Изучение нового материала

Мультимедийный урок по химии

«Физические и химические явления»

Изучение нового материала - student2.ru

Подготовлен и проведен

Учителем химии

Жусуповой Анастасией

Валентиновной

Донецк 2015

План урока:

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

III. Актуализация опорных знаний и умений

IV. Изучение нового материала

V. Закрепление знаний

VI. Домашнее задание

VII. Итог урока

Цель урока – рассказать о физических и химических явлениях в природе и в быту, научить умению различать данные явления.

Задачи:

· образовательная – актуализировать знания учащихся о физических и химических явлениях, расширить понятие «химическая реакция», сформировать у учащихся знания, позволяющим выявить чёткие различия между физическими и химическими явлениями.

· развивающая - способствовать развитию памяти и внимания, развить у учащихся умение обобщать и систематизировать информацию.

· воспитательная - способствовать воспитанию научного мировоззрения и развитию коммуникативных умений, содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при проведении эксперимента.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы:объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение; частично-поисковый.

Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор; презентация урока в программе Power Point, учебник химия 7 класс А.А. Лашевская.

Химическое оборудование: свеча, ступка с пестиком, химические стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная.

Реактивы: мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок.

Ход урока

Организационный момент

Мотивация учебной деятельности

Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь, приготовьтесь к уроку. Сегодня очень насыщенный урок, нужно много успеть сделать, поэтому слушаем меня внимательно и стараемся всё выполнить, что намечено.

Актуализация опорных знаний и умений

Учитель: мы с вами изучаем науку «химия». Давайте вспомним ее определение.

(Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.)

Тема нашего урока – это как раз «явления, сопровождающие превращения».

Учитель: Какие явления вы наблюдаете при горении?

- плавление парафина (переход из твёрдого состояния в жидкое)

- затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)

Как называются такие явления? горение парафина (свет и выделение тепла).

Учитель записывает тему урока на доске (слайд № 1). Ученики записывают в тетрадях. Число и тему урока «Физические и химические явления. Химические реакции».

Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления (слайд № 2).

План урока: (слайд № 3).

1. Явления природы.

2. Сущность физических и химических явлений.

3. Значение физических и химических явлений.

4. Условия возникновения и протекания реакций.

5. Экзо- и эндотермические реакции

Изучение нового материала

Мы знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства. Вокруг нас всегда находятся какие-либо вещества. Но всегда ли вещества остаются неизменными?

Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути?

Природа – это огромная лаборатория, в которой непрерывно происходит изменение агрегатного состояния, формы различных веществ, а также идёт образование новых веществ.

Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества.

В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал.

Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему бензин, резину, пластмассы, волокна, металлы. Часто в результате множества превращений получаются новые вещества, которых нет в природе. При всех этих явлениях происходит разрушение исходных веществ и формирование из их составных частей новых веществ.

Явления: извержение вулкана, образование инея, гниение листьев осенью, горение древесины, образование тумана, образование облаков, таяние льда, горение бумаги, скисание молока, плавление металла. (Слайды № 4-8).

В природе нет веществ, которые не меняются. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать.

Планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря.

Любые изменения, которые происходят с телами называют явлениями. (Пишут определение в тетрадь), (слайд № 9).

Учащиеся открывают учебник, находят стр. 98 читают и записывают определения в тетрадь в виде схемы 4.

Различают два вида явлений в природе: физические и химические.(Слайд № 10).

Физические явления - это явления, происходящие с веществами с сохранением их молекул, при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется только агрегатное состояние. (Слайды № 11-13).

Задание:Выпишите явления, которые относятся к физическим. (Слайд №14).

Химические явления - это явления, происходящие с веществами с разрушением молекул, в результате которых из одних веществ образуются другие. (Слайды № 15-18). Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений.

Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления. (Слайд № 19).

Задание: Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими (слайд № 20).

Техника безопасности работы с химическим оборудованием и реактивами.

Полученные результаты заносим в таблицу.

№ опыта   Название опыта Результат  
Растирание кусочка мела. Физическое явление
Разрезание бумаги. Физическое явление
Диффузия перманганата калия. Физическое явление
Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи. Химическое явление  
Взаимодействие сульфата натрия с раствором хлорида бария. Химическое явление  

Опыт №1. В ступку поместили кусочек мела и растерли его пестиком. Что наблюдаем?

Ответ: измельчение вещества, его переход из кристаллического состояния в порошкообразное.

Вывод: само вещество (мел) при растирании не изменяется, изменяется только его физическое состояние.

Опыт №2. Разрезание бумаги. Что наблюдаем? Какое явление?

Опыт №3. Диффузия перманганата калия. Что наблюдаем? Какое явление?

Опыт №4. Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи. Что наблюдаем? Какое явление?

Вывод: химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми свойствами.

Опыт № 5. К раствору сульфата натрия прильем раствор хлорида бария. Что наблюдаем? Какое явление?

Вывод: наблюдается образование белого осадка. Произошла химическая реакция.

Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?

Признаки химических реакций: (слайд № 21)

· Изменение окраски;

· Образование осадка;

· Появление запаха;

· Выделение газа;

· Поглощение или выделение теплоты (иногда со светом).

Запись в тетрадь учащегося.

Учитель. Обратимся к схеме химических явлений, какой из признаков мы не наблюдали? (Появление или поглощение теплоты).

Для его подтверждения мы просмотрим видеофрагмент «Вулкан». (Слайд № 22).

- Что мы наблюдали в ходе видеофрагмента?

- Дым, пламя огня, раскаленная лава. Как называются эти реакции в химии, вы узнаете из учебника.

Работа с учебником (А.А. Лашевская, химия 7 класс).

Записать определение эндотермической и экзотермической реакции в тетрадь. (Слайды № 23-24).

Экзотермическая реакция – химическая реакция, при которой происходит выделение теплоты.

Эндотермическая реакция - химическая реакция, при которой происходит поглащение теплоты.

Учитель. При каких условиях происходят химические реакции?

Условия протекания: (Слайды № 25).

· Контакт веществ (измельчение, перемешивание, растворение).

· Нагревание до определённой температуры: необходимо для начала реакции, необходимо на протяжении всей реакции.

· Действие электрическим током

· Облучение светом

Учитель: Какое значение имеют физические и химические явления?

Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов.

Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез).

· Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов. (Слайды № 26-28).

· Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.

Наши рекомендации