес — к схеме 4К4а.

В зависимости от типа трактора изменяется распределение веса по осям. Для тракторов 4К4а на переднюю ось приходится 0,38…0,45 общего веса трактора, а 4К4б — примерно 0,6.

Схему 4К4а имеют современные тракторы как универсально-пропашные, так и общего назначения; схему 4К4б — в основном оте­

10 • 1.  Эксплуатационные свойства, классификация и компоновка

Классификация мобильных энергетических средств - student2.ru

чественные тракторы общего назначения и, кроме того, некоторые универсально-пропашные, например MB-tracт (Германия), ЛТЗ-155 (Липецкий тракторный завод) и созданный на его основе РТ-М-160 (Нижнетагильский вагоностроительный завод).

Другими эффективными способами повышения тягово-сцепных свойств колесных тракторов, кроме применения четырех вместо двух ведущих колес, является увеличение площади контакта движителей

с почвой за счет широкопрофильных арочных шин, полугусеничного хода, сдвоенных колес и дополнительного ведущего моста (схема 6К6). Из них наиболее широкое применение нашло сдваивание колес.

Как самостоятельная схема 6К6 не получила пока производ-ственного применения. Минским тракторным заводом и научно-исследовательским институтом (НАТИ) разработано модульное энер-готехнологическое средство МЭС-200 со схемой 6К6, проведены его тяговые и эксплуатационно-технологические испытания, подтвер-дившие возможность увеличения номинальной силы тяги примерно на 50% и высокие эксплуатационные свойства.

МЭС-200 состоит из энергонасыщенного трактора с колесной схе-мой 4К4а (тяговый класс 2) и транспортно-технологического модуля, легко соединяемого и отсоединяемого от него. Этот модуль представ-ляет собой тележку, которая имеет: два ведущих колеса, приводимых от синхронного вала отбора мощности (ВОМ) трактора, гидронавес-ные, седельные и прицепные устройства, ВОМ и другое оборудование, необходимое для выполнения полевых и транспортных операций.

Классификация тракторов по номинальной силе тяги приня-та только в России и других странах бывшего СССР в соответствии

с ГОСТ 27021—86 (СТ СЭВ 628—85) «Тракторы сельскохозяйственные

и лесохозяйственные. Тяговые классы».

За номинальное тяговое усилие Pкр.н принято такое его значение, при котором достигается наиболее полное использование тягово-энергетических возможностей трактора и тяговый КПД имеет макси-мум. По номинальному тяговому усилию, полученному на стерне (по-чва средней плотности и нормальной влажности) колосовых культур при заводской эксплуатационной массе, все сельскохозяйственные тракторы делятся на следующие тяговые классы: 0,2; 0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6 и 8. Эти цифры характеризуют значение тягового усилия в тон-нах, так как указанный государственный стандарт разрабатывался,

когда еще действовала старая система измерения физических величин. Тяговым классам соответствует номинальное тяговое усилие Pкр.н : 2; 6; 9; 14; 20; 30; 40; 50; 60 и 80 кН. Значение буксования ведущих колес,

1.2. Классификация мобильных энергетических средств• 11

Классификация мобильных энергетических средств - student2.ru

соответствующее этим Pкр. н , принято равным 16; 14 и 3% (соответ-ственно тракторы 4К2, 4К4 и гусеничные).

Приведенные значения Pкр. н являются округленными, отнести трактор к какому-то тяговому классу необходимо, руководствуясь приведенным в табл. 1.2 диапазоном изменения тягового усилия.

Тракторы тягового класса 0,2 принято считать малогабаритными, тракторы 0,6 — малогабаритными и универсально-пропашными, трак-торы 0,9; 1,4 и 2 являются универсально-пропашными, тракторы клас-са 3 и выше — это тракторы общего назначения. Последний класс 8 пока не реализован.

      Таблица 1.2
  Диапазоны изменения тягового усилия  
       
Тяговый Диапазон Тяговый Диапазон
класс Pкр.н,кН класс Pкр.н,кН
0,2 1,8…5,4 27…36
0,6 5,4…8,1 36…45
0,9 8,1…12,6 45…54
1,4 12,6…18 54…72
18…27 72…108

В международной практике (стандарты ИСО) используется клас-

сификация колесных тракторов не по номинальному тяговому уси-лию, а по максимальной тяговой мощности Nкр.м получаемой из по-тенциальной тяговой характеристики при использовании трактора на гладкой горизонтальной и сухой бетонированной поверхности

или на горизонтальной поверхности поля после скошенной травы. По значениям Nкр.м, все тракторы разбиты на 4 категории: 1-я —

N кр.м < 30 кВт; 2-я — Nкр.м = 30…70 кВт; 3-я — Nкр.м = 70…135 кВт

и 4-я — Nкр.м = 135…300 кВт.

Соотношение между российскими тяговыми классами и междуна-родной категориями по ИСО представлено в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Наши рекомендации