V. Проверка безударных гласных в корне.
1. Беседа по вопросам:
– Какой вопрос вам приготовил Почемучка?
– Как вы ему ответите?
2. Наблюдение над словами с безударными гласными, которые нужно проверять. (Упр. 65.)
3. Работа над правилом на с. 30.
4. Подбор проверочных слов. (Упр. 66.)
В процессе выполнения работы закрепляется алгоритм последовательности действий учащихся при проверке безударных гласных в корне: 1) обозначить в слове ударение и найти безударный гласный звук; 2) изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным, то есть подобрать проверочное слово; 3) написать в проверяемом слове ту безударную гласную, которая есть в проверочном слове.
5. Самостоятельная работа.
На доске записано стихотворение И. С. Тургенева:
Гуляют тучи з..л..тые
Над отдыхающей з..млёй,
П..ля просторные, немые,
Бл..стят, облитые р..сой.
– Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
– Встаньте, пожалуйста. Сейчас проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если в этом слове безударная гласная е, хлопните в ладошки, если безударная гласная и – сделайте наклон вперед. Постарайтесь сосчитать, сколько слов с безударной гласной и.
Учитель называет слова: спина, река, ведро, зерно, лицо, стена, село, листы, звезда, слеза, стрела, зима, число.
6. Работа по вариантам.
Вариант I
М..лчать, м..сной, охр..нять, уд..влять, гр..знуля, пл..сать.
Вариант II
По..вился, г..рчица, сл..зинка, ш..повник, скр..пучий, нар..дить.
– Спишите. Вставьте пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова.
VI. Итог урока.
– Как проверить слова с безударными гласными? Приведите свои примеры.
Домашнее задание. Правило на с. 30, упражнение 68.
Урок 17. Упражнение в построении
предложений и написании слов
с безударными гласными
Цели: совершенствовать умение правильно писать слова с безударными гласными, проверяемыми ударением; развивать умение составлять предложения из слов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте слова, которые обозначают несколько предметов. Назовите ударные и безударные гласные.
– Как проверить безударные гласные в корне?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны буквы: о г В а л.
– Какая буква лишняя? (Лишняя буква В, она прописная, а все остальные буквы строчные.)
Воа Вгл Воа …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная буква В чередуется сначала с группой строчных гласных, а затем с группой строчных согласных.)
– Какое слово рассыпалось? (Волга.)
– С каким правилом связано написание этого слова?
IV. Упражнения в построении предложений.
1. Восстановление деформированных предложений. (упр. 69.)
– Какие пропущенные буквы вы вставили в словах? Обоснуйте свой ответ.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
2. Работа по вариантам.
Вариант I
Солнце, за, низкое, скрылось, деревьями.
В, березы, уборе, золотом, стоят.
Вариант II
Птицы, путь, в, тронулись, дальний.
Загадок, и, как, в, тайн, много, лесу!
– Составьте и запишите из данных слов предложения. Подчеркните главные члены.
V. Работа над скороговоркой. (Упр. 71.)
VI. Итог урока.
– Что нужно делать, чтобы из отдельных слов составить предложение?
Домашнее задание. Упражнение 70.
Урок 18. Устное сочинение по картинке.
Упражнение в делении сплошного текста
Цель: развивать умения рассказывать по картинке, делить сплошной текст на предложения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Расскажите стихотворение И. Сушкова по памяти.
– В каких словах встретились безударные гласные, проверяемые ударением?
III. Минутка чистописания.
На доске запись:
в..сна лё.. ду.. рыба.
з в ж ?
– Прочитайте слова. Объясните написание пропущенных орфограмм.
– К каждому слову назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению, обозначенному данным словом. Вам помогут буквы-помощницы, которые находятся под словом. (Весна – предшествует по времени зима, поэтому пишем букву з, лёд – предшествует вода, поэтому пишем букву в, дуб – предшествует желудь, поэтому буква ж, рыба – предшествует икра, нужно написать букву и.)
– Составьте цепочку из букв, написанных внизу.
звжи…
– Какая буква лишняя? (Лишняя буква и – она гласная, остальные буквы согласные.)
– Продолжите цепочки букв, каждый раз соединяя согласные с гласной и.
зи ви жи зи …