Урок 105. части речи и члены предложения

Цель: развивать умение разбирать предложения по членам и определять части речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие местоимения вы подчеркнули? Вместо каких существительных они употребляются в тексте?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: м..рской, ст..пной, л..сник, подл..тел.

– Прочитайте слова.

– Сегодня мы составим цепочку из пяти букв. Первые три буквы находятся в суффиксах прилагательных. Четвертая и пятая буквы – пропущенные орфограммы. Из каких букв состоит цепочка? (В прилагательном морской суффикс урок 105. части речи и члены предложения - student2.ru в прилагательном степной суффикс урок 105. части речи и члены предложения - student2.ru В слове морской орфограмма – буква о, проверочное слово – муре. В слове степной орфограмма – буква е, проверочное слово – степь. И т. д. Значит, мы будем писать цепочку из букв с, к, н, о, е.)

скное кноес ноеск …

– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.

IV. Словарный диктант.

Сильная вьюга, отъезд братьев, съел муравьёв, разъединить перья, разъедает солью, объедают листья, объявление о вьюге, объяснил с радостью, объест сучья.

– Подчеркните разделительный ь одной чертой, а разделительный ъ двумя чертами.

урок 105. части речи и члены предложения - student2.ru

V. Сопоставление частей речи и членов предложения.(упр. 378.)

VI. Восстановление деформированных предложений. (упр. 379.)

VII. Работа над правилом (с. 8).

– Какой вопрос вам приготовил Почемучка? Что вы ему ответите?

– Прочитайте правило. Спишите предложения.

– Составьте схему первого предложения. По этой схеме составьте своё предложение и запишите его.

VIII. Итог урока.

– Чем сходны между собой подлежащее и сказуемое? (Это главные члены предложения.)

– Чем сходны между собой имя существительное, имя прилагательное, глагол? (Это части речи.)

– Какая часть речи членом предложения не является? (Предлог.)

Домашнее задание. Упражнение 382.

Урок 106. ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ,
ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ

Цель: познакомить с изменением частей речи по числам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Из каких частей речи состоят второе и третье предложения? Назовите главные члены этих предложений.

– Какая часть речи не является членом предложения?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: м..ря, п..ля, з..мля, цв..ты.

– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это имена существительные, отвечают на вопрос что? Во всех словах безударные гласные, проверяемые ударением: моря – муре, поля – пуле, земля – зймли, цветы – цвет.)

– Какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово – земля, стоит в единственном числе, остальные существительные употреблены во множественном числе.)

– Цепочка, которую мы будем писать сегодня на уроке, состоит из букв, которые обозначают мягкие согласные звуки в лишнем слове, и букв, которые являются орфограммами данных слов. Какие это буквы? (В слове земля буквы з, л обозначают мягкие согласные звуки, а орфограммами данных слов являются буквы о, е. Значит, мы составим цепочки из букв з, л, о, е.)

зело лезо зело лозе …

– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.

Наши рекомендации